Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:24, курсовая работа
Целью данной работы является необходимостью разобраться, как происходит процесс формирования кризиса в современном обществе.
В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические взгляды на проблему кризиса подросткового возраста
1.1.Понятие подросткового возраста………………………………..…….....4
1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста……......5
1.3. Формирование личности………………………………………………..10
2.Экспериментальное исследование
2.1. Современное состояние интересов подростков…………………........18
2.2. Анализ факта влияния общественных и личностных факторов на протекание подросткового кризиса…………………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………….26
Согласно концепции Ж. Плаже, в этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни, Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимым от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.
Л. С. Выготский, подробно рассматривая проблему интересов в переходном возрасте, назвал ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Выготский, имеет место период разрушения отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как и всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Это появляется в следующих симптомах:
Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе, как не «о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым. Это стремление вызывает сопротивление со стороны действительности.
Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную «взрослую» позицию в жизни. Однако для этого нет еще возможностей.[12]
Многими авторами подчеркивается возможность и желательность бескризисного протекания подросткового периода. Если же кризис возникает, то часто он рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам. Следует отметить, что нередко, как это было в отечественной психологии и педагогике, провозглашение бескризисности подросткового периода имело и имеет ярко выраженный идеологический оттенок. Причины кризиса объясняются также тем, что личность не может справиться с возникающими на новом возрастном этапе проблемами. Завоевала популярность и теория «локального взросления» (Коулман), отмечающая наличие ряда зон развития в подростковом возрасте - пубертатного созревания, когнитивного развития, личностные, социальные изменения, которые различаются во времени достижения максимума своего развития, но свойственны значительно большому периоду, что, по мнению автора, является более адекватной моделью развития, чем представления о кризисах, подразумевающее качественные сдвиги, резкие изменения, затрагивающие практически одновременно все линии развития. Весомым аргументом в пользу «бескризисных теорий» является то, что данные исследований часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого периода. [7]
Исследование Доуван и Адельсона (США, 1966); исследования Раттера и его сотрудников (Англия,1976); лонгитюдное исследование, проведенное Д. Оффером и Дж.Д. Оффер (1975) и его другие исследования показали, что подростковому возрасту не обязательно свойственны психологические потрясения и конфликты, хотя все подростки испытывали некоторое напряжение в следствие специфических для этого возраста трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях. Большинство подростков успешно решают различные задачи развития, являющиеся вехами отрочества. Наличие большого количества подростков с легкими нарушениями подкрепило тезис о нормативном характере подросткового кризиса.
Л.
С. Выготский, рассуждая о кризисном
характере подросткового
Процесс созревания складывается из кризиса и из синтеза, представляющих различные моменты одной и той же волны развития»
Таким
образом, изучение подросткового периода
– очень сложный, долгий и многоплановый
процесс, который не завершен и по сей
день. До сих пор нет однозначного понимания
всех его особенностей, не прекращаются
споры между психологами. Но, несмотря
на это мы можем выделить основные моменты,
определяющие подростковый период развития,
отметить его главные характеристики.
[5,30]
1.3.Формирование личности
В подростковом возрасте особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Многие
трудности и проблемы подростка
объясняются главным
Под социализацией понимают освоение подростком новых для себя социальных ролей, восхождение во все более широкие социальные отношения и то, что для подростка новой психологической реальностью становиться группа сверстников.
Смысл процесса обособления – в поиске подростком своей автономии. Отстаивая свое личное и физическое пространство, подросток еще не способен всерьез и с уважением относиться к автономии других людей. В семье это свойство порождает немало трудностей для близких. Подросток требует уважения к своей интимности: не слушайте его разговоров, не расспрашивайте его о делах, не мешайте общению с товарищами. Однако он не допускает, что и другие члены семьи имеют право на тайну, обособленность. Он живет так, как будто другие должны посвящать ему свою жизнь, отдавая ее без остатка. Он занят только собой, все его чувства и мысли вертятся вокруг своего «Я» подросток как будто прикован к себе и оценивает происходящее исключительно со своей точки зрения.
Подростковая дружба неустойчива именно из-за того, что подростку еще не доступно понимание ценности автономии другого. В любом конфликте он считает себя жертвой, не умеет понять свою долю вины. Эгоцентричное сознание порождает особое поведение подростка – сверхчувствительное, несдержанное, воинственное и обидчивое.
Для подростка очень важно заявить о себе, но столь же необходимо укрепить свою связь с другими. Подросток находится в постоянном диалоге с окружающими. Даже когда реальный круг общения очень ограничен, подросток создает воображаемых других, чтобы вести с ними диалог. Этот диалог необходим для построения нового образа «Я».
В процессе социализации и обособления есть еще один аспект: необходимость для подростка быть связанным с группой и поиск собственной идентичности.
Подросток стремиться быть принятым той группой сверстников, интересы которой он разделяет. Это может быть школьный класс, компания одноклассников или ребят со двора. Для подростка группа - не просто ребята, которых он считает интересными и необходимыми ему для досуга. Подростковая группа – сообщество со своими нормами, правилами, отличными от иных. Быть членом подростковой группы означает быть своим среди своих, жить по ее законам, вместе противостоять другим группам. Для подростка быть в группе – это не быть одному.
Общение
притягивает подростка и
Потребность подростка быть связанным с группой вступает в противоречие с его потребностью в самоопределении, с желанием обрести свою идентичность.
Нормальный подросток не растворяется в группе, он интересен сам себе. У него есть представления о том, какой он сегодня, каким будет завтра.
Советские
психологи, начиная с Л.С. Выготского,
единодушно считают главным
Чувствуя себя другим (новым и взрослым), подросток требует, чтобы и взрослые признавали это. Отношение подростков ко взрослым противоречиво: подросток стремиться быть независимым от оценок взрослого, от его воли и власти над собой, от контроля и опеки, и в то же время взрослый необходим подростку, как советчик, как старший товарищ и любимый родитель, знающий учитель.
Без взрослого подростку не сориентироваться в запутанном мире человеческих отношений, не найти границ между добром и злом, не разобраться в себе. Подросток ищет во взрослом образцов, независимо от того, какие именно (положительные или отрицательные) образцы для него привлекательны.
Чем старше подросток, тем болезненней его борьба со взрослыми за свободу. Он сам хочет определить свой образ жизни, интересы, формы досуга. С возрастом он все более нетерпим к авторитарному стилю учителей и родителей, к морализму взрослых, навязыванию подростков собственных представлений о том, что ему полезно или вредно. Подросток за равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую позицию».
Один из парадоксов подростничества – несоответствие потребности подростка к свободе и степени доступной ему ответственности. В отечественной практике воспитания до недавнего времени отсутствовала простая и очень важная для развития личности подростка установка: подросток ответственен за то, что делает и что выбирает. Разумеется соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку, как по психологическим, так и по физическим возможностям.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми, зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом он уже не считает такое положение нормальным, и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одна из важных причин конфликтов подросткового возраста – убеждение подростка в несправедливости взрослых. Нельзя отрицать, что найдется много подростков, которые в состоянии разобраться во многих сложных явлениях, ситуациях не хуже, а иногда и лучше взрослых. И очень часто бывает, что все это не имеет никакого значения между фактом недостаточного возраста подростка, когда дело доходит до какого-либо разногласия со взрослыми.
Из фактов социализации самым важным была и остается родительская семья, как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношения с родителями. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Однако взаимоотношения с родителями зачастую обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
К концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я - концепция» система внутренне согласованных представлений о себе, образов, идентификации «Я» материального и социального планов.
Под
«Я» подразумевается
Центральный
психологический процесс в
Понятия «Я - идентичности», по Эриксону, занимает центральное место в осмыслении процесса развития. Оно включает одновременно три аспекта:
Информация о работе Психологические аспекты кризиса подросткового возраста