Психологические проблемы подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе я постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми сталкиваются юноши и девушки. Так же покажу причины, которые побуждают их пойти на тот или иной шаг, и приведу примеры фатальных условий, которые могут привести к появлению проблемной ситуации.

Оглавление

Введение……….…………………………………………………………….....…3

Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.………….........…4
1. 1. Агрессивность…………………………………….………….…...…..4
1. 2. Депрессивное и маниакальное состояние
в подростковом возрасте ….…………….…..….…8
1. 3. Тревожные состояния……………………………………..….....…..12
1. 4. Одиночество в подростковом возрасте……………….…………....14

Глава 2. Вызывающее и аддиктивное поведение…………………....…..……15
2. 1. Побег из дома……………………………………………………..…16
2. 2. Суицидальное поведение……………………………………..…….18
2. 3. Алкоголизм……………………………………………………..……22
2. 4. Табакокурение……………………………………………...…..……24
2. 5. Наркомания…………………………………………………...…..….25

Заключение……………………………………………………………….....……28

Литература………………………………………………………………..……....29

Файлы: 1 файл

Курсовая.2 курс.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Маскированная депрессия – это отдельный тип депрессивных расстройств, при котором депрессивный аффект отодвинут на задний план, а ведущими в клинической картине являются жалобы сомато-вегетативного характера (различные боли, головокружение, потливость, чувство жара, колебания артериального давления и т. д.) или отклонения в поведении.

 

Депрессия может быть частью маниакально-депрессивного психоза (МДП) — это заболевание, протекающее в форме сменяющихся депрессивных и маниакальных фаз, разделенных интермиссиями, т. е. состояниями с полным исчезновением психических расстройств и с сохранностью преморбидных свойств личности (Москаленко В. Д., 1985).

Депрессивная фаза в подростковом возрасте сопровождается повышенным самоанализом, заостренной чувствительностью  к отношению ровесников, угрюмыми  реакциями, иногда ипохондрическими высказываниями. Маниакальное состояние в пубертатном возрасте отличается выраженной расторможенностью и развязностью, наивностью, нереалистичностью разнообразных стремлений и действий. Юноши в поисках развлечений совершают различные выходки, затевают шутки, влекущие за собой порчу вещей, трату больших сумм. Ночами больные не спят, пишут стихи, планы пьес и романов, научные трактаты. Днем посещают кружки, музеи, лекции. Они легко знакомятся, вступают в новые компании, ощущают словно второе рождение (Москаленко В. Д., 1985).

 

Виды расстройств маниакального  типа.

Гипомания – это умеренно выраженное расстройство. Наблюдается повышенная общительность, жажда деятельности. Возникают всевозможные авантюрные идеи, которыми больные способны «заражать» окружающих. Настроение может повышаться без всяких видимых внешних влияний. Подросток вдруг начинает проявлять гиперактивность, повышенную сексуальность, делинквентное поведение (действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию).

 

Мании – это более тяжелые случаи, при которых отмечаются незаконченность фраз и быстрая смена тем беседы. Подъем настроения сопровождается «скачкой идей» и двигательным возбуждением. Поступки совершаются без учета реальной ситуации и общепринятых правил, возникает затруднение в целенаправленной деятельности, нарушаются социальные контакты, резко снижается способность к учебе и работе.

 

Гневливая мания – это расстройство настроения маниакального типа, содержащее компоненты агрессивности, гневливости, сопровождаются вспышками ярости, недовольства, озлобленности (Можгинский Ю. Б. 2008).

 

1.3 Тревожные состояния. 

 

Страх — эмоция, возникающая в  ситуациях угрозы биологическому или  социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности (Петровский А. В., 2005). Он сопровождается выработкой корой надпочечников норадреналина, который приводит к пассивности, оборонительным реакциям и вызывает стремление к безопасности (Казанская В. Г. 2008).

У младшего подростка страхи –  это продукт воображения (страх  перед ведьмами, чертями, привидениями), страх перед животными. У старших  подростков на первый план выступает  страх перед авторитарными личностями (учителем и директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам в субкультуре), страх в ситуациях с высокими требованиями. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком). Часто встречаются школьные страхи (боязнь учителей, плохих оценок, наказаний за них). Известно, что такие страхи множатся в случае несогласованных действий родителей подростка и наказания его за неуспеваемость. У детей, имеющих страхи, появляются вторичные проблемы – депрессии, нарастает социальная изоляция, подросток начинает отставать в учебе.

 

Виды страхов:

1. Фобии – это непрестанный и иррациональный чрезмерный страх, вызванный каким–либо занятием или ситуацией, которые, как кажется, несут реальную угрозу. Насчитывают несколько сотен различных фобий. Для подросткового и юношеского возраста особенно характерны социофобии, так как они хотят хорошо выглядеть в глазах окружающих, но боятся, что будут вести себя в незнакомом месте несуразно, и это вызовет смех или осуждение сверстников.

2. Приступы страха – они не связанные с определенными ситуациями и возникающие в виде паники. Паническое расстройство заключается в том, что люди испытывают приступы паники, которые длятся несколько минут. Оно начинается с мрачных предчувствий, страха или ужаса. Эти состояния сопровождаются физическими симптомами: учащенным сердцебиением, головокружением, обмороками или удушьем.

 

3. Генерализованные страхи – длительные переживания, не связанные с определенными объектами или ситуациями, панические страхи (Казанская В. Г. 2008).

 

Чувство тревоги очень тяжело переносить, часто из-за того, что нет конкретного  предмета, по отношению к которому тревожность испытывается. Поэтому  люди часто неосознанно прибегают  к следующим механизмам защиты от тревожности:

 

1. Рационализация – превращение неопределённой тревожности в рациональный страх. Применяя этот метод, человек, в сущности, ничего не меняет.

2. Отрицание – человек подсознательно вытесняет сам факт наличия у него тревожности. При этом возникает следующая ситуация: человек не испытывает тревоги, но страдает от удушья, повышенного ЧСС, повышенного потоотделения и другого.

3. Наркотизация. Причём, выраженная как в виде употребления наркотиков и алкоголя, так и в виде трудоголизма или чрезмерной социальной активности.

4. Избегание всех ситуаций, мыслей, чувств, которые могут возбудить тревожность (К. Хорни. 1993).

 

 

1. 4. Одиночество в подростковом возрасте.

 

Ощущение одиночества, по мнению многих учёных, – это неудовлетворенная  аффилиативная потребность, т. е. потребность в присоединении к кому–либо. Однако дефицит этой потребности ощущается лишь тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить.

Сложилось мнение, что одиночество  – это удел пожилого человека, но на самом деле одиночество отмечают у людей, принадлежащих к различным возрастным категориям. Однако достаточно сильно симптомы одиночества и отчуждения проявляются у подростков, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентичность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. И если родители мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки испытывают сильные фрустрации от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество часто приводит к суицидальным намерениям.

Были проведены исследования по изучению чувства одиночества у московских подростков. Оказалось, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени, в том числе и критической. Количество мальчиков и девочек, испытывающих одиночество примерно равно, и наиболее характерно оно для старших подростков, вероятно, это связано с кризисом идентичности (Кравцова С. В., 1997).

 

Предпосылки формирования одиночества.

1. ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими.

2. подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность.

3. различные внешние обстоятельства, например, переход в другую школу.

 

 

По типам одиночества подростков можно разделить на три группы.

1. «Холодные, аутичные» подростки  стремятся уйти от реального  общения, для них характерно неумение себя выразить.

2.  «Застенчивые, робкие» подростки  хотят общаться, но боятся. Эти  подростки переживают глубокий  внутренний конфликт, они неуверенны  в себе, и социальные навыки  у них развиты плохо.

3. «Вредные» подростки за одиночеством  скрывают свою враждебность     
(Казанская В. Г. 2008).

Завершить разговор об одиночестве  мне бы хотелось высказыванием Дж. Коена, последователя А. Маслоу. «…Наиболее острое одиночество испытывается в юношеском возрасте с приходом потребности в интимном общении с другим человеком. Любой компаньон лучше, чем никакого, потому что одиночество хуже беспокойства. Мы предпочитаем привязываться к кому-либо, кого мы ненавидим, чем жить в изоляции. Горький вкус одиночества искажает представления, как самого субъекта, так и других людей. В итоге, получается персона, не способная адекватно взаимодействовать с другими» (Слободчиков И. М., 2007, стр. 29).

 

Глава 2. Вызывающее и аддиктивное поведение.

 

В этой главе я бы хотела уделить  внимание таким важным проблемам  , характерным для современного общества, как: побег подростка из дома, наркомания, алкоголизм, курение в подростковом возрасте и суицидальное поведение.

Некоторые молодые люди испытывают отчуждённость от семьи, друзей и  школы. Они выпадают из общего потока жизни и выражают свои чувства  с помощью различных видов вызывающего поведения, таких как: уход из дома, самоубийства и правонарушения. Эти действия являются проявлениями отчуждённости подростка, которую они не смогли преодолеть приемлемыми в обществе способами (Райс Ф, 2000).

2. 1. побег из дома.

Раньше уход из дома  оценивался как проявление психопатологии, считали, что «реакция ухода из дома» - это  один из видов психического расстройства. Но сейчас есть все основания полагать, что это реакция на различные проблемы дома, со сверстниками или в школе. Побег может принести новые проблемы, потому что многие из беглецов становятся наркоманами, совершают преступления, вовлекаются в проституцию или другую незаконную деятельность.

 

Основные причины ухода:

1. нездоровая семейная обстановка (излишняя строгость родителей, постоянные конфликты с ними, с братьями или сёстрами, недопонимание, отсутствие свободы).

2. школьные проблемы.

3. насилие в семье (физическое, сексуальное).

Существуют различные мнения о  том, какие черты характерны для  беглецов. В конце 20 века считали, что  это неуверенные в себе, подавленные, с низкой самооценкой люди. Было сделано много попыток классифицировать беглецов по типам и мотивам.

 

Наиболее наглядная и полная классификация располагает беглецов вдоль координатной оси с отмеченными на ней уровнями конфликта с родителями.

1. Категория беглецы-исследователи  включала в себя молодых людей,  желавших путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Они ищут приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Так же в эту группу входят искатели приятного общества, которые обычно имели конфликты с родителями по вопросу: о свидании с молодым человеком, по поводу требований рано приходить домой или запрета участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещенным для них делом, после чего или так же незаметно возвращались, или оставались на ночь у друга.

 

2. Беглецы-шантажисты обычно имели  более серьезные и длительные  конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей, поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.

 

3. Беглецы от проблем имели еще более тяжелые конфликты и напряженность, имели место частые скандалы, битье посуды и побои; присутствовала угроза разрушения семьи. Большинство подростков из таких семей сталкивались с проблемами в школе и находили утешение в наркотиках или ежедневном употреблении алкоголя, прежде чем сбежали из дома.

 

4. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и/или сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто еще более осложняли себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя.

 

Таким образом, вполне очевидно, что  самые разные подростки убегают  по самым разным причинам, и побег  им кажется единственно возможным  выходом из ситуации. Зачастую подростки не могут спрогнозировать, что с ними может случиться на улице, поэтому они попадают в преступную среду (Райс Ф, 2000).

 

 

 

 

 

2. 2. Суицидальное поведение.

Суицид (от лат. sui — сам себя + caedes — убийство) — преднамеренное лишение себя жизни (Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П.  2003).

По мнению Э. Шнейдмана, самоубийство опирается в основном на душевную боль. А главным ее источником являются фрустрированные психологические потребности. Безусловно, изрядная часть нашего поведения связана с реализацией фундаментальных биологических потребностей в кислороде, еде, воде и пригодной для жизни температуре окружающей среды. Однако если они удовлетворены, то далее наши поступки начинают обусловливаться потребностью уменьшить внутреннее напряжение путем удовлетворения ряда психологических потребностей. В их число входят неосязаемые стремления к достижению [успеха], принадлежности [к группе], власти, избеганию опасности, автономии, любви и поддержке, понимании происходящего и некоторые другие. Так же автор в своей книге «Душа самоубийцы» пишет: «Мы проживаем свою жизнь в погоне за удовлетворением психологических потребностей. Когда человек совершает самоубийство, он тем самым старается прекратить душевную боль, которая порождается фрустрацией психологических потребностей, жизненно важных для этого человека» (Шнейдман Э.,2001, стр. 56).

Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих, или же попытка воздействия на других людей с определенной целью. Попытка самоубийства не обязательно продиктована желанием умереть, а скорее желанием обратиться, таким образом, к окружающим и вызвать их сочувствие, получить помощь в решении своих проблем. И действительно, иногда такой отчаянный шаг способствует тому, что необходимые изменения в жизни происходят. Однако многие из подобных призывов о помощи не приносят желаемого результата и оканчиваются смертью.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы:

Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч  населения) – Греция, Италия, Гватемала (0.5), Филиппины (0.5), Албания (1.4), Доминиканская  Республика (2.1), Армения (2.3). Самый низкий уровень самоубийств отмечается в Египте (0.03).

Информация о работе Психологические проблемы подросткового возраста