Психологические проблемы подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе я постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми сталкиваются юноши и девушки. Так же покажу причины, которые побуждают их пойти на тот или иной шаг, и приведу примеры фатальных условий, которые могут привести к появлению проблемной ситуации.

Оглавление

Введение……….…………………………………………………………….....…3

Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.………….........…4
1. 1. Агрессивность…………………………………….………….…...…..4
1. 2. Депрессивное и маниакальное состояние
в подростковом возрасте ….…………….…..….…8
1. 3. Тревожные состояния……………………………………..….....…..12
1. 4. Одиночество в подростковом возрасте……………….…………....14

Глава 2. Вызывающее и аддиктивное поведение…………………....…..……15
2. 1. Побег из дома……………………………………………………..…16
2. 2. Суицидальное поведение……………………………………..…….18
2. 3. Алкоголизм……………………………………………………..……22
2. 4. Табакокурение……………………………………………...…..……24
2. 5. Наркомания…………………………………………………...…..….25

Заключение……………………………………………………………….....……28

Литература………………………………………………………………..……....29

Файлы: 1 файл

Курсовая.2 курс.doc

— 167.00 Кб (Скачать)


Санкт-Петербургский  государственный университет

Факультет психологии

Кафедра социальной адаптации  и психологической коррекции  личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

психологические проблемы подросткового возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2005

 

 

Содержание.

 

Введение……….…………………………………………………………….....…3

 

Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.………….........…4

1. 1. Агрессивность…………………………………….………….…...…..4

1. 2. Депрессивное и маниакальное состояние

                                    в подростковом возрасте ….…………….…..….…8

1. 3. Тревожные состояния……………………………………..….....…..12

1. 4. Одиночество в подростковом возрасте……………….…………....14

 

Глава 2. Вызывающее и аддиктивное поведение…………………....…..……15

2. 1. Побег из дома……………………………………………………..…16

2. 2. Суицидальное поведение……………………………………..…….18

2. 3. Алкоголизм……………………………………………………..……22

2. 4. Табакокурение……………………………………………...…..……24

2. 5. Наркомания…………………………………………………...…..….25

 

Заключение……………………………………………………………….....……28

 

Литература………………………………………………………………..……....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Подростковый возраст – это  один из важнейших этапов жизни каждого  человека. Часто можно слышать, что  это самый трудный период в жизни. Возможно, причина этого кроется в том, что на этом этапе человек пытается выйти из детского возраста и стать взрослым, но у него пока не хватает ресурсов для этого. Подростковый возраст ещё слишком связан с детством, предшествующим ему, но и взрослость, следующая за ним, уже оказывает влияние.

Подросток – это чрезвычайно сложный объект для изучения, потому что он очень закрыт, скрытен и предпочитает уходить от вопросов. Поэтому при работе с ними психологу или педагогу необходимо проявлять максимум такта, уважения и терпимости, а иначе они не смогут ничего добиться, кроме агрессии и нежелания сотрудничать.

Юность, а точнее ранняя юность, больше, чем все остальные возрастные группы подвержена влиянию таких факторов как: проблемные отношения в семье, неустроенность в личной жизни, проблемы в обучении. Взрослые люди уже имеют достаточные ресурсы для того, чтобы справиться с такого рода проблемами самостоятельно. Подросток, напротив, не находя  решения, пытается заглушить свои переживания и волнения с помощью алкоголя, наркотиков, табака или же они проявляются в виде агрессии, воровства, попыток самоубийства.

В этой работе я постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся  проблемах, с которыми сталкиваются юноши и девушки. Так же покажу причины, которые побуждают их пойти  на тот или иной шаг, и приведу  примеры фатальных условий, которые  могут привести к появлению проблемной ситуации.

 

 

 

Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.

 

1. 1. Агрессивность.

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П., 2003).

Подростковая агрессия — чаще всего  следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения, например, в результате пережитых жизненных неудач (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить (Кон И. С., 1989).

Агрессия может быть частью «нормального»  поведения, а может иметь патологический характер. Болезненная агрессивность  включается в симптоматику психической патологии. Агрессивность может находиться в рамках жизненных, витальных свойств; но также может свидетельствовать о наличии какой-либо патологии в душевной сфере. Если подросток выражает протест, не слушается, сопротивляется оказываемому на него давлению, кричит, бросает вещи, то вполне возможно, что он таким образом защищает себя, отстаивает свое место под солнцем, требует к себе внимания. В конце концов, с помощью подобных методов он пытается манипулировать окружающими, старается вызвать нужный ему эффект. Наблюдая поведение взрослых, их реакции, ребенок учится понимать способы отношений между людьми. Он еще не может по-другому достичь своих целей. Порой это приобретает нежелательные формы, доставляющие взрослым много хлопот. Но к подобным проявлениям надо проявлять терпение, надо постараться понять ребенка, «просчитать» цель его агрессии и выработать правильную тактику отношения к нему.

Круг «нормальных» агрессивных  проявлений широк и разнообразен, имеет индивидуальные отличия. Наиболее часто возникают протесты. У подростков агрессивность приобретает более сложные формы: группирование со сверстниками, демонстративные формы поведения, нарушение социальных правил. Подростки утрированно негативны к родителям, стараются отделиться от них, грубят, носят вызывающие прически, одежду. Пытаются уязвить самолюбие взрослых, оскорбляют их, отстраняются от мира своих родителей и примыкают к миру панков, рокеров, хиппи.

Агрессивные проявления детей и  подростков являются нормой и даже необходимым компонентом взросления. Это важный опыт, через который необходимо пройти подростку. К такой агрессии надо относиться спокойно и по возможности регулировать ее, помогать подростку справляться с ней. При этом необходимо неизменно сохранять любовь и уважение к нему, каким бы вызывающим и трудным ни было его поведение (Можгинский Ю. Б., 2008).

Одним из проявлений агрессии подростков является гнев. К нему нужно относиться с терпением и пониманием, т. к. это нормальное явление и может возникать в любом человеке. Проблема заключается не в самом гневе, а в том, как им управлять. Одна из главных задач родителей – это научить ребёнка справляться с гневом. К сожалению, большинство взрослых не умеет правильно его выражать, вследствие чего, возникает совершенно обратная ситуация – ребёнок копирует неправильное поведение родителей и впоследствии демонстрирует его.

 

Росс Кэмпбелл в книге «Как любить своего ребёнка» подробно описывает, то, как научить подростка справляться  с гневом. Во-первых, важно помнить, что часто дети используют самый худший способ выражения гнева – это пассивно-агрессивное поведение, он является разрушительным для личности самого ребёнка. Наилучший способ выразить гнев – сделать это спокойно и разумно, направляя его только на разозлившего вас человека. Конечно, для того, чтобы понять, кто именно вызвал гнев, необходимо обладать хорошо развитым навыком интроспекции. Во-вторых, важно хвалить подростка, когда он правильно выражает свой гнев и просить его исправиться, если что-то не так. Ещё один хороший способ справиться со своим гневом – это овладеть искусством осознанно находить такое объяснение ситуации, которое бы своей разумностью гасило вспышки зарождающегося гнева. И наконец, ещё один важный момент: гнев будет возрастать, если с ним не бороться. И тем разрушительнее он, чем труднее с ним справиться. Поэтому его надо либо давить в зародыше, либо давать ему выход, если он справедлив ( Кэмпбелл Р., 1998).

 

Наряду с нормальной агрессией  существует и чрезмерная жестокость, гиперагрессия, ее болезненные формы, которые требуют своевременной диагностики и лечения. Здесь нельзя ошибиться. Нельзя насильно лечить нормальную агрессивность, но, также нельзя не замечать явных болезненных симптомов. Можно сколько угодно увещевать ребенка, взывать к его совести, вести с ним тонкую психологическую игру и не достичь при этом успеха, если его агрессивность подпитывается душевным расстройством (Можгинский Ю. Б., 2008).

 

Предпосылки агрессивности.

Внешние факторы.

1. Прежде всего, это семейный фактор. Эти проблемы часто скрыты. Наиболее частая причина этого «фактор неполной семьи» (отсутствие отца после раннего развода родителей). В этих случаях происходит искаженное перераспределение ролей – мать ребенка или чаще его бабушка вынужденно берет на себя функцию отсутствующего отца. Причем эта функция гипертрофируется, воспитание приобретает характер гиперопеки: многое запрещается, строго регламентируется. Ребенок растет в атмосфере прессинга, запугивания, что впоследствии провоцирует протесты с его стороны, недоверие ко взрослым. Другой вид патогенной ситуации – гипоопека, когда ребенку уделяют мало внимания. Это происходит из-за загруженности и усталости родителей или когда кто-то из них страдает алкоголизмом, когда имеется пренебрежение ребенком и его воспитанием. В этих случаях он ищет себе кумиров в среде подростков, в продукции массовой культуры, фильмах и других источниках. Выбранные им для подражания образцы часто отличаются жестокостью, и ребенок перенимает эти черты.

2. Часто, ребенок может быть постоянным свидетелем конфликтов, драк в семье. Эти примеры поведения «записываются» в его сознании и становятся его собственными. В ряде случаев обстановка в семье внешне как будто «правильная». Однако за этим скрывается напряженность, неприязнь друг к другу. В итоге, родители вынужденно существуют вместе, терпят друг друга, и эта напряженность оборачивается холодностью, жесткостью в отношениях с ребенком. Впоследствии он может «припомнить» им такое отношение, проявляя гиперагрессию.

3. Иногда причины патологической  агрессии лежат в стрессах раннего детства. Бывает, что агрессивность ребенка «запрограммирована» в его младенчестве, и спустя много лет окружающие не могут понять подростка, найти причину его непрекращающихся, болезненных поступков.  
Названные выше проявления агрессии могут быть устранены путем изменения семейной ситуации, подходов к ребенку и при минимальном лекарственном вмешательстве.

 

Внутренние факторы, которые могут привести к появлению агрессивного поведения – это аффективные нарушения и патологические кризисы личности. Аффективные расстройства могут возникать как в детском возрасте, так и в период пубертата. Частой причиной являются травмы головы. На их фоне депрессий, страхов, тревоги, злобности агрессия приобретает дополнительный импульс, становится более разрушительной. Для устранения этих расстройств требуется комплексный подход, включающий в себя и психологическую, и медицинскую помощь (Можгинский Ю. Б., 2008).

Наиболее патологические факторы возникновения агрессии связаны с продуктивными психопатологическими расстройствами. Это бред, галлюцинации, иллюзии, сумеречные расстройства сознания. Находясь под властью этих симптомов, человек не в состоянии управлять своими действиями, понимать их значение. Он будет совершать агрессию под влиянием «голосов», которые приказывают ему кого-то ударить или совершить более тяжкие действия. Понятно, что подобная агрессия потребует срочного вмешательства и лечения.

 

1.2 депрессивное и Маниакальное состояние в подростковом возрасте.

Один из видов расстройств аффективной сферы – это депрессия. Депрессивные проявления охватывают широкий круг феноменов. Под эмоциональным компонентом депрессии понимается печальное настроение, потеря интересов, чувство безысходности, мысли о собственной виновности. В мыслительной сфере депрессия характеризуется замедлением ассоциативного процесса, трудностью концентрации внимания, чувством беспомощности и неспособностью к работе. Телесные симптомы включают расстройства сна, аппетита, снижение полового влечения, головные боли, боли в животе, расстройства пищеварения.

Возможные причины возникновения  депрессивных состояний.

1. развод родителей или смерть одного из родителей,

2. смерть друга или гибель любимого существа,

3. резкие изменения в жизни,

4. неблагоприятные отношения с родственниками, друзьями

5. страх, бессилие, негативные эмоции, обиды,

6. жестокое обращение в детстве и отрочестве.

 

Выделяют следующие типы депрессий.

Тоскливо-меланхолическая депрессия представлена безысходностью, подавленностью, грустью, ощущением собственной ненужности, мрачным взглядом на будущее, мыслями о нежелании жить. Подростки с такой депрессией в детстве отличаются робостью, малообщительностью, сильно привязаны к матери, сторонятся шумных и подвижных игр. Характерным признаком этого типа депрессий уже в период подросткового кризиса являются затруднения в учебе, снижение способности к усвоению материала, обозначаемые как «депрессивная псевдодебильность». На уроках эти подростки часто отвлекаются, «уходят в себя». Типичным проявлением тоскливо-меланхолической депрессии являются суицидальные мысли и поступки, возникающие в состоянии безысходности, тягостного ощущения неудовлетворенности жизнью.

Астено-адинамическая депрессия. Для неё характерны жалобы на усталость, безразличие, отказ от общения, желание «лечь и ни о чем не думать». При тяжелой депрессии на первый план выступает физическая слабость: больные целыми днями лежат в постели, им бывает трудно встать даже для приема пищи и отправления физиологических нужд. Они испытывают «неимоверную тяжесть в теле», «бессилие». Ведущим звеном при такой депрессии является синдром «астенической юношеской несостоятельности», характеризующийся неожиданно наступающей неспособностью к учебе, падением активности.

Дисфорическая депрессия – у подростков проявляется в виде гневливости, несдержанности, оппозиционности, склонности к разрушительным действиям. По утрам они испытывают слабость, вялость, безразличие. На этом фоне возникает злость, раздражительность, «все становится противным». Свое состояние они описывают как подавленность, говорят, что у них «нет вдохновения», «опускаются руки», что им «ничего не хочется делать». Это сочетается с несдержанностью, взрывчатостью по малейшему, чаще всего случайному поводу. Раздражительность, разрушительные тенденции могут являться следствием подавленности, которую подростки затрудняются описать. Они жалуются на возникающее у них «непонятное желание», «внутреннее беспокойство», «распирание в груди».

Информация о работе Психологические проблемы подросткового возраста