Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожалуй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому более глубокому и непротиворечивому пониманию нами существа агрессивного поведения человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Подростковая агрессия и ее особенности………………………………………………………………
1.1. Особенности личности подростков……………………………
1.2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия……
1.3. Особенности агрессивного поведения у подростков…………
1.4. Взаимоотношения подростка и взрослого………………
Глава 2.Характеристика подросткового возраста……………
2.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
2.2. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста
2.3 Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст……………
Глава 3. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов……………………………………………………………………
3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования…………………………………………………………………...
3.2. Диагностика агрессивности у подростков ………..
3.3.Профилактика и коррекция агрессивного поведения…...
Заключение……………………………………………………………..
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

На печать курсовая.docx

— 153.04 Кб (Скачать)

По шкале враждебности выявлен один испытуемый с высоким показателем враждебности  четверо с средним показателем враждебности с тенденцией к высокому, четверо испытуемых с средним показателем враждебности стремящемуся к низкому и один с низким показателем враждебности. Ни одной испытуемой с высоким показателем враждебности. Самый высокий показатель среди испытуемых выявлен у Кирилла Т. – 26.

 

Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» среди мальчиков 10 класс.

Используя полученные данные можно сделать вывод, что среди  мальчиков 10 класса один с высоким  показателем ценнизма. У семи мальчиков  прошедших методику диагностики  враждебности по «Шкале Кука-Медлей»  был выявлен средний показатель ценнизма с тенденцией к высокому и один мальчик с средним показателем  ценнизма с тенденцией к низкому. Самый высокий показатель ценнизма среди испытуемых был выявлен  у Вывы С. - 66 баллов.

По шкале агрессивности  можно сказать, что у шести  испытуемых средний показатель агрессивности  стремящийся к высокому и у  двух выявлен средний показатель враждебности с тенденцией к низкому  и один испытуемый с высоким показателем  враждебности. Самый высокий показатль  враждебности  среди  мальчиков  выявлен у Нарила Ч. -43 балла.

По шкале враждебности выявлено трое испытуемых из восьми с средним показателем враждебности с тенденцией к низкому, четверо испытуемых с средним показателем враждебности с тенденцией к высокому и два испытуемых с высоким показа враждебности. Самый высокий показатель среди испытуемых выявлен у Вовы С. – 30.

Обработав полученные данные по  методике Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» можно сделать вывод, что среди испытуемых мальчиков и девочек 10-11 классов имеют высокий показатель по шкале ценнизма 2 испытуемых, по шкале агрессивности 1 испытуемый и по шкале враждебности 3 испытуемых.

Средний показатель с тенденцией к высокому по шкале ценнизма имеют 30 испытуемых, по шкале агрессивности 24 испытуемых и по шкале враждебности 17 испытуемых.

Средний показатель с тенденцией к низкому имеют по шкале ценнизма 2 испытуемых, по шкале агрессивности 9 испытуемых и по шкале враждебности 13 испытуемых.

Низкий показатель по шкале  ценнизма не имеет не один испытуемый, по шкале агрессивности 0 испытуемых и по шкале враждебности 1 испытуемый имеет низкий показатель враждебности.

 

Методика экспресс-диагностики  невроза (К.Хек и Х.Хесс)

(см.приложение 2)

Данная методика позволяет  быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков, которое  может проявляться в том числе  в агрессивном и аутоагрессивном  поведении.

Методика экспресс-диагностики  невроза (К.Хек и Х.Хесс) среди 10-11 классов.

Проанализировав полученные данные по «Методика экспресс-диагностики невроза» (К.Хек и Х.Хесс)  мы получили,  что 47%  испытуемых имеют низкий показатель невроза (6 -15 баллов), 30 %  испытуемых имеют средний показатель невроза(16-23 баллов)   и 23 % имеют высокий уровень невроза (24 и белее баллов).

 

 

Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению К. Томаса (Адаптация  Н.В. Гришиной) (см.приложение 3)

Данный опросник предназначен для выявления типичной формы  поведения человека.

Я провела опрос в 8 «Б»  классе Лицея №2. Ребятам предоставлялись  бланки с методикой и инструкцией. Испытуемым надо было выбрать более типичный для них вариант поведения из предложенных суждений. Все результаты  поместила в сводную таблицу по которой можно сделать вывод, что максимальное количество баллов в колонке свидетельствует о более типичном способе регулирования конфликта для испытуемого.

 

Имя.фамилия

Конкуренция

Приспособление

Компромис

Избегание

Сотрудничество

1 Ананьева Вика

6

5

4

5

10

2 Белкин Миши

4

4

9

4

9

3 Богачев Миша

2

4

8

3

9

4 Валяев Коля

3

5

6

9

7

5 Дудин Вова

3

4

7

5

11

6 Ковалева Арина

6

7

7

5

5

7 Лымарев Вадим

4

5

7

7

7

8Макаровский Роман

4

7

5

7

7

9 Москвин Илья

5

6

9

6

4

10 Никитин Стас

5

5

7

6

7

11Пукас Александр

9

3

6

6

6

12Рудь Александр

7

7

9

3

4

13Сенкович    Александр

7

8

9

4

2

14 Спирин Иван

7

7

6

7

3

15Стороженко Мар-та

8

6

6

5

5

16 Топоров Роман

7

2

7

3

11

17Шаманаев Вадим

9

5

8

6

1

18 Шибкина Аня

6

5

7

7

5

19 Шибкин Миша

5

6

4

9

6

20 Плетнев Артем

8

6

6

5

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Профилактика и коррекция агрессивного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками  имеет свои особенности. На начальных  этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с  подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После  диагностики семейных отношений  и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются  общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в коррекционной  работе следует уделять формированию круга интересов подростка также  на основе особенностей его характера  и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода  свободного времени подростка – "времени праздного существования  и безделья" за счёт привлечения  к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие  музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени –  “ничегонеделанье” – неизбежен  скорый возврат подростка в асоциальную  компанию и рецидив делинквентности.

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и  эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга  в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно  статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению  себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую  деятельность, которая лежит в  сфере интересов взрослых, но в  то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Д.И.Фельдштейн выделил социально  признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл  этой деятельности состоит для подростка  в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место  и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток  признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные  условия и для реализации его  потребностей. Такая деятельность предоставляет  подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы  его жизнедеятельности. Но методы и  принципы такой деятельности требуют  значительной корректировки при  включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы  развёрнутой деятельности, создающей  жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных  подростков к различным видам  социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно  соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Заключение

 

В подростковом возрасте одним  из видов отклоняющегося поведения  является агрессивное поведение, нередко  принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение  себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми  конфликтами. Снижается возраст  проявления агрессивных действий. Всё  чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и  физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного  воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность  – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих  личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными  функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и  безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные  чрезмерным контролем и нудными  поучениями и наставлениями, находят  своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему. Социального  оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих  основных направлениях:

выявление неблагоприятных  факторов и десоциализирующих воздействий  со стороны ближайшего окружения, которые  обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная  нейтрализация этих неблагоприятных  дезадаптирующих воздействий;

современная диагностика  асоциальных отклонений в поведении  несовершеннолетних и осуществление  дифференцированного подхода в  выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться  и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих  проблем у подростков, системный  анализ характера их возникновения  и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение  начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в  хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей  торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков  и девочек на разных стадиях подросткового  возраста и из разных социальных групп  населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка  развивающегося под воздействием различной  микросреды и позволяет целенаправленно  строить воспитательный процесс.

 

                  

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Литература

 

  1. Майерс Д. Социальная психология Агрессия Возбудители Теории
  2. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999
  3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.:
  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996..
  6. Терехина Е.В., психолог ЦПМСС «Живые потоки»\
  7. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков. - СПБ.: 2004.
  8. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982.
  9. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973.
  10. Словарь-справочник по социальной психологии// Крысько В.Г. -- СПб.: Питер, 2003.
  11. http://www.agressiya-podrostkov.ru/
  12. Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988.
  13. Журнал практической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // Можгинский Ю.Б.
  14. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского).
  15. Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.169-171.

Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения у подростков