Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:18, курсовая работа
Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, нивелирование морально – этических ценностей повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Введение……………………………………………………………………..3
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения
1.1. Анализ научных подходов к проблеме девиантного поведения подростков…………………………………………………………….………5
1.2.Классификация видов девиантного поведения подростков……………9
1.3. Классификация стилей семейного воспитания………………………..14
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков……………………….17
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностического эксперимента………………….20
2.3. Интерпретация полученных результатов………………………………22
3. Заключение.………………………………………………………………..28
4.Литература…...……………………………………
(предоставление
устранившийся
безразличный помогающий
Враждебность Любовь
требовательный,
нетерпимый
властный, суровый чрезмерно оберегающий
Контроль
(лишение самостоятельности)
рис.2 Стили семейного воспитания (схема Э. Шефера).
[11, с.300]
В качестве ориентировочной классификации для нашей работы мы выбрали классификацию семейного воспитания, которая включает авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуя выполнения обязанностей. Контроль, основанный на тёплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка и не провоцирует на совершение неадекватных поступков. Он чаще прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих запретов и указаний. Они жестко контролируют все сферы жизни, при чем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями ограничивается. Часть из них идет на конфликт, обнаруживая формы девиантного поведения. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.
Либерально-попустительский стиль семейного воспитания тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать всё, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы иногда они не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если подросток попадает в асоциальную группу, возможны проявления различного рода девиаций. [11, с.301-302]
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков.
Семья - ячейка общества. Эта малая социальная группа - важнейшая форма организации личного быта. Семья является воспитательной колыбелью человечества. В семье ребенок приобретает первый опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, получает навыки обращения с деньгами.
Главный пример для развивающейся личности - пример родителей. Не случайно все лучшее, а в большинстве случаев и все худшее подросток воспринимает от своих родителей. И от того, какими методами воспитания пользуются родители, зависит процесс формирования личности ребенка и, как следствие, отрицательное его отношение к девиантному поведению. [14, с.8].
Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду как социально-компетентной личности, либо, наоборот, препятствует этому процессу. Ведь взрослые способны своим поведением задавать подростку нормативно-ценностные образцы, содержащие ответы на главные вопросы его миропонимания, передавать огромное количество информации, помогать осваивать многие социальные умения и навыки. [17, с. 36]. Однако, как метко выразился один из общественных деятелей новейшей отечественной истории, семья - это "улица с двусторонним движением", этим же путем и столь же эффективно передаются и негативные стандарты.
В литературных источниках описываются следующие характерные ошибки в воспитании подростков:
Жестокое обращение с ребенком или физическое истязание его родителями опасно не только для соматического, но и для психического здоровья. Сочетание боли, соматических страданий с переживаниями обиды, страха, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести не только к формированию девиантного поведения как защитной реакции на насилие, но и стать причиной психических расстройств. [8, с. 50].
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностическ
Базой практического исследования была одна из средних общеобразовательных школ I – III ступеней города Лисичанска Луганской области. В опросе принимали участие 30 подростков, учащиеся 9 класса. Средний возраст испытуемых – 14,5 лет. Все учащиеся развиты адекватно возрастным и психологическим критериям.
Психиатрические и тяжелые соматические нарушения в диагностической группе у подростков отсутствуют.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы были использованы следующие психодиагностические методики:
- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Методика включает следующие показатели и формы агрессивного и отклоняющегося поведения:
1.Использование физической
2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных образов к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ;
3.Использование
4.Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – НЕГАТИВИЗМ;
5.Склонность к раздражению, готовность
при малейшем возбуждении
6.Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ;
7.Проявление зависти и
8.Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – АУТОАГРЕССИЯ или ЧУВСТВО ВИНЫ.
[13, с.174]
- модифицированный тест цветового выбора М.Люшера;
Испытуемым было предложено обозначить цветом (красный, синий, желтый, зеленый, черный, коричневый, серый) 15 понятий, характеризующих четыре значимые сферы: семья, учеба, социальные контакты, нравственные категории. Затем 8 ранее обозначенных цветов необходимо было проранжировать по степени привлекательности: от наиболее привлекательному к наименее.
- авторская анкета, разработанная с целью выявления ведущего стиля воспитания в семье глазами подростка.
Анкета включала шесть содержательных вопросов, характеризующих стили воспитания в семье. Из трех предложенных вариантов ответов подростку предлагалось выбрать один наиболее точно описывающий его отношения с родителями.
2.3. Интерпретация полученных результатов исследования
В результате анализа ответов испытуемых, нами были получены следующие данные.
Результаты методики показателей и форм агрессии А. Басса и
А. Дарки
Полученные в ходе исследования данные по методике диагностики показателей и форм агрессии отображены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень |
ФА |
КА |
РСД |
Н |
О |
ПД |
ВА |
ЧВ |
Высокий |
60% |
17% |
17% |
63% |
26% |
56% |
80% |
43% |
Средний |
30% |
70% |
70% |
23% |
60% |
40% |
16% |
53% |
Низкий |
10% |
17% |
17% |
13% |
13% |
3% |
3% |
3% |
При интерпретации полученных данных мы исходили в первую очередь из того, что подростковый возраст переходный, прежде всего в анатомо-физиологическом смысле. Пубертат (половая зрелость), как часть подросткового возраста, учеными правомерно обозначается в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональная буря» или «эндокринный шторм» [16 ,с. 23]. Физические изменения, происходящие в это время в организме человека, уже сами по себе повышают возбудимость нервной системы и оказывают влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому повышение показателей агрессии, негативизма, раздражимости и обидчивости закономерно обусловлены особенностями возраста.
Однако нельзя не учитывать и объективные факторы, в том числе и непродуктивный стиль семейного воспитания, влияющие на формирование у подростков отклоняющегося поведения.
Первенство среди форм агрессии в диагностической выборке занимают вербальная и физическая агрессия – 80% и 60% соответственно от числа всех опрошенных респондентов.
Данные показатели соотносятся с демонстративными реакциями и стремлением учащихся привлечь к себе внимание любыми «эффективными» для них способами – грубостью, бранью, драчливостью. На наш взгляд, такое отклоняющееся поведение сигнализирует о стремлении ребенка изменить вокруг себя обстановку эмоционального отвержения – «я сделаю всё, чтобы меня заметили».
(Возможно при либерально-попустительском стиле семейного воспитания).
Безусловно, существует множество других причин, толкающих подростка на проявление агрессивного поведения, и, тем не менее, истиной остаётся одно – любимый и наученный родителями любить подросток не нуждается в показном привлечении внимания со стороны близкого окружения. Он его получает в форме проявления безусловного принятия.
Из таблицы видно, что для среднего уровня проявления отклоняющегося поведения наиболее характерна раздражительность и косвенная агрессия - по 70% каждого показателя.
На наш взгляд, это обусловлено тем, что данная группа подростков не может прямо выразить свои эмоции, так как это вызовет осуждение окружающих и повлечет за собой наказание. Поэтому приходится находить «окольные» пути для выхода аффективных переживаний. При косвенной форме выражения агрессии достигается «желаемый эффект» - с одной стороны разрядился эмоциональный накал; с другой стороны - ничьи интересы не задеты, поэтому и ругать не за что. Но каждый раз искать «социально приемлемый» выход для отрицательных эмоций чревато нагрузкой для нервной системы (и без того возбужденной возрастными особенностями), поэтому и появляется раздражение, как реакция на постоянное отслеживание своего поведения. (Наблюдается при авторитарном стиле семейного воспитания).