Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа
В этой работе я постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми сталкиваются юноши и девушки. Так же покажу причины, которые побуждают их пойти на тот или иной шаг, и приведу примеры фатальных условий, которые могут привести к появлению проблемной ситуации.
Введение……….…………………………………………………………….....…3
Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.………….........…4
1. 1. Агрессивность…………………………………….………….…...…..4
1. 2. Депрессивное и маниакальное состояние
в подростковом возрасте ….…………….…..….…8
1. 3. Тревожные состояния……………………………………..….....…..12
1. 4. Одиночество в подростковом возрасте……………….…………....14
Глава 2. Вызывающее и аддиктивное поведение…………………....…..……15
2. 1. Побег из дома……………………………………………………..…16
2. 2. Суицидальное поведение……………………………………..…….18
2. 3. Алкоголизм……………………………………………………..……22
2. 4. Табакокурение……………………………………………...…..……24
2. 5. Наркомания…………………………………………………...…..….25
Заключение……………………………………………………………….....……28
Литература………………………………………………………………..……....29
Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) – Австралия, США.
Высокий и очень высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) – Латвия (42.5), Литва (42.1), Эстония (38.2), Венгрия (35.9).
Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе с показателем 39. В нескольких регионах России число самоубийств приближается к 80 (например, в Читинской области), в пятнадцати регионах оно превышает 60, в трех — 70. В 2003 год Россия вышла на первое место по количеству самоубийств на 100 тысяч населения.
Самоубийство среди молодежи. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых “смертей от несчастного случая” (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии, падение с высоты) на самом деле являются суициды. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место [13].
Конечно же, причин суицидального поведения много и невозможно назвать все, это только некоторые из них:
1. Неблагоприятная ситуация в
семье (экономические проблемы
в семье, утрата родителей,
болезнь близких…). Покушающиеся
на самоубийство часто говорят,
2. Социальная изоляция делает молодых людей более уязвимыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства.
3. Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия (до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства). Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач [13].
4. Риск самоубийства более высок среди молодых людей, употребляющих наркотики или алкоголь. Алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев, наркотики – в 4%. То есть почти 9/10 осуществляют самоубийство в трезвом уме и памяти [13]. Бывает и так, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной.
5. Стресс также может стимулировать суицидные намерения. Стрессовые ситуации могут возникать ив повседневной жизни: трудности с учебой, колебания при выборе профессии, попытки найти свое место в обществе, конфликты на сексуальной почве и чувство неуверенности в себе — все эти факторы способствуют возрастанию напряженности. Люди, испытывающие сильный стресс, не ждут ничего от будущего и смотрят вперед без надежд и реальных планов. В настоящем же они видят только дискомфорт и страдание.
6. Самоубийство может быть
7. Важными эмоциональными
Важно помнить, что вопреки общепринятому
мнению, попытки самоубийства в большинстве
случаев можно предугадать
Большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим. Если они вовремя заметят тревожные признаки, обратят на них внимание и отнесутся к этому достаточно серьезно, постараются найти какой-либо спасительный выход, это может предотвратить несчастье. Создание комфортной и безопасной среды дома и привязанность к родителям смягчают переживания, уменьшают депрессию и подавленность (Райгородский Д. Я., 1997).
2. 3. Алкоголизм.
Ещё одной важнейшей проблемой, связанной, на этот раз, со здоровьем подростков, являются такие формы аддиктивного поведения как наркомания, алкоголизм и табакокурение.
Аддиктивное поведения (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. , 2001).
Алкоголь - наиболее распространённое среди молодых людей психотропное вещество.
Для подростка алкоголь – символ зрелости. Он пьет, что бы показать себя умудренным опытом и завоевать авторитет. Пить – это смелый жест, проявление мужественности, выражение взрослости. Алкоголь легкодоступен, относительно недорого стоит и вроде бы не таит в себе никакой опасности. От него получают удовольствие, он закрепляет статус. Поэтому убедить подростка отказаться от него – непростая задача (Райгородский Д. Я., 1997).
Для чего подростки употребляют алкоголь.
1. Опьянение снижает чувство тревоги.
2. Употребление алкоголя может
носить характер ритуала,
3. Мотивом пьянства может быть желание казаться сильнее, преодолеть застенчивость.
4. С помощью алкоголя подростки пытаются преодолеть чувство зависимости (Кон И. С., 1989).
Так же как и наркотики, подростки пробуют алкоголь под воздействием определённых внешних факторов.
1. Подростку кажется, что употребление алкогольных напитков это обязательная часть роли взрослого, поэтому они копируют эту форму поведения.
2. Многие считают, что это одна из форм протеста. Часто такой «алкогольный» протест указывает на отчуждённость в семье.
3. Алкоголь окутан неким флёром привлекательности, запретности. Этот романтический ореол легко развеять, если превратить употребление небольшого количества алкоголя в нечто обыденное, привычное, например, подавать вино во время обеда. Тогда алкоголь перестанет ассоциироваться с побегом и мятежом (Райгородский Д. Я., 1997).
Но, конечно же, не все молодые люди, иногда позволяющие себе выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существовании серьезных личных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений, реже участвуют во внеклассных мероприятиях, чаще не ночуют дома (Райс Ф. 2000).
Каждый человек в какой-то момент своей жизни отвечает на вопрос пить или не пить, и для того чтобы определиться ему необходима помощь и поддержка взрослых. Их задача разъяснить влияние алкоголя на личность и поведение, а так же научить юношу пить «культурно».
2. 4. Табакокурение.
Табак – это второй вид психотропных веществ из наиболее распространённых среди подростков 12-17 лет. Курение, в свою очередь, достаточно сильно влияет на состояние здоровья подростков. Чем больше человек курит, тем выше вероятность, что у него разовьются заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и возникнут онкологические патологии. По данным Всемирной организации здравоохранения, более одной трети населения являются курильщиками.
По данным на 2006 год, в России курит около 70% мужчин (старше 15 лет) и 27% женщин. Среди подростков 13 – 15 лет, по данным на 2009 год, курит 30% мальчиков и 24% девочек [7].
Конечно, первое употребление психоактивного вещества еще не означает формирования зависимости. Переход к регулярному курению происходит в течение первых трех лет.
Предполагается, что развитие зависимости связано с большей уязвимостью развивающегося головного мозга. Начавшие курить в подростковом возрасте с большей вероятностью продолжат курение и будут более "тяжелыми" курильщиками, а попытки бросить у них будут тяжелее, чем у 19 – 22-летних. Сам механизм развития никотиновой зависимости идет различными путями. Подростки обращаются к сигаретам за успокоением, и развитие психологической зависимости может быть весьма быстрым.
В качестве наиболее сильных факторов,
связанных с подростковым
курением, традиционно указывают семью
и круг общения. Семья оказывает огромное
влияние, причём как прямое, так и косвенное.
Характер взаимоотношений в семье, безусловно,
связан с уровнем подросткового
курения: неэффективные стили воспитания,
недостаток коммуникации и семейное
курение могут существенно его повышать.
С другой стороны, положительные и доверительные
взаимоотношения являются защитными видами
родительского поведения. Такие образом,
можно сделать вывод, что семейная обстановка,
взаимоотношения родителей и подростков
связаны как с рискованным поведением,
так и с вовлечением подростков в нежелательную
активность. Более глубокие, тесные и доверительные
отношения в семье, построенные на уважении
прав и свобод каждого из членов семьи,
будут являться положительным фактором
воздействия на подростка.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что основные усилия по профилактике курения целесообразно прикладывать именно в подростковом возрасте, потому что на этапе от 12 до 17 лет происходит более 80% первых проб табака и чем дольше длится зависимость, тем труднее от неё избавиться (Дик П. В., 2010).
2. 5. Наркомания.
Говоря о зависимости, необходимо различать физиологическую и психологическую зависимость. Физиологическая привычка – это потребность организма в наркотическом веществе, приобретённая в процессе его длительного употребления. Резкое прекращение употребления наркотика приводит к тяжелейшим болезненным реакциям. Например, если перестать принимать диазепам (депрессант), то возникает абстинентный синдром («синдром отмены»), выражающийся в конвульсиях, судорогах, спазмах в животе и мышцах.
Психологическая зависимость – это развитее постоянной, иногда непреодолимой психологической потребности, которая заставляет принимать наркотик постоянно. Зачастую, преодолеть психологическую зависимость бывает труднее, чем физиологическую (Райгородский Д. Я., 1997).
Наиболее широко используемые наркотические вещества:
1. наркотики (опиум, морфий, героин, опиаты)
2. стимуляторы (кокаин, амфетамины)
3. депрессанты (транквилизаторы, болеутоляющие)
4. галлюциногены (ЛСД)
5. марихуана
6. ингалянты (лак для ногтей, клей, бензин, очистители)
Хотелось бы отметить, что многие авторы уделяют особое внимание тому, как на подростковом сленге называются те или иные наркотики. Это делается для того, чтобы родители и учителя могли вовремя понять, что их ученик или ребёнок имеет непосредственное отношение к наркотическим веществам.
Конечно, большинство людей прекрасно знают, что наркотики это опасные для жизни и здоровья вещества. Так почему же люди пробуют их в первый раз?
1. Подавляющее большинство —
просто из любопытства, чтобы
узнать, что это такое. Безусловно,
это довольно сильная
2. Некоторые молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей.
3. Другой причиной первого
4. Еще одним сильным мотивом для первой пробы наркотика может быть стремление не отставать от друзей или других значимых представителей социальной группы. Исследования показывают, что молодые люди, пристрастившиеся к каким-либо наркотикам, почти неизбежно имеют друзей, употребляющих те же самые наркотики.
5. Еще одним важным мотивом для того, чтобы попробовать наркотики, может быть желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти, таким образом, от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять.
6. Для некоторых потребителей наркотиков главным мотивом было достижение более глубокого самопознания и познания других людей, религиозного откровения или же обретение более высокой творческой способности.
Таким образом, мы может видеть, что причины приобщения подростка к наркотикам могут быть самые разные, но каковы, же причины постоянного употребления?
И снова, мы получаем, что такая
потребность возникает у
Некоторые подростки употребляют наркотики из эпатажа. Они нюхают клей, вдыхают дым, курят марихуану, принимают таблетки и колют героин внутривенно. Чтобы подняться выше, они хотят попробовать все, что только можно. Они не видят опасности и не слышат предостережений. Они ведут себя так, будто им нечего терять. Они пользуются экзистенциальными положениями, чтобы оправдать свои опасные эксперименты. Один подросток сказал: «Если ты оказался пассажиром «Титаника», нет смысла ехать четвертым классом» (Райгородский Д. Я., 1997).
Информация о работе Психологические проблемы подросткового возраста