Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:18, курсовая работа
Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, нивелирование морально – этических ценностей повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Введение……………………………………………………………………..3
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения
1.1. Анализ научных подходов к проблеме девиантного поведения подростков…………………………………………………………….………5
1.2.Классификация видов девиантного поведения подростков……………9
1.3. Классификация стилей семейного воспитания………………………..14
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков……………………….17
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностического эксперимента………………….20
2.3. Интерпретация полученных результатов………………………………22
3. Заключение.………………………………………………………………..28
4.Литература…...……………………………………
1.2.Классификация видов
девиантного поведения подростк
Классификация — это выделенные по общему признаку и сведенные в систему виды отклоняющегося поведения вместе с причинами, их обусловливающими, типичными формами проявления. На основе классификации выделяют характерные группы девиантного поведения. После этого определяются общие формы, методы и методики коррекционной работы.
Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к классификации нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей, таких, например, как направленность, мотивация, характер, темперамент.
Но проблема классификации девиантных форм поведения до сих пор не решена однозначно. Такие сложности связаны, во-первых, с тем, что девиантное поведение, как уже было отмечено ранее, является предметом изучения многих отраслей знаний; во-вторых, всё многообразие проявлений форм человеческого поведения практически невозможно упорядочить в какую-то единую систему.
На данный момент существует три основных подхода к проблеме классификации девиантного поведения: социально-правовой, клинический и психологический.
Наибольший интерес для нас представляют психологические классификации, поэтому на них мы остановимся подробней.
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели
- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
- индивидуально-стилевые
Классификация Ю.А. Клейберга.
1.Негативные поведенческие девиации (например, употребление наркотиков)
2.Позитивные поведенческие
3.Социально-нейтральные
Классификация Татенко В.А. и Титаренко Т.Н.
Классификация построена на возрастной периодизации развития человека.
3. юношеский возраст – связана с самоопределением; возраст разрывания «корней». Акцентуация может приобрести патологические формы. [15, с. 21]
Классификация Д. Хэвитта и Р. Дженкинса.
Классификация строится c использованием категории «трудные» дети.
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов девиантного поведения личности, на наш взгляд, предложили Ц.П. Короленко и Т.А. Донских.
Авторы делят поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение:
Нестандартное поведение – может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Такая поведенческая активность играет позитивную роль в развитии общества и не может считаться девиацией в строгом смысле. |
Деструктивное поведение – нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных). В свою очередь делится на: | |
Внешнедеструктивное: |
Внутреннедеструктивное: | |
1.Аддиктивное поведение – использование человеком веществ, изменяющих психическое состояние, с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. |
1. суицидальное поведение (повышенный риск самоубийства); | |
2. конформистское поведение (лишение собственной индивидуальности, ориентация на внешние авторитеты); | ||
3. нарциссическое поведение (руководство собственной грандиозностью); | ||
2.Антисоциальное поведение – заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме асоциального, противоправного, аморально-безнравственного поведения. | ||
4. фанатическое поведение (слепая приверженность к какой-либо идее); | ||
5. аутическое поведение (отгороженность от людей и окружающей действительности) |
[10, с.60]
Классификация Е.В.Змановской.
Классификация поведенческих отклонений, основанная на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.
В соответствии с перечисленными критериями выделяются три основные группы отклоняющегося поведения:
1. Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
2. Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.
Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). [7, с.33]
Детерминация отклоняющегося поведения.
Под детерминацией девиантного поведения понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих девиантное поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общество – личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: макросоциальном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуально-личностном.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие факторы, детерминирующие девиантное поведение личности:
- макросоциальные;
- микросоциальные;
- биологические;
- внутриличностные.
Проведем анализ факторов отклоняющегося поведения в соответствии с принятой классификацией.
Макросоциальные факторы. К ним относятся:
Микросоциальные факторы. К ним относятся:
Биологические факторы. К ним относятся:
Внутриличностные факторы. К ним относятся:
В нашей работе в качестве основной детерминанты девиантного поведения мы будем рассматривать микросоциальные факторы, а конкретно непродуктивные стили семейного воспитания.
1.3.Классификация стилей семейного воспитания
Так как наша работа посвящена изучению влияния непродуктивных стилей семейного воспитания на процесс формирования девиантного поведения подростков, мы подробно рассмотрим классификацию стилей семейного воспитания и их влияние на развивающуюся личность подростка.
Классификация стилей семейного воспитания Н.Пезешкиана.
Н. Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от поставленных воспитателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание той или иной характерологической черты нацелено на выполнение какой-то важной задачи и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого человека, его близкого или дальнего окружения цель (рис.1)
Рис.1 Виды воспитания по Н.Пезешкиану.
При «воспитании для общества» значимы такие задачи – формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов общества качеств (например, законопослушания). В рамках «воспитания для воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процесса. Предполагается, что это должны быть черты характера, облегчающие воспитание (например, послушание). «Воспитание для воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать полезными ему.
«Сравнивая три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание возможностей для более полноценной адаптации к микро - и макросоциуму. Гармоничность же характера человека, включает еще и самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и «воспитании для воспитателя» полностью игнорируется.» [ 12, с.54]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что два первых типа воспитания являются непродуктивными для развития полноценной гармоничной личности, тем самым могут способствовать развитию девиантного поведения. Нередко воспитание в духе беспрекословного послушания и подчинения вызывает обратную реакцию протеста у субъекта.
В.Я. Гиндикиным и В.А. Гурьевой была предложена собственная классификация видов семейного воспитания:
1. «Кумир семьи». Восхваление ребенка, культивирование в нём чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за проступки.
2. Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
3. Гипоопека. Недостаточное внимание со стороны родителей, игнорирование целенаправленного воспитания.
4. Безнадзорность. Высокая степень гипоопеки.
5. «Золушка». Лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
6. «Ежовые рукавицы». Систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия, поощрения.
Классификация стилей семейного воспитания Э. Шефера.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Помимо контроля в семейных отношения важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие или не принятие ребенка. (рис.2)
Свобода