Субкультура и её проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 12:29, реферат

Краткое описание

Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

Оглавление

1. Введение …4
2. Понятие культуры …8
3. Субкультура …10
4. Литература …13

Файлы: 1 файл

~$тульный лист (Образец).doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени  А. С. Пушкина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  КУЛЬТУРОЛОГИИ 

Тема: Субкультура и её проявления (Вопросы №9) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Специальность «СКиТ» 1 (5,5)

                                                Выполнила  Бадыкшина А.В.

                                                Проверил____________________________ 
 
 

Санкт-Петербург

2007 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. Введение                                                                     …4
  2. Понятие культуры                                                       …8
  3. Субкультура                                                                …10 
  4. Литература                                                                  …13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      «Культура –1) совокупность достижений человечества в

      производственном, общественном и умственном отношении.

      2) Высокий уровень  чего-нибудь; высокое  развитие, умение.» 

      «Суб… Первая часть сложных  слов в значении:

    1. находящийся под чем-нибудь или около чего-нибудь;
    2. подчиненный кому-чему-нибудь;
    3. не основной, не главный.»

/С.И.Ожегов/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Культура - одно из двух трёх самых сложных  слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это  объясняется тем, что оно имеет  сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

      О том, как формировались и развивались  разные значения слова культура, рассказывал языковед Уильямс. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское слово Cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклонятся, почитать. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и частично перекрывающие друг друга значениями. Так значение населять через латинское colonus трансформировалось  в колонию, а почитать, покланяться через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл  развивать, культивировать, хотя и с оттенком служения, почитания, при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение.

      Во  всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.

Это привело  к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего  то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о »культуре и удобрении умов».

Два момента нужно отметить особо. Во-первых метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура тносящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования

вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков  и началась многообразная и запутанная современная история слова культура.

      Тогда же, в конце XVIII - начале XIX сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинского Civis - гражданин и Civilis, принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время  во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях.

      Примерно  те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.

      Подобным  же образом и термин цивилизация  проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству.

      Попытаемся  подвести итог лингвистического развития слова культура в современных языках:

1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и,  прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее распространён среди местной публики.

Перечисленные значения слова культура связаны  между собой частично по происхождению, частично по смыслу.

      Существует  ряд дисциплин, сосредоточившихся  на описании и анализе культуры и  культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурология, социология культуры и философия культуры.

Этнография  и этнология должны сосредотачиваться  на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов, поскольку физический аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же предмет и ту же методологию.

      Можно сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся, прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними в этой мере, в какой они вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными исследователями в рамках из каждой дисциплин), состоят в уровне абстракций при анализе явлений культуры.

      Социология  культуры - наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно историческим ситуациям. Однако в последнее время, представления о роли культуры в жизни общества существенно меняются, а вместе с ними меняются и представления о том, каковы предмет, цель, метод и объём социологии культуры.  

При всей широте содержания понятия культура имеет и свои границы. Во-первых, культурное это неприродное, не естественно возникающее и существующее независимо от людей (хотя и используют природные объекты и силы в соответствие с их потребностями  и интересами), а искусственное созданное или освоенное людьми. Во-вторых, при всей теснейшей, органической взаимосвязи Социума и культуры, их, как уже отмечалось, необходимо и целесообразно в определённом отношении и разграничивать, имея в виду, что социальное выражает прежде всего форму и структуру общественных отношений людей в их групповой жизни и деятельности, а культурное ценностно смысловое содержание этих отношений, их форм и структур. На таком разграничении основано научное определения своеобразия предметного рассмотрения культуры в социологии. В третьих, культурное – это всегда не индивидуальное, а социальное в том смысле, что оно связано с общественным взаимодействием людей. Не случайно в центре социологического анализа находится личность как социализированный индивид, т.е. индивид, принадлежащий к  определённой культуре, а не индивид как таковой.

      Социологический подход к культуре непосредственно  связан, прежде всего её места роли в регулировании поведения людей  и социальных групп, в функционировании развитии общества в целом, т.е. с определением ценностно-нормативного содержания культуры. Социологию культура интересует в трёх основных аспектах:

  1. как общеразделяемая система ценностей, норм, символов и значений;
  2. как основы социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности;
  3. как-то, что передаётся людьми от поколения к поколению.

    Та  часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими, представляет собой культурное наследие. Не всё прошлое культуры выступает как культурное наследие, а лишь та её часть, которая признаётся интересной и полезной нынешним поколениям и используется ими. Так, далеко не все модели одежды прошлых десятилетий  и столетий, отражённые, например, в музеях, включаются в культурное наследие, а только те, которые применяются в современной моде.

   Итак, социальная культура – это система  социально-значимых ценностей, норм и  правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом,  социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

      Если  речь идёт о культуре не всего общества, а его части, тогда нередко используют и понятие субкультура. Это может быть культура какой-либо социальной группы или общности. В каждом отдельном обществе, помимо общей для всех или большинства доминирующей культуры, может существовать и действительно существует несколько, и даже десятки субкультур. Например, в российском обществе в рамках общероссийской культуры существует татарская, башкирская, чувашская, якутская и др., культуры как её субкультуры; особые культуры православных, мусульман, буддистов и др., так же, как субкультуры российской культуры. Однако из разновидностей субкультуры, выступает контркультура, как культурной или иной частью общества (оппозиционной части молодёжи, преступного мира и др.) противостоящая доминирующей культуре общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Понятие культуры 
 

Определение культуры может быть чисто функциональным. Культура делится на объективную  и субъективную. 

    Объективная культура включает в себя систему социальной организации, политическую структуру, психологию, философию и т.д.

Информация о работе Субкультура и её проявления