Психологические аспекты кризиса подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является необходимостью разобраться, как происходит процесс формирования кризиса в современном обществе.

В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические взгляды на проблему кризиса подросткового возраста

1.1.Понятие подросткового возраста………………………………..…….....4

1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста……......5

1.3. Формирование личности………………………………………………..10

2.Экспериментальное исследование

2.1. Современное состояние интересов подростков…………………........18

2.2. Анализ факта влияния общественных и личностных факторов на протекание подросткового кризиса…………………………………………….......22

Заключение…………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.96 Кб (Скачать)

Кольский  филиал

 Петрозаводского  Государственного Университета 
 
 
 

Курсовая  работа 

“Психологические  аспекты кризиса подросткового  возраста” 
 
 
 
 
 

Студентки 2 курса

Гуманитарного факультета

Специальности  социальная работа

Очной формы  обучения

Кудриной  Н.В. 
 
 
 
 

Апатиты

2010 г. 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

    1.Теоретические  взгляды на проблему кризиса  подросткового возраста

    1.1.Понятие  подросткового возраста………………………………..…….....4

    1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста……......5

    1.3. Формирование  личности………………………………………………..10

    2.Экспериментальное  исследование

    2.1. Современное состояние интересов подростков…………………........18

   2.2. Анализ факта влияния общественных  и личностных факторов на протекание подросткового кризиса…………………………………………….......22

   Заключение…………………………………………………………………...23

   Список  литературы………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст  занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

       Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

       На  развитие подростков в значительной степени влияет общество, в котором  они растут. Именно в обществе юные учатся налаживать отношения с окружающими, приспосабливаться к различным ситуациям, бороться с окружающими трудностями. Формирование личности юношей и девушек, их роль и будущее во многом зависят от ожиданий общества. Поскольку подростки – одна из составных частей общества, мы должны понимать, в чем состоят их социальные запросы, и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста. И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой.

       Целью данной работы является необходимостью разобраться, как происходит процесс формирования кризиса в современном обществе.

       В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние  на развитие личности.  
 
 

1.Теоретические  взгляды на проблему кризиса  подросткового возраста

    1.1.Понятие подросткового возраста

   Вопрос  о подростковом кризисе, о кризисном  характере перехода от детства к  взрослости до настоящего времени является достаточно спорным.

   Значение  понятия подросткового кризиса  прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающего преодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному», означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа.

   Сегодня в психологической литературе можно  найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию  в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то и другое понимание.

   Известно, что для подросткового кризиса  ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология». В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется  и на психологические характеристики. Применительно к подростковому возрасту это образно объяснил Л.С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания - социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». [4,c.167] 

    1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста

   Разные  авторы по-разному понимают причины  возникновения и характер протекания подросткового кризиса. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и  теорий подросткового возраста.

   В соответствии с теорией рекапитуляции, С.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и  собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению С.Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами  и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. С.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность переходит в застенчивость и трусость и т.д. С. Холл по праву он  назвал этот период - периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода С. Холл описывает, как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

   Представления С. Холла о переходности, промежуточности  данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

   Другой  крупный исследователь подросткового  возраста Э.Шпрангер рассматривал  подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

   Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждал вопросы о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска». Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

  • Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается, как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
  • Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
  • Третий тип представляет собой такой процесс развития - когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодалевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

   Главным новообразованием этого периода, по Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности, исходя из представлений о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков.

   Э. Шпрангер, пытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявление в подростковом возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Шпрангеру,  принадлежат к разным слоям психики.

   Поиск биологического смысла пубертатного периода  представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности, по Бюлеру - детство человека, а заключительная часть - юность. Фаза пубертатности, созревание обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Бюлер называет психической пубертатностью, которая проявляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

   Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана  с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим , неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «ТЫ». Ш. Бюлер отличает психологическую пубертатность от телесной. По ее мнению с ростом культуры происходит удлинение периода психологической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.

   В работе Бюлер сделана попытка  рассмотреть лубертатный возраст  в единстве органического созревания и психического развития.

   Э. Штерн рассматривал подростковый возраст, как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст, характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн описывает его как промежуточный этап между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - «серьезная игра». О ней можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно-серьезное содержание деятельности (например, кокетство, флирт, мечтательное поклонение). Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учиться  «умерять свои цели, закалить свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться».

   Классические  исследования подросткового возраста касаются развития личности в период первой трети 20 века, когда детская психология формировалась, как самостоятельная наука, оставаясь под влиянием биологизаторских идей. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания.

   Во  второй половине века исследователи  углубили понимание роли среды в  развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший  подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Информация о работе Психологические аспекты кризиса подросткового возраста