Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:18, курсовая работа
Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, нивелирование морально – этических ценностей повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Введение……………………………………………………………………..3
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения
1.1. Анализ научных подходов к проблеме девиантного поведения подростков…………………………………………………………….………5
1.2.Классификация видов девиантного поведения подростков……………9
1.3. Классификация стилей семейного воспитания………………………..14
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков……………………….17
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностического эксперимента………………….20
2.3. Интерпретация полученных результатов………………………………22
3. Заключение.………………………………………………………………..28
4.Литература…...……………………………………
План
Введение…………………………………………………………
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения
1.1. Анализ научных подходов к проблеме
девиантного поведения подростков……………………………………………………
1.2.Классификация видов девиантного поведения подростков……………9
1.3. Классификация стилей семейного воспитания………………………..14
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков……………………….17
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностического эксперимента………………….20
2.3. Интерпретация полученных результатов………………………………22
3. Заключение.…………………………………………………
4.Литература…...……………………………………
Введение
Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, нивелирование морально – этических ценностей повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее, разрыва между пониманием норм поведения и асоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют о необходимости более глубокого изучения данной проблемы, поиска новых подходов к ее разрешению.
Проблема, девиантного поведения изучается на пересечении различных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, физиологии и др. В становлении социологии как науки исследования негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль. В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля.
Исследованием девиантного поведения в психологии занимаются такие ученые, как Ю.А.Клейберг, А.Е.Личко, А.В.Мудрик, Змановская Е.В, Менделевич В.Д, Максимова Н.Ю, С.А.Беличева, Татенко В.А. и Титаренко Т.А., Р.В. Овчарова, Хэвитт и Дженкинс и д.р.
Цель курсовой работы - выявить наиболее распространенные причины девиантного поведения современных подростков.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические источники по проблеме девиантного поведения подростков;
2) рассмотреть классификации девиантного поведения и его основные характеристики у авторов, занимающихся данной проблемой;
3) выявить основные причины возникновения девиантного поведения у современных подростков;
4) установить зависимость влияния стиля семейного воспитания на возникновение девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: подростки, проявляющие различные формы девиантного поведения.
Предмет исследования: причины девиантного поведения подростков.
Мы исходим из следующей гипотезы: непродуктивные стили семейного воспитания (авторитарный, либерально-попустительский) влияют на формирование девиантного поведения подростков.
Методологической основой исследования проблемы явились труды виднейших педагогов и психологов, взгляды В.А.Петровского; положение о границе между нормой и патологией В.Д. Менделевича; труды М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, Ю.А.Клейберга, Е.В.Змановской об особенностях девиантного поведения подростков.
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения на сегодняшний день остаётся одной из наиболее острых и противоречивых, т.к. затрагивает многие аспекты социальной жизни. Поэтому не существует однозначного взгляда на решение вопроса о возникновении, становлении и развитии девиации у современных подростков.
Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин «девиантное поведение» используется такими научными отраслями как социология, право, педагогика, психиатрия, психология.
Рассмотрим несколько определений девиантного поведения:
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [9, с 4]
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. [18, с. 406]
При проведении нашего исследования мы исходили из определения
Я.В. Гилинского:
Девиантное поведение - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [3, с. 6].
В зарубежной литературе девиантное поведение рассматривается с точки зрения трёх основных направлений: социально-антропологического, феноменологического, бихевиорального.
Социально-антропологический подход (Э. Фромм). Непродуктивность или неадекватная продуктивность поведения подростков и молодежи с проявлением девиантного поведения составляет основное содержание описаний типов социальных ориентаций. Главный вопрос при этом состоит в критериях дифференциации социальных типов и в соответствующих этим критериям методах коррекции типологически различного девиантного поведения.
Могут быть выделены следующие четыре типа непродуктивных социальных ориентаций:
1. Рецептивная социальная
2. Эксплуататорская социальная ориентация, или ориентация, определенная доминированием психологических свойств индивидуальности (индивидуалистическая ориентация). Виды девиаций, присущих типу: воровство, садизм, клептомания.
3. Накопительская социальная
4. Рыночная социальная ориентация, или ориентация, определенная доминированием объектных свойств личности (просоциальная ориентация самопрезентации и конкуренции). Виды девиаций, присущих типу: проституция, конформизм.
Феноменологический подход (К. Ясперс). Использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии, позволяет объективно подойти к оценке отклоняющегося поведения, способствовать пониманию его механизмов, мотивов совершения личностью девиантных поступков; увидеть за каждым из отклонений в поведении механизм психогенеза, выбрать адекватную и эффективную тактику коррекционного воздействия.
Личностная парадигма позволяет отметить, что в практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками. [3, с.12]
Бихевиоральное направление. Теория социального научения А.Бандуры. В соответствии с теорией социального научения врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, требующие социального научения. Так, чтобы сформировалось, например, агрессивное поведение, необходимо выполнение целого ряда условий. Должны присутствовать способы усвоения действия, должна быть провокация, должны быть условия, закрепляющие действия. Иначе говоря, агрессивному поведению учатся, поскольку агрессор должен знать: что причиняет боль, как и в каких условиях можно причинить боль.
Исходя из теории социального научения, основными механизмами формирования поведения являются:
1) научение через наблюдение – люди научаются поведению и когнитивным навыкам преимущественно наблюдая за моделями (за другими людьми). Наиболее характерно для детей до 3-х лет. Наблюдатель примет демонстрируемое поведение за образец, если оно приносит внешние выгоды, внутренне положительно им оценивается; приносит пользу модели, и его можно наблюдать;
2) научение в действии, или научение через опыт. Зависит от того, как человек воспринимает последствия. Например, если последствия реакции оцениваются высоко, это повышает вероятность совершения такого поведения, т.е. усиливает его. Наиболее характерно для подростков, т.к. именно в этом возрасте преобладают оценочные суждения. [1, с.11]
В отечественной психологии проблему девиантного поведения рассматривают в следующих направлениях.
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Поведение нельзя назвать девиантным, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.
Наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором “норма” представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма должна сочетаться с адаптивностью индивида. [12, с.14-16]
С точки зрения Л.С. Выготского отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, ретардации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как "трудного", так и одаренного). Подросток с девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор. [2, с. 9]
Этнокультурный подход рассматривает девиации сквозь призму традиций определенного сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультурным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, потребность в оперировании понятием "девиация" возникает при сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные явления начинают восприниматься как "новая" норма.
Девиантным поведением в рамках гендерного подхода может считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций.
Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, "нормальными" игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушельницкая, Н.И. Озерецкий выдвигают положение о том, что девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер.
С определенными оговорками к девиантам можно отнести и категорию одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий.[5. с, 23]