Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, Скорее, пожалуй, это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому более глубокому и непротиворечивому пониманию нами существа агрессивного поведения человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Подростковая агрессия и ее особенности………………………………………………………………
1.1. Особенности личности подростков……………………………
1.2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия……
1.3. Особенности агрессивного поведения у подростков…………
1.4. Взаимоотношения подростка и взрослого………………
Глава 2.Характеристика подросткового возраста……………
2.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
2.2. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста
2.3 Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст……………
Глава 3. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов……………………………………………………………………
3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования, объект и предмет исследования…………………………………………………………………...
3.2. Диагностика агрессивности у подростков ………..
3.3.Профилактика и коррекция агрессивного поведения…...
Заключение……………………………………………………………..
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

На печать курсовая.docx

— 153.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Шкала враждебности»  Кука-Медлей

Данная методика позволяет  оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и  враждебности. Необходимо отметить степень  согласия со следующими суждениями, на которые могут быть даны ответы: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда.

Инструкция: Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

  • 6 – обычно,
  • 5 – частично,
  • 4 – иногда,
  • 3 – случайно,
  • 2 – редко,
  • 1 – никогда.

Тест

  1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.
  2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .
  3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.
  4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.
  5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.
  6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.
  7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.
  8. Люди часто разочаровывали меня.
  9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
  10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.
  11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.
  12. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.
  13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
  14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.
  15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.
  16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.
  17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.
  18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.
  19. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.
  20. Более безопасно некому не верить.
  21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.
  22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.
  23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.
  24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.
  25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.
  26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.
  27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.

Обработка и интерпретация  результатов теста Ключ к тесту

  • Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22
  • Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27
  • Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25

Варианты ответа

Баллы

     1–обычно 
      2–часто 
      3–иногда 
    4–случайно 
       5–редко 
    6 – никогда

 6 
          5 
          4 
          3 
          2 
          1


Интерпретация результатов  для шкалы цинизма:

  • 65 баллов и больше – высокий показатель;
  • 40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
  • 25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
  • 25 баллов и меньше – низкий показатель.

Интерпретация результатов  для шкалы агрессивности:

  • 45 баллов и больше – высокий показатель;
  • 30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
  • 15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
  • 15 баллов и меньше – низкий показатель.

Интерпретация результатов  для шкалы враждебности:

  • 25 баллов и больше – высокий показатель;
  • 18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
  • 10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
  • 10 баллов и меньше – низкий показатель.

 

        Приложение 2

Методика экспресс-диагностики  невроза (К.Хек и Х.Хесс)

Данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков, которое  может проявляться в том числе  в агрессивном и аутоагрессивном  поведении.

Ознакомьтесь с вопросом или  суждением, ответьте «да» или «нет».

  1. Считаете ли вы, что внутренне напряжены?
  2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легкоранимым.
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. Часто ли без особых причин у вас возникает чувство безучастности и усталости.
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Часто ли вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя вы стараетесь от них избавиться?
  8. Я довольно нервный.
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный.
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин?
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Легко ли изменить ваше настроение?
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать своей застенчивости.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, каким кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
  22. Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я счастлив.
  30. Я недостаточно уверен в себе.
  31. Я страдаю от чувства неполноценности.
  32. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
  33. Часто я чувствую себя просто скверно.
  34. Я много копаюсь в себе.
  35. Иногда у меня все болит.
  36. У меня бывает гнетущее состояние.
  37. У меня что-то с нервами.
  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  39. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.
  40. Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

 

Ключ к методике.

За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Низкий показатель невроза  от 6-15, средний от 16-23 и можно говорить о наличие невроза, если подросток  набрал 24 и более баллов.

 

 

Приложение 3

Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению К. Томаса (Адаптация  Н.В. Гришиной)

Для описания типов поведения  людей в конфликтах (точнее, в  конфликте интересов) К. Томас считает  применимой двухмерную модель регулирования  конфликтов, основополагающими в  которой являются кооперация, связанная  с вниманием человека к интересам  других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими  измерениями (кооперация и напористость):

  1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
  4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению  типичных форм поведения К.Томас  описывает каждый из пяти перечисленных  возможных вариантов 12 суждениями о  поведении индивида в конфликтной  ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы на вопросы заносятся  в бланк.

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд  утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и  каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А  и В, из которых вы должны выбрать  один, в большей степени соответствующий  вашим взглядам, вашему мнению о  себе. В бланке для ответов поставьте  отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для  каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем  мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

В. Я пытаюсь уладить  дело с учетом всех интересов другого  и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти  поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса, с тем чтобы  со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы  добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь  достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят  все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

В. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он тоже идет навстречу  мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю  позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

В. Я стараюсь сделать  так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

18.

А. Если это сделает другого  счастливым, дам ему возможность  настоять на своем.

В. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы и  их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между  моей позицией и точкой зрения другого  человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого  кажется мне очень важной, я  постараюсь пойти навстречу его  желаниям.

В. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю  позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

В. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения у подростков