Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности проявления агрессии, у подростков выявив социально-психологические условия, способствующие возникновению агрессивного поведения подростками. Проанализировать возможность использования знаний о факторах агрессии подростка в целях коррекции агрессивного поведения.
В соответствии с поставленной перед работой целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
2. Раскрыть основные подходы к изучению агрессии с целью определения собственной исследовательской позиции;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивности подростков……………….…..6
1.1 Агрессивность как свойство личности подростка……………………….…6
1.2 Понятие образовательной среды……………………………………………11
1.3 Психологическая безопасность образовательной среды………………….18
Глава 2 Выявление степени агрессивности у подростков………………….…27
2.1 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………….27
2.2 Психолого-педагогические рекомендации для коррекции подростковой агрессивности…………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...43
Приложения……………………………………………………………………...45
Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:
а) Многочисленные отпоры;
б) Отрицательные отзывы и критические замечания;
в) Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г) Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д) Оскорбления, упреки обвинения;
е). Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.
Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.
Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным,
ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой
можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:
· Ярость, вспышка гнева;
· Гнев
· Полная пассивность, страх;
· Сознательный уход от деятельности;
· Скука;
·
Депрессия – длительно
· Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
· Эгоцентризм, гордыня.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет
такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения. [Бэрон, Р. 2009: 52]
Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда людей", "человеческая среда", "окружающая среда", "жизненная среда", "человеческое окружение" и т.п.
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
Г.П. Щедровицкий замечает, что во взаимоотношениях организма со средой "два члена отношения уже не равноправны"; субъект является первичным и исходным, среда задается по отношению к нему, как нечто, имеющее ту или иную значимость [Каширская И.К. 2010: 47-48]
В многочисленных исследованиях
среды неизменно
Психологический словарь дает следующее определение: "среда – окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом – производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека" [Каширская И.К. 2010: 94] .
Среда человека состоит из совокупности природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно. Человек существует одновременно в разных средах: в мире вещей и предметов – как физическое тело, в мире живой природы – как живое существо, в мире людей – как член общества. Воздействию окружающей среды человек подвергается каждое мгновение. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость – все это и многое другое "может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения" [Каширская И.К. 2010: 87-88]. Некоторые воздействия среды носят временный характер, другие средовые влияния могут быть постоянными. Занимаясь психологией развития, Г. Крайг пришла к заключению, что средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков. Важно, что среда заключает в себе возможности, которые могут стать реальностью при условии активности человека. "Люди – не пассивные существа, находящиеся во власти стимулов; они в значительной мере создают мир, в котором сами живут и действуют" [Каширская И.К. 2010: 87]. Категория возможности подчеркивает активное начало человека-субъекта в освоении окружающей среды.
На протяжении последних десятилетий понятие "образовательная среда" и производные от него разрабатываются педагогами, психологам, учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Проблеме изучения образовательной среды в современной психолого-педагогической науки посвящено достаточно много исследований.
Идеи развития социокультурной
образовательной среды
В современных исследованиях
образовательная среда
Анализируя содержание определений и описаний образовательной среды, определим ее общие, типологические признаки, выделяемые большинством исследователей:
1. Образовательная среда
любого уровня является
2. Образовательная среда
существует как определенная
социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений
в контексте конкретной социокультурно-
3. Образовательная среда
обладает широким спектром
4. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактического компонентов, образуя систему координат ведущих условий, влияний и тенденций развития детской, взрослой и детско-взрослой общности (общностей) в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством жизни, с качеством среды обитания.
5. Образовательная среда
может выступать не только
как условие, но и как
Образовательные процессы сводятся к взаимодействию подсистем среды через деятельность человека и созданию в пространстве и времени характерных для данного учебного учреждения устойчивых структур, реализующих эту деятельность и оказывающих влияние на развитие личности.
Вопросы психоэмоционального
восприятия образовательной среды
перекликаются с концепцией среды
как места человеческого
Учащийся не просто проникает в окружающий мир, но постигает разные миры, являющиеся отражением настоящего и прошлого человеческого опыта аккумулированного в данном конкретном учебном заведении. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Психологическое содержание такого восприятия определяется через взаимосвязь действительно реального образовательного пространства с нереальным воображаемым, желаемым. Исторически, правомерно говорить о Geneus Loci (дух места). Представляется оправданным, что Geneus Loci определяет психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывает у человека определённые ассоциации и оказывает опосредованное влияние на поведение человека уже в соответствии с духом места. Дух места – это понятие включает в себя преемственность и традиции учебного заведения.
Для восприятия среды, в том числе и образовательной, характерен надсуммарный эффект, заключающийся в том, что:
«– среда не имеет определённых, твёрдо фиксированных рамок во времени и пространстве,
– среда воздействует на все чувства, и информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов,
– среда даёт не только главную, но и периферийную информацию,
– среда содержит всегда больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять,
– среда воспринимается в тесной связи с практической деятельностью; восприятие связано с действием и наоборот,
– любая среда наряду с физическими и химическими особенностями обладает психологическими и символическими значениями,
– окружающая среда воздействует как единое целое » (М. Черноушек).
Термин "перенасыщенность среды" впервые применил социолог Г. Зиммель, который на примере городской среды показал, что перенасыщенность мешает восприятию новых импульсов, распыляя силы при решении частных и мелких проблем среды. В такой ситуации включается своеобразный защитный механизм в системе восприятия – габитуация, которая приучает организм к воздействию идентичных импульсов. В перенасыщенной среде, как показал американский психолог Д.Д. Миллер, человек не воспринимает, не концентрирует, устраняет второстепенную информацию. В таком случае не исключена возможность потери важной в образовательном смысле информации. С другой стороны, наполненность среды однообразными, монотонными элементами снижает возможность определения границ восприятия. Бедная, монотонная среда не способна удовлетворить потребность в разнообразии, отсюда следует, что среда пустая и будет самой неблагоприятной. Логичным предстаёт решение субъекта покинуть неблагоприятную среду.
Оценивая образовательную среду как нейтральную, учащиеся подразумевают, что она на них не влияет, то есть не вызывает никакой психологической реакции, ни положительной, ни отрицательной. Такое представление кажется дискуссионным, ведь символическая и эстетическая ценность восприятия образовательной среды индивидуальна, а быстрый ритм жизни зачастую не позволяет уловить воздействие импульсов среды. Однако нам представляется, что если воздействие образовательной среды не осознаётся субъектом образовательного процесса, это может свидетельствовать о её рациональной организации, дающей простор творческому развитию индивида.
Таким образом, человек, являясь неотъемлемым компонентом образовательной среды, находится в постоянном взаимодействии с её структурными и психологическими компонентами. Образовательная среда – развивающийся пространственно – временной континуум, который аккумулирует комплекс объективных компонентов (научно-педагогические школы, людей, предметы и др. во взаимосвязи и взаимодействиях их общих и особых свойств) и субъективные характеристики участников образовательного процесса (способы межсубъектного взаимодействия, выбор переживаний, поиск смыслов). Интегративная целостность образовательной среды учебного заведения обуславливается единой целью, общностью функционирования, внутренней организацией, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с окружающей средой (образовательной средой региона, профессиональной средой).