Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:29, реферат
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
1. Введение …4
2. Понятие культуры …8
3. Субкультура …10
4. Литература …13
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский
государственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Тема:
Субкультура и её проявления (Вопросы
№9)
Специальность «СКиТ» 1 (5,5)
Санкт-Петербург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
«Культура –1) совокупность достижений человечества в
производственном, общественном и умственном отношении.
2)
Высокий уровень
чего-нибудь; высокое
развитие, умение.»
«Суб… Первая часть сложных слов в значении:
/С.И.Ожегов/
Введение
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
О
том, как формировались и
Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.
Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о »культуре и удобрении умов».
Два момента нужно отметить особо. Во-первых метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура тносящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования
вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура.
Тогда же, в конце XVIII - начале XIX сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинского Civis - гражданин и Civilis, принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях.
Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.
Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству.
Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура в современных языках:
1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее распространён среди местной публики.
Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.
Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, социология культуры и философия культуры.
Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов, поскольку физический аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же предмет и ту же методологию.
Можно сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся, прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними в этой мере, в какой они вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными исследователями в рамках из каждой дисциплин), состоят в уровне абстракций при анализе явлений культуры.
Социология
культуры - наука, рассматривающая строение
и функционирование культуры в связи
с социальными структурами и институтами
и применительно к конкретно историческим
ситуациям. Однако в последнее время, представления
о роли культуры в жизни общества существенно
меняются, а вместе с ними меняются и представления
о том, каковы предмет, цель, метод и объём
социологии культуры.
При всей широте содержания понятия культура имеет и свои границы. Во-первых, культурное это неприродное, не естественно возникающее и существующее независимо от людей (хотя и используют природные объекты и силы в соответствие с их потребностями и интересами), а искусственное созданное или освоенное людьми. Во-вторых, при всей теснейшей, органической взаимосвязи Социума и культуры, их, как уже отмечалось, необходимо и целесообразно в определённом отношении и разграничивать, имея в виду, что социальное выражает прежде всего форму и структуру общественных отношений людей в их групповой жизни и деятельности, а культурное ценностно смысловое содержание этих отношений, их форм и структур. На таком разграничении основано научное определения своеобразия предметного рассмотрения культуры в социологии. В третьих, культурное – это всегда не индивидуальное, а социальное в том смысле, что оно связано с общественным взаимодействием людей. Не случайно в центре социологического анализа находится личность как социализированный индивид, т.е. индивид, принадлежащий к определённой культуре, а не индивид как таковой.
Социологический
подход к культуре непосредственно
связан, прежде всего её места роли
в регулировании поведения
Та часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими, представляет собой культурное наследие. Не всё прошлое культуры выступает как культурное наследие, а лишь та её часть, которая признаётся интересной и полезной нынешним поколениям и используется ими. Так, далеко не все модели одежды прошлых десятилетий и столетий, отражённые, например, в музеях, включаются в культурное наследие, а только те, которые применяются в современной моде.
Итак, социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
Если
речь идёт о культуре не всего общества,
а его части, тогда нередко используют
и понятие субкультура. Это может быть
культура какой-либо социальной группы
или общности. В каждом отдельном обществе,
помимо общей для всех или большинства
доминирующей культуры, может существовать
и действительно существует несколько,
и даже десятки субкультур. Например, в
российском обществе в рамках общероссийской
культуры существует татарская, башкирская,
чувашская, якутская и др., культуры как
её субкультуры; особые культуры православных,
мусульман, буддистов и др., так же, как
субкультуры российской культуры. Однако
из разновидностей субкультуры, выступает
контркультура, как культурной или иной
частью общества (оппозиционной части
молодёжи, преступного мира и др.) противостоящая
доминирующей культуре общества в целом.
Определение
культуры может быть чисто функциональным.
Культура делится на объективную
и субъективную.
Объективная культура включает в себя систему социальной организации, политическую структуру, психологию, философию и т.д.