Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожалуй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому более глубокому и непротиворечивому пониманию нами существа агрессивного поведения человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Подростковая агрессия и ее особенности………………………………………………………………
1.1. Особенности личности подростков……………………………
1.2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия……
1.3. Особенности агрессивного поведения у подростков…………
1.4. Взаимоотношения подростка и взрослого………………
Глава 2.Характеристика подросткового возраста……………
2.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
2.2. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста
2.3 Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст……………
Глава 3. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов……………………………………………………………………
3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования…………………………………………………………………...
3.2. Диагностика агрессивности у подростков ………..
3.3.Профилактика и коррекция агрессивного поведения…...
Заключение……………………………………………………………..
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

На печать курсовая.docx

— 153.04 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградская государственная  академия физической культуры»

 

 

 

                      КАФЕДРА  ПСИХОЛОГИИ

 

                         КУРСОВАЯ  РАБОТА

                                              на тему:

«Особенности  проявления агрессивного поведения  у подростков»

 

 

 

                                                              Работу выполнила  студентка

                                                              3-го курса, группы 301-П

                                                                 Заруйкина Александра Александровна

 

                                                             Научный руководитель:

                                                            Кумсков Сергей Семенович

 

  

                                      

                                       Волгоград, 2013

                                         Содержание

 

Введение…………………………………………………………

Глава 1.  Подростковая агрессия и ее особенности………………………………………………………………

1.1. Особенности личности подростков……………………………

1.2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия……

1.3. Особенности агрессивного поведения у подростков…………

1.4. Взаимоотношения подростка и взрослого………………

Глава  2.Характеристика подросткового возраста……………

2.1. Анатомо-физиологическая перестройка  организма подростка

2.2. Различные теоретические подходы  к проблеме «кризиса» подросткового  возраста

2.3 Центральное новообразование  личности при переходе в подростковый  возраст……………

Глава 3.  Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов……………………………………………………………………

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования…………………………………………………………………...

3.2. Диагностика агрессивности у подростков ………..

3.3.Профилактика и коррекция агрессивного поведения…...

Заключение……………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………..

         Приложение………… 

       Введение

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой  популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество  статей и книг. В Европе и Америке  регулярными стали международные  конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это  не мода, Скорее, пожалуй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому более глубокому и непротиворечивому пониманию нами существа агрессивного поведения человека. 
Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками со специфичной системой методов. Однако, как заметил однажды выдающийся философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различия между любовью и ненавистью принадлежит преимущественно именно психологии. Думаю, вполне можно согласиться с этой мыслью. По крайней мере, сами психологи вряд захотят ее оспаривать. Объективно можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. 
Однако, конечно, есть в этой интересной и сложной области еще много нерешенных проблем. Пожалуй, вопросов остается едва ли меньше, чем получено ответов. Что, впрочем, естественно, так как многие исследования, отвечая на вопрос, тут же приводят к возникновению какого-то другого, нового вопроса. Одна из проблем состоит, как это не покажется странным, уже в самом определении того, что есть «агрессия». Агрессия —это характеристика только поведения, то есть — это обязательно действие., или агрессия также включает в себя мотив, установку, эмоцию? Как соотносится агрессия с понятием «намерение»? Следует ли говорить об агрессии применительно только к живым существам? Можно ли считать действия агрессивными, когда реципиент не стремится избежать нападения? Всегда ли агрессия — это зло, или она может иметь конструктивную природу? На какие-то из этих вопросов имеются ответы, в той или иной мере, разделяемые большинством специалистов, какие-то вопросы остаются пока дискуссионными. Так, например, некоторые исследователи считают, что термин «агрессия» уместно использовать применительно лишь к тем случаям, когда жертва стремится избежать причинения ей физического или морального ущерба. В частности, такой взгляд на проблему подразумевает исключение из числа поведенческих проявлений, квалифицируемых как агрессия, те специфические действия, которые совершаются в контексте садомазохистских отношений. Однако эта позиция представляется достаточно уязвимой. Ведь вне зависимости от того, идет ли речь о насилии в рамках ритуализованных взаимоотношений садомазохистской пары (группы) или об «обычном» избиении или изнасиловании, с точки зрения психологии личности и в том и в другом случае речь идет об агрессии, и все различия лежат не в личностно-психологической, а в правовой плоскости. По существу, в садомазохистских отношениях мы имеем дело с отреагированием (проявлением) агрессивных импульсов, но только в социально допустимой форме.

В настоящее время не существует общепринятой теории агрессии. Наиболее фундаментальными и детально проработаными концепциями являются инсинктивистская теория агрессии (З.Фрейд,Леренз), фрустрационная теория агрессии(Н.Миллер), теория социального научения (A. Бандура), теория переноса возбуждения (Д. Зиллманн), когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковиц).1

 

Глава 1. Подростковая агрессия и ее особенности

1.1Особенности личности  подростков

1. Центральное новообразование  подросткового возраста — «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому.

Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы.

Чувство идентичности формируется  у подростка постепенно. Его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми.

Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки были бы синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой.

2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»).

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых  качеств.

7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность личности:

— гуманистическая направленность — отношение подростка к себе и обществу положительны;

— эгоистическая направленность — он сам является более значимым, чем общество;

— депрессивная направленность — он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

— суицидальная направленность — ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Отдельные проявления подросткового  кризиса. Негативизм проявляется как  негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности. Субъективные переживания — угнетенное состояние, тоска, подавленность — могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни — дневниках, с близкими друзьями и т.д. Видна некоторая аналогия с первым, детским негативизмом 3 лет.

Интеллектуализация как  средство психологической защиты состоит  в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих — родителей, учителей и т.д., и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью — еще одно проявление подросткового кризиса. Юноша, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами красится и т.д., как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.

Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответственностью последствий в будущем. Подросток еще не понимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви — и это нормально. В нем, особенно в мальчике, сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу. Однако необходимая для взросления игра, к несчастью, может слишком рано потерять свой игровой характер — и тогда происходят половые болезни, ранние беременности, самоубийства из-за несчастной любви и т.д.

Это также поиски в выборе профессии. Выбор профессии и подготовка к ней, с точки зрения психологии, должны вначале тоже носить игровой характер. Юноши бросаются в ту или иную профессиональную деятельность, не зная ни ее характера, на своей к ней пригодности, работают в ней с субъективной серьезностью, потом бросают ее и пробуют другую и т.д.

Проблемы восприятия своего физического образа. Как известно, для мужчин биологически оправдано  активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Для женщины — все наоборот.

Поэтому позитивное самовосприятие складывается у подростков в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность; в то же время женщина своей физической внешностью должна символизировать стремление к подчинению и безопасности, душевность и тепло. Таковы социальные ожидания. Низкая оценка своего физического «Я» может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т.д. Взаимоотношения со сверстниками. Их роль нельзя преувеличивать. Позиция «виноваты приятели», как правило, оказывается неверной. Данные исследований не подтверждают убеждения некоторых родителей, склонных приписывать влиянию сверстников все, начиная от перемен в социальных и сексуальных нормах поведения и вплоть до наркомании и преступности. Влияние подростков обычно преобладает в вопросах внешнего плана (мода в одежде и речи, музыке и развлечениях, стиль взаимоотношений со своим и противоположным полом). Влияние родителей преобладает в оценке нравственных и социальных проблем, понимании мира взрослых.

Необычайно сильное внимание группы сверстников на подростка может быть связано как с недостаточным вниманием к подростку в семье, так и с привлекательностью группы как таковой (в основном для неустойчивых подростков). Наиболее уверенные в себе подростки умеют с пользой для себя усваивать взгляды и жизненный опыт как родителей, так и сверстников, не испытывая проблем их сведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины агрессии, ее  виды и механизм действия

Склонность человека к  агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой  у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность  имеет свои эволюционные и физиологические  корни. К числу физиологических  факторов агрессии относятся половые  гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически  возникающее в недрах организма  влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой  агрессию.

Другой взгляд на происхождение  агрессивного поведения а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия 2: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения у подростков