Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:24, курсовая работа
Целью данной работы является необходимостью разобраться, как происходит процесс формирования кризиса в современном обществе.
В связи с этим поставлены следующие задачи: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические взгляды на проблему кризиса подросткового возраста
1.1.Понятие подросткового возраста………………………………..…….....4
1.2. Классические исследования кризиса подросткового возраста……......5
1.3. Формирование личности………………………………………………..10
2.Экспериментальное исследование
2.1. Современное состояние интересов подростков…………………........18
2.2. Анализ факта влияния общественных и личностных факторов на протекание подросткового кризиса…………………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………….26
Юношеский
возраст, по Эриксону, строится вокруг
кризиса идентичности, состоящего из
серии социальных и индивидуально-личностных
выборов, идентификаций и
Канадский психолог Джеймс Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности [7]:
Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и, вместе с тем, типологическое понятие. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пройти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
«Я» - идентификации, которое создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают богатство его жизни. Материальное и социальное «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образую большой пласт «Я - концепции» - так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я» - идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
По Поливановой (1996) структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация, конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятия подлинной идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности). Одним из условий нормального хода кризиса является дифференциация сфер жизни или жизненных ситуаций, в которых новая идеальная (или идеализируемая) форма опробуется. Разрешение кризиса с необходимостью требует такой дифференциации, поскольку, пока она не произошла, попытки воплотить новую идеальную форму в старых ситуациях оказывается бесплодными и конфликтными [15].
Вообще, несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовосприятия.
Развитие самосознания - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Важнейшей стороной этого процесса является развитие самооценки.
Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождается, то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.
Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтов с окружающими взрослыми.
Жизнь
подростка сопряжена с
Мечта, являющаяся типичным спутником подросткового возраста, представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в их повседневной жизни.
Исследователи, изучавшие сложный период подростковой жизни, выделили в воображении подростка два новых построения, затрагивающих его личностный и социальный миры [18].
Первый из них связан с проработкой нового представления подростка о себе - «Я - воображаемый». Он строится на трех остро воспринимаемых ощущениях подростка - своей уникальности («Я - ни на кого не похож, потому что другие просто не понимают меня; никто не думает , не чувствует, как я»), своей неуязвимости («Со мной ни чего подобного не случится; я не разрушимый»), своего всемогущества («Я могу контролировать любую свою ситуацию, я совсем смогу справиться»).
Второе новшество воображаемого мира подростка - это его «обращенность к воображаемым зрителям». Подростки ориентированы на социальную оценку. Они воспринимают себя как актер на сцене. Подросток постоянно живет с чувством, что все на него смотрят; он больше всего боится негативной оценки себя окружающими. Потому он непрерывно борется за совершенство (как он его понимает) своего внешнего вида и поведения. Подросток навязчиво проигрывает в воображении, что он нем думают другие, пытаясь предвосхитить их реакции на себя - на черты своей личности, интересы, на его внешний вид, прическу, стиль и т.д. он боится быть белой вороной - и такими, как все.
Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно. У подростка могут быть выражены благожелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, требовательность и попустительство, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самомнение и т.д.
Своеобразие
характера в подростковом возрасте
обычно проявляется в его «заострении»
Некоторые типы акцентуации характера у подростков, выделенные А. Е. Личко [9]:
Встречаются
также подростки, характер которых
отличается замкнутостью, недоверчивостью,
эмоциональной холодностью. Они с трудом
находят общий контакт со сверстниками
и тяжело переживают свою изолированность.
2.Экспериментальные исследования.
2.1.
Современное состояние
Жизнь подростка XXI века, в той или интерпретации, которую нам преподносят все современные средства массовой информации (СМИ) крупно изменилось за последние годы.
Проведенный анализ характеризует современного подростка как маленького человека, который мыслит по-взрослому, рационального, ориентированного на ценности еще не свойственные его юному возрасту. Подросток говорит и рассуждает на серьезные темы с неприсущей, опять таки, его возрасту важностью. Его высказывания уходят в глубокие размышления на темы, которые казалось бы последних и не требуют.
Все разговоры подростков берут свое начало из личных и общественных интересов. увлечений и образа жизни в целом. А интересы молодых юношей и девушек в настоящее время самые разнообразные. Во всем виноват технический прогресс идущий, даже скачущий, гигантскими шагами.
Начиная от простого засиживания дома перед телевизором или компьютером, просматривания журналов и чтения книг, заканчивая походами в ночные клубы или занятиями новыми, экстремальными видами спорта, ставшими столь модными за последние два, три года. Бешенными темпами происходит процесс аккомодации всех Западных мегашумов в становлении общества и развития молодого поколения в нем.
Юные настолько ориентированы на культуру запада в сегодняшнее время, насколько было ориентировано молодое поколение 20-30 лет назад на все то что было только внутри нашей страны. И в этом вся сущность внутренней структуры развития современных подростков.
Во многих СМИ, а конкретно в современной печати для молодого поколения дается информация, в различном масштабе и разной последовательности, о том, что же является главным на сегодняшний день для мальчиков и девочек. О чем они чаще всего говорят, пишут, думают и что вообще их больше всего интересует. Откровенно говоря, тенденция интересов. а точнее проблем молодежи, наблюдается весьма банальная и привычная для данного возраста.
Представим
реально иерархическую
Информация о работе Психологические аспекты кризиса подросткового возраста