Психологические аспекты кризиса подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является необходимостью разобраться, как происходит процесс формирования кризиса в современном обществе.

В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические взгляды на проблему кризиса подросткового возраста

1.1.Понятие подросткового возраста………………………………..…….....4

1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста……......5

1.3. Формирование личности………………………………………………..10

2.Экспериментальное исследование

2.1. Современное состояние интересов подростков…………………........18

2.2. Анализ факта влияния общественных и личностных факторов на протекание подросткового кризиса…………………………………………….......22

Заключение…………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.96 Кб (Скачать)

   Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эту задачу, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то гланой деятельности;
  4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

   Канадский психолог Джеймс Марша (1966) выделил  четыре этапа развития идентичности [7]:

  1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. «Досрочная, преждевременная идентичность» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого им кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
  3. Для этапа «моратории» характерно то, что индивид находится в процессе нормального кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
  4. На этапе достигнутой, «зрелой идентичности», кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

   Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и, вместе с тем, типологическое понятие. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пройти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

   «Я» - идентификации, которое создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают богатство его жизни. Материальное и социальное «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образую большой пласт «Я - концепции» - так называемое реальное «Я».

   Помимо  реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я» - идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

   По  Поливановой (1996) структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация,  конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятия подлинной идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности). Одним из условий нормального хода кризиса является дифференциация сфер жизни или жизненных ситуаций, в которых новая идеальная (или идеализируемая) форма опробуется. Разрешение кризиса с необходимостью требует такой дифференциации, поскольку, пока она не произошла, попытки воплотить новую идеальную форму в старых ситуациях оказывается бесплодными и конфликтными [15].

   Вообще, несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка  целенаправленного самовосприятия.

   Развитие  самосознания  - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Важнейшей стороной этого процесса является развитие самооценки.

   Еще очень незрелые попытки анализа  своих возможностей сопровождается, то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

   Часто самооценка оказывается у подростка  внутренне противоречивой; сознательно  он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в  свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтов с окружающими взрослыми.

   Жизнь подростка сопряжена с постоянными  противоречиями, напряжениями, борьбой, увязывании противоположных стремлений, разрешением часто неразрешимых с точки зрения ребенком конфликтов. И на помощь ему приходит воображение. Немалую часть своего времени он проводит в грезах, где начинает по новому думать о себе и своих отношениях с другими.

   Мечта, являющаяся типичным спутником подросткового  возраста, представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в их повседневной жизни.

   Исследователи, изучавшие сложный период подростковой жизни, выделили в воображении подростка два новых построения, затрагивающих его личностный и социальный миры [18].

   Первый  из них связан с проработкой нового представления подростка о себе - «Я - воображаемый». Он строится на трех остро воспринимаемых ощущениях подростка - своей уникальности («Я - ни на кого не похож, потому что другие просто не понимают меня; никто не думает , не чувствует, как я»), своей неуязвимости («Со мной ни чего подобного не случится; я не разрушимый»), своего всемогущества («Я могу контролировать любую свою ситуацию, я совсем смогу справиться»).

   Второе  новшество воображаемого мира подростка - это его «обращенность к воображаемым зрителям». Подростки ориентированы на социальную оценку. Они воспринимают себя как актер на сцене. Подросток постоянно живет с чувством, что все на него смотрят; он больше всего боится негативной оценки себя окружающими. Потому он непрерывно борется за совершенство (как он его понимает) своего внешнего вида и поведения. Подросток навязчиво проигрывает в воображении, что он нем думают другие, пытаясь предвосхитить их реакции на себя - на черты своей личности, интересы, на его внешний вид, прическу, стиль и т.д. он боится быть белой вороной - и такими, как все.

   Характер  в подростковом возрасте проявляется  довольно многообразно. У подростка  могут быть выражены благожелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, требовательность и попустительство, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самомнение и т.д.

   Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами, лежащими в основе полового созревания.

   Некоторые типы акцентуации характера у подростков, выделенные А. Е. Личко [9]:

  • конформный тип акцентуации у подростков встречается довольно часто. Его основной чертой является соглашательство с тем, что диктует непосредственное привычное окружение. Эти подростки как бы утрачивают свое «Я» и плывут по течению, не раскрывая полностью свои потенциальные возможности учебной и трудовой деятельности. Их суждения, оценки строго ограничены рамками общепринятого в их среде, которой они слепо подчиняются. Они привыкают к определенному типу жизни и с трудом принимают все новое, что ломает их представление и образ жизни. Очень привязаны к группе сверстников и принимают все ее ценности и даже внешнюю форму поведения без должной критики. Поэтому их ближайшее будущее собственно и определяется той группой, в которую они входят.
  • особенности гипертимного типа акцентуации характера начинают проявляться еще в детстве. Это подвижные неугомонные, крикливые, любящие командовать дети. В подростком возрасте психомоторные отклонения, несколько сглаживаются, но заметно обнаруживается приподнятый тон настроения. Эти подростки находят признание у сверстников и часто являются не официальными лидерами в группе. Ярко выражена реакция эмансипации, они во всем проявляют самостоятельность, инициативу, не терпят мелочной опеки. Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны.
  • эмоционально-лабильный тип выражен в неустойчивости настроения, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Эти подростки весьма чувствительны как к порицанию, так и к похвалам; они обладают хорошей интуицией в отношении того, чтобы определить «хорошего» или «плохого» человека, выбирая себе друга, эмоционально привязываются к нему.
  • истерические черты характера проявляются весьма многообразно. Это эгоизм, эгоцентризм, кокетливость, стремление казаться лучше, чем есть, поведение, рассчитанное на внешний эффект. Самооценка таких подростков необъективна. Главное для них - произвести  эффект на окружающих, приковать к себе внимание, вызвать зависть. Они склонны к лживости и фантазированию, легко вживаются в образы фантазии и непосредственно переживают все коллизии созданного ими сюжета.
  • «неустойчивый тип» - эта неустойчивость проявляется в отношении воздействия извне. Такие подростки не любят учиться, работать и сами открыто об этом говорят. Любят развлечения, азартные игры, склонны заниматься пустой болтовней. У них нет планов на будущее, живут текущим днем. Склонны к аффективным вспышкам, часто отмечается расторможенность влечений (например, пищевого, полового).
  • подростки с тревожно-мнительным типом  акцентуации характера встречаются более редко. Они обычно хорошо учатся, дисциплинированы, однако тяжелы для самих себя: бесконечные сомнения в правильности своих поступков изматывают их. Их тревожит будущее, они видят во всем препятствия, склонны к педантизму, аккуратности. Весьма чувствительны и ранимы.
  • торпидный тип (тугоподвижный) встречается у подростков сравнительно редко. Эти подростки отличаются медлительностью и инертностью мыслительных процессов, однако отличаются хорошей работоспособностью, аккуратностью, педантичностью. Они привыкают к определенному укладу жизни, и всякое изменение у них вызывает неудовлетворенность.

   Встречаются также подростки, характер которых  отличается замкнутостью, недоверчивостью, эмоциональной холодностью. Они с трудом находят общий контакт со сверстниками и тяжело переживают свою изолированность. 
 
 

      2.Экспериментальные  исследования.

      2.1. Современное состояние интересов  подростков.

      Жизнь подростка XXI века, в той или интерпретации, которую нам преподносят все современные средства массовой информации (СМИ) крупно изменилось за последние годы.

      Проведенный анализ характеризует современного подростка как маленького человека, который мыслит по-взрослому, рационального, ориентированного на ценности еще не свойственные его юному возрасту. Подросток говорит и рассуждает на серьезные темы с неприсущей, опять таки, его возрасту важностью. Его высказывания уходят в глубокие размышления на темы, которые казалось бы последних и не требуют.

      Все разговоры подростков берут свое начало из личных и общественных интересов. увлечений и образа жизни в целом. А интересы молодых юношей и девушек в настоящее время самые разнообразные. Во всем виноват технический прогресс идущий, даже скачущий, гигантскими шагами.

      Начиная от простого засиживания дома перед  телевизором или компьютером, просматривания журналов и чтения книг, заканчивая походами в ночные клубы или занятиями новыми, экстремальными видами спорта, ставшими столь модными за последние два, три года. Бешенными темпами происходит процесс аккомодации всех  Западных мегашумов в становлении общества и развития молодого поколения в нем.

      Юные  настолько ориентированы на культуру запада в сегодняшнее время, насколько было ориентировано молодое поколение 20-30 лет назад на все то что было только внутри нашей страны. И в этом вся сущность внутренней структуры развития современных подростков.

      Во  многих СМИ, а конкретно в современной  печати для молодого поколения дается информация, в различном масштабе и разной последовательности, о том, что же является главным на сегодняшний день для мальчиков и девочек. О чем они чаще всего говорят, пишут, думают и что вообще их больше всего интересует. Откровенно говоря, тенденция интересов. а точнее проблем молодежи, наблюдается весьма банальная и привычная для данного возраста.

      Представим  реально иерархическую последовательность выявленных  нами в результате общего анализа основных интересов и проблем, начиная с самых популярных в молодежной и подростковой среде. [20]

Информация о работе Психологические аспекты кризиса подросткового возраста