Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:09, курсовая работа
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожалуй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому более глубокому и непротиворечивому пониманию нами существа агрессивного поведения человека.
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Подростковая агрессия и ее особенности………………………………………………………………
1.1. Особенности личности подростков……………………………
1.2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия……
1.3. Особенности агрессивного поведения у подростков…………
1.4. Взаимоотношения подростка и взрослого………………
Глава 2.Характеристика подросткового возраста……………
2.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
2.2. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста
2.3 Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст……………
Глава 3. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов……………………………………………………………………
3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования…………………………………………………………………...
3.2. Диагностика агрессивности у подростков ………..
3.3.Профилактика и коррекция агрессивного поведения…...
Заключение……………………………………………………………..
Литература……………………………………
По шкале враждебности выявлен один испытуемый с высоким показателем враждебности четверо с средним показателем враждебности с тенденцией к высокому, четверо испытуемых с средним показателем враждебности стремящемуся к низкому и один с низким показателем враждебности. Ни одной испытуемой с высоким показателем враждебности. Самый высокий показатель среди испытуемых выявлен у Кирилла Т. – 26.
Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» среди мальчиков 10 класс.
Используя полученные данные можно сделать вывод, что среди мальчиков 10 класса один с высоким показателем ценнизма. У семи мальчиков прошедших методику диагностики враждебности по «Шкале Кука-Медлей» был выявлен средний показатель ценнизма с тенденцией к высокому и один мальчик с средним показателем ценнизма с тенденцией к низкому. Самый высокий показатель ценнизма среди испытуемых был выявлен у Вывы С. - 66 баллов.
По шкале агрессивности можно сказать, что у шести испытуемых средний показатель агрессивности стремящийся к высокому и у двух выявлен средний показатель враждебности с тенденцией к низкому и один испытуемый с высоким показателем враждебности. Самый высокий показатль враждебности среди мальчиков выявлен у Нарила Ч. -43 балла.
По шкале враждебности выявлено трое испытуемых из восьми с средним показателем враждебности с тенденцией к низкому, четверо испытуемых с средним показателем враждебности с тенденцией к высокому и два испытуемых с высоким показа враждебности. Самый высокий показатель среди испытуемых выявлен у Вовы С. – 30.
Обработав полученные данные по методике Диагностика враждебности по «Шкале Кука-Медлей» можно сделать вывод, что среди испытуемых мальчиков и девочек 10-11 классов имеют высокий показатель по шкале ценнизма 2 испытуемых, по шкале агрессивности 1 испытуемый и по шкале враждебности 3 испытуемых.
Средний показатель с тенденцией к высокому по шкале ценнизма имеют 30 испытуемых, по шкале агрессивности 24 испытуемых и по шкале враждебности 17 испытуемых.
Средний показатель с тенденцией к низкому имеют по шкале ценнизма 2 испытуемых, по шкале агрессивности 9 испытуемых и по шкале враждебности 13 испытуемых.
Низкий показатель по шкале ценнизма не имеет не один испытуемый, по шкале агрессивности 0 испытуемых и по шкале враждебности 1 испытуемый имеет низкий показатель враждебности.
Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс)
(см.приложение 2)
Данная методика позволяет
быстро определить наличие неврозоподобного
состояния у подростков, которое
может проявляться в том числе
в агрессивном и
Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс) среди 10-11 классов.
Проанализировав полученные данные по «Методика экспресс-диагностики невроза» (К.Хек и Х.Хесс) мы получили, что 47% испытуемых имеют низкий показатель невроза (6 -15 баллов), 30 % испытуемых имеют средний показатель невроза(16-23 баллов) и 23 % имеют высокий уровень невроза (24 и белее баллов).
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (Адаптация Н.В. Гришиной) (см.приложение 3)
Данный опросник предназначен для выявления типичной формы поведения человека.
Я провела опрос в 8 «Б» классе Лицея №2. Ребятам предоставлялись бланки с методикой и инструкцией. Испытуемым надо было выбрать более типичный для них вариант поведения из предложенных суждений. Все результаты поместила в сводную таблицу по которой можно сделать вывод, что максимальное количество баллов в колонке свидетельствует о более типичном способе регулирования конфликта для испытуемого.
Имя.фамилия |
Конкуренция |
Приспособление |
Компромис |
Избегание |
Сотрудничество |
1 Ананьева Вика |
6 |
5 |
4 |
5 |
10 |
2 Белкин Миши |
4 |
4 |
9 |
4 |
9 |
3 Богачев Миша |
2 |
4 |
8 |
3 |
9 |
4 Валяев Коля |
3 |
5 |
6 |
9 |
7 |
5 Дудин Вова |
3 |
4 |
7 |
5 |
11 |
6 Ковалева Арина |
6 |
7 |
7 |
5 |
5 |
7 Лымарев Вадим |
4 |
5 |
7 |
7 |
7 |
8Макаровский Роман |
4 |
7 |
5 |
7 |
7 |
9 Москвин Илья |
5 |
6 |
9 |
6 |
4 |
10 Никитин Стас |
5 |
5 |
7 |
6 |
7 |
11Пукас Александр |
9 |
3 |
6 |
6 |
6 |
12Рудь Александр |
7 |
7 |
9 |
3 |
4 |
13Сенкович Александр |
7 |
8 |
9 |
4 |
2 |
14 Спирин Иван |
7 |
7 |
6 |
7 |
3 |
15Стороженко Мар-та |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
16 Топоров Роман |
7 |
2 |
7 |
3 |
11 |
17Шаманаев Вадим |
9 |
5 |
8 |
6 |
1 |
18 Шибкина Аня |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
19 Шибкин Миша |
5 |
6 |
4 |
9 |
6 |
20 Плетнев Артем |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
3.3 Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной
работе следует уделять формированию
круга интересов подростка
При непродуктивной деятельности
в период свободного времени –
“ничегонеделанье” – неизбежен
скорый возврат подростка в
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того, что развитие
ребёнка осуществляется в деятельности,
а подросток стремится к
Д.И.Фельдштейн выделил социально
признаваемую и социально одобряемую
деятельность. Психологический смысл
этой деятельности состоит для подростка
в том, что участвуя в ней, он фактически
приобщается к делам общества,
занимает в нём определённое место
и удерживает свою новую социальную
позицию среди взрослых и сверстников.
В процессе этой деятельности подросток
признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его
потребностей. Такая деятельность предоставляет
подростку возможность развития
его самосознания, формирует нормы
его жизнедеятельности. Но методы и
принципы такой деятельности требуют
значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессивностью. Прежде всего,
необходима организация системы
развёрнутой деятельности, создающей
жёсткие условия и определённый
порядок действий и постоянный контроль.
При условии
Заключение
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей
(объектом которого были психически и
физически здоровые дети) показало,
что ядром конфликтной
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая
деятельность не может ограничиваться
лишь мерами индивидуального воздействия
и коррекции, применяемыми непосредственно
к несовершеннолетнему. Социального
оздоровления и социально-педагогической
коррекции требует
Профилактика и предупреждение
девиантного поведения
выявление неблагоприятных
факторов и десоциализирующих
современная диагностика
асоциальных отклонений в поведении
несовершеннолетних и осуществление
дифференцированного подхода в
выборе воспитательно-профилактических
средств психолого-
Отсюда возникает
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения у подростков