Психологические аспекты кризиса подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является необходимостью разобраться, как происходит процесс формирования кризиса в современном обществе.

В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические взгляды на проблему кризиса подросткового возраста

1.1.Понятие подросткового возраста………………………………..…….....4

1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста……......5

1.3. Формирование личности………………………………………………..10

2.Экспериментальное исследование

2.1. Современное состояние интересов подростков…………………........18

2.2. Анализ факта влияния общественных и личностных факторов на протекание подросткового кризиса…………………………………………….......22

Заключение…………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.96 Кб (Скачать)

 

   Заключение

   Итак, рассмотрев кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, можно условно выделить три фазы протекания:

   1)Негативную, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов;

   2)Кульминационную точку кризиса;

   3)Посткритическую фазу, то есть период формирования новых отношений и т.д.

   Такой подход находит свое подтверждение: переход к подростковому возрасту, характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Чаще всего это проявляется в негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтов с взрослыми, стремлением всегда настоять на своем, т.е. повышенная конфликтность и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Процесс воспитания должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий, которые могут способствовать возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому невозможно дать рецепт на каждый трудный случай практики, однако  можно сформировать некоторые общие принципы:

  1. Опора на положительные качества подростка;
  2. Формирование будущих жизненных устремлений подростка;
  3. Включение в коллективную деятельность;
  4. Реализация потребности в самоутверждении;
  5. Развитие полезных навыков, интересов;
  6. Доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростками.

   Таким образом, подводя итог данной работе я еще раз отмечаю важность подросткового возраста для всего развития личности, считаю необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваю важность применения этих знаний в реальной жизни, группы подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям. 

 

   Список  литературы:

  1. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983
  2. Божович Л.Н. Избранные психологические труды // М. – 1995 – под ред. Д.И. Фельдштейна.
  3. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.
  4. Выготский Л. С. Психология подростка. – М., 1929-1931.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М., 1983.
  6. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
  7. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997,
  9. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.

10)Мадорский  Л.Р., Зак А.3. "Глазами подростков", Книга для учителя М. Просвещение,1991

11) Мудрик А. В поисках своего «Я»: Проблемы психологии раннего юношеского возраста// Семья и школа.- 1987

12) Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1998.

13) Подлеснова, Второе рождение: (психологические проблемы подростков) // Семья и школа. – 1998.-№7

14) Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей общения", М. 1987

15) Поливанова К. М. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996.- №1.

16) Прихожан А. М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.

17) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // 8-е издание. – С. – П. – 2000.

18) Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем.- М.: Мир, 1994.

19) Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте // М. – 1997.

20) Современная подростковая пресса, журналы:

- «Ровесник» № с 1 по 5. – 2001.

-  «Штучка» № с 1 по 6. – 2001.

- «16» №  4,5. – 2001.

- «COOL GIRL» № с 19 по 23. – 2001.

                                № с 1 по 12. – 2001.

- « GOOL» № с 36 по 51. – 2000.

                       № с 14 по 24. – 2001.

21) Степанов В. Г. "Психология трудных школьников" – М. "Академия", 1997

22) Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). – М.: Учпедгиз, 1961

23)Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа // М. – 1989. – под. ред. Собкина В.С.

24) Толмасова А. Ищу человека: Психолог об истоках подростковой преступности //1990

25) "Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту " под редакцией Дубровиной И.В., М. Педагогика,1987

26) Фельдштейн Д.И. "Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка", Вопросы психологии, 1980, №4

27) Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – Душанбе,  1973.

28) Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. "Психология саморазвития" М. Интерпракс, 1995

29) Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. –М.: Педагогика. 1989.

30) Э. Эриксон., Кризис. Юность. Идентичность

Информация о работе Психологические аспекты кризиса подросткового возраста