Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, нивелирование морально – этических ценностей повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения
1.1. Анализ научных подходов к проблеме девиантного поведения подростков…………………………………………………………….………5
1.2.Классификация видов девиантного поведения подростков……………9
1.3. Классификация стилей семейного воспитания………………………..14
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков……………………….17
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностического эксперимента………………….20
2.3. Интерпретация полученных результатов………………………………22
3. Заключение.………………………………………………………………..28
4.Литература…...……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Но еще более опасной представляется ситуация, в которой подростку предоставляется полная свобода действий. Можно говорить о наличии процесса самовоспитания в семье. Вместе с тем общепризнан факт того, что ребенок при выборе своей личной позиции по отношению к окружающей действительности обращается не только к своей оценке, не менее важную роль здесь играет и его отношение с родителями. В этом случаях ценности, декларируемые в семье, и качество контактов родителей между собой и самим подростком в значительной степени влияют на его выбор. Бесконтрольность, неорганизованность, равнодушие со стороны близких и значимых людей рано или поздно начнет тяготить «неустроенного» подростка и его энергия непроизвольно пойдет в деструктивное русло.

Внешний мир пропагандирует стиль жизни в духе экспансии и жестокости по отношению к окружающим и психика подростка как губка впитывает всю общедоступную информацию из внешней среды. Поэтому только в семье может образоваться тот «фильтр», который станет основой рефлексии развивающейся личности и сформирует адекватные стили поведения в различных ситуациях.

К сожалению, на сегодняшний день в большинстве семей господствует не авторитетный, демократичный стиль воспитания, а тот, с помощью которого  подросток обучается подражать негативным примерам внешней среды. 

Безусловно, современным родителям во многом сложнее воспитывать детей, чем скажем 20 – 30 лет назад. На сегодняшний день государство не предоставляет такой социальный пакет, который бы мог обеспечить достойный уровень жизни и оставить человеку время на совмещение многих важных областей жизни: личных отношений, профессионального и карьерного роста, воспитания и развития детей. Однако, когда-то взяв на себя ответственность по содержанию и воспитанию ребенка, сегодня родитель должен понимать, что полноценная личность не может формироваться сама по себе, равно как её нельзя насильно заставить повиноваться всем предъявляемым требованиям.

Подросток, не ощущающий умеренный контроль, теплую участливую заботу, интерес к возникающим проблемам, внимание к своим переживаниям, поощрение самостоятельной инициативы, тактичную помощь в решении значимых вопросов вынужден черпать опыт взаимоотношений не из собственной семьи, а из окружения, в котором находится. А ведь зачастую окружение прививает, мягко говоря, не совсем положительные качества.

В результате руками разводят и педагоги, и ближайшее окружение, да и подчас сами родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
  2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 5.
  3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СОЦИС. 1991. №4.
  4. Гершгорина О.В., Т.Д. Владимирова. Расстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогический процесс: методические рекомендации врача-психиатра и психолога педагогам. – Хабаровск: ХГПУ,  2004.
  5. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996.
  6. Елизаров А.Н. Коррекция родительско - детских отношений в случае девиантного поведения подростка //Тезисы Международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» 21 - 22 мая 2001 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.
  7. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2004.
  8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для ВУЗов. – М., 2001.
  9. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. М., 1988 г.
  10. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.
  12. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001.
  13. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского – Самара: «БАХРАХ – М, 2002 .
  14. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Науч.-метод. пособие / Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю., Соколова Е.Т., Рюмин В.Н. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
  15. Татенко В.А. и Титаренко Т.Н. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения, К.,2001
  16. Толстых Н.Н. Подростковый возраст // Рабочая книга школьного психолога. Ч.2. – М., 1991.
  17. Трудный подросток: причины и следствия / Под.ред. Татенко А.П. Киев, 1999
  18. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин, Минск, 2003 г.

 

 

Додаток 1.

Модифицированный тест цветового выбора М.Люшера.

Методика основана на эмоциональном отношении к цвету, с одной стороны, а с другой – сам выбор цвета, то есть то или иное предпочтение, зависит от эмоционального состояния человека, который его выбирает. Метод цветового выбора применяется при изучении особенностей эмоционального состояния человека, отношения к самому себе, особенностей взаимоотношений с другими людьми, учебной или профессиональной деятельности.

Инструкция.

Обозначьте приведенные ниже понятия каким-либо цветом, из тех, что перечислены ниже. При этом старайтесь, чтобы цвет выражал саму сущность обозначенного понятия.

Помните, в этом тесте нет правильных или неправильных ответов, отвечайте первое, что придёт в голову.

Цвета - красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, фиолетовый, серый, черный.

Список понятий.

  1. Окружающий мир -
  2. Я сам/сама -
  3. Школа -
  4. Одноклассники -
  5. Боль -
  6. Мое отношение к родителям -
  7. Моя семья -
  8. Подготовка к занятиям -
  9. Моя мама -
  10. Ответственность -
  11. Наказание -
  12. Просмотр телепередач -
  13. Отец -
  14. Друзья -
  15. Любовь –

 

Теперь выберите из восьми цветов тот, который Вам больше всего нравится и поставьте его на первое место, далее выберите наиболее приятный Вам цвет из оставшихся семи цветов и присвойте ему второе место. Поступайте так, пока не останется последний цвет – ему Вы присвоите восьмое место:

 

 

 

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Интерпретация результатов тестирования.

Ответы испытуемых разбиваются на следующие блоки:

 

Явное принятие:

цвета №1, №2

 

Принятие:

цвета №3, №4

 

Равнодушие:

цвета №5, №6

 

Непринятие:

цвет №7

 

Явное непринятие:

цвет №8.

 

Явное принятие

Принятие

Равнодушное отношение

Непринятие

Явное непринятие

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Додаток 2.

Анкета.

Из предлагаемых вариантов ответа выберите тот, который наиболее характерен для  Вашей семейной ситуации.

  1. Как ты себя чувствуешь наедине с родителями?

а) спокойно;

б) напряженно;

в) раздраженно.

2. Если у тебя возникают проблемы, к кому ты обратитесь за помощью?

а) друзьям;

б) родителям;

в) никому.

3. Как родители реагируют на  твои проступки?

а) наказывают;

б) делают вид, что ничего не произошло;

в) помогают разобраться в причинах произошедшего.

4. Хотелось бы тебе жить отдельно от родителей?

а) да, хотелось бы;

б) нет;

в) не задумывался над этим.

5. По отношению к тебе родителей можно назвать:

а) друзьями;

б) наставниками;

в) свой вариант ответа (напишите).

6. Можешь ли ты сказать, что твои родители знают о тебе всё:

а) конечно;

б) многое, но не все;

в) не знают и малой доли всего того, что со мной происходит.

 


 



Информация о работе Девиантное поведение подростков