Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:18, курсовая работа
Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, нивелирование морально – этических ценностей повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Введение……………………………………………………………………..3
§1. Общие теоретические положения проблемы девиантного поведения
1.1. Анализ научных подходов к проблеме девиантного поведения подростков…………………………………………………………….………5
1.2.Классификация видов девиантного поведения подростков……………9
1.3. Классификация стилей семейного воспитания………………………..14
1.4.Непродуктивные стили семейного воспитания как фактор формирования девиантного поведения подростков……………………….17
§ 2. Практические результаты исследования
2.1. Организация психодиагностического эксперимента………………….20
2.3. Интерпретация полученных результатов………………………………22
3. Заключение.………………………………………………………………..28
4.Литература…...……………………………………
Конечно же, не всегда косвенная агрессия и раздражительность связаны с боязнью наказания со стороны, это может быть обусловлено и внутриличностными конфликтами и ситуативными переживаниями аффективного характера. Саморегуляция подростка формируется в семье с раннего возраста той формой запретов и дисциплинарных мероприятий, которые проявляют родители по отношению к ребенку.
Подводя итоги анализа результатов методики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, можно сделать следующие выводы:
1) преобладающими типами агрессии в подростковом возрасте являются физическая и вербальная агрессия. Данные показатели связаны как с особенностями пубертатного кризиса, так и с особенностями социальной среды, в которую включен подросток, непосредственно обусловлены тем стилем семейного воспитания;
2) следующее место в выборке по частоте встречаемости занимают косвенная агрессия и раздражительность. Многие подростки боятся напрямую выражать свои негативные чувства и эмоции, поэтому стремятся выплеснуть недовольство на окружающую среду, перенеся ее из системы «Человек – человек» в систему «Человек – предмет». Таким образом они пытаются избежать негативных для себя последствий (чаще всего наказаний) со стороны значимых взрослых людей.
Результаты, полученные в результате тестирования методикой А. Басса и А. Дарки, находят свое подтверждение в ответах испытуемых на вопросы анкеты.
Результаты анкетирования, направленного на выявления ведущего стиля семейного воспитания у респондентов
Ответы испытуемых на вопросы анкеты (см. Додаток 2) отображены в таблице 2.
Таблица 2.
Вопрос |
Вариант ответа | ||
«а» |
«б» |
«в» | |
№1 |
90% |
3% |
6% |
№2 |
40% |
16% |
43% |
№3 |
40% |
50% |
10% |
№4 |
30% |
0% |
70% |
№5 |
30% |
46% |
23% |
№6 |
26% |
56% |
16% |
Как видно из таблицы 90 % респондентов на вопрос «Как ты чувствуешь себя наедине с родителями?» выбрали вариант ответа «а» - спокойно. Однако мы не спешим связывать этот фактор с идиллической картиной взаимоотношений в семье. На ответ мог повлиять ряд факторов: стремление к социальному одобрению, умышленная демонстрация теплоты отношений с родителями перед одноклассниками, боязнь вынесения вопроса на обсуждение с родителями и др. В то же время мы не ставим под сомнение характер взаимоотношений в семье, но как будет видно из ответов на вопросы методики ЦТО на бессознательном уровне (цветовой выбор осуществляется на уровне бессознательного эмоционального отношения к цвету) большинство наших респондентов ощущают дискомфорт во взаимоотношениях с одним из родителей или семьей в целом.
Из ответа на вопрос о том, к кому подросток обращается за помощью в решении своих проблем, становится очевидным, что большинство подростков (43%) переживают субъективное чувство одиночества (ответ «в» - «ни к кому»). На втором месте (40%) ответ «а» - «к друзьям». И лишь на третьем месте (16%) «к родителям». Данный показатель может также являться отражением возрастного факта эмансипации от родителей, присущего подросткам, нежели отрицательных семейных контактов.
На третий вопрос анкеты в ответах респондентов четко проявляется позиция родителей глазами подростка. Так на вопрос: «Как родители реагируют на твои проступки?», 50% респондентов ответили - «делают вид, что не замечают». Этот факт отражает данные, полученные с помощью методики А. Басса и А. Дарки, что 80% подростков пытаются привлечь внимание родителей, демонстрируя агрессивное поведение физически и 60% - демонстрируя агрессию вербально.
Тревожным, на наш взгляд, является тот факт, когда на вопрос: «Хотелось бы тебе жить отдельно от родителей?» ни один респондент (0%) не ответил «нет». И в то же время 30% ответили утвердительно «да, хотелось бы». Однако стоит заметить, что 70% респондентов над этим вопросом не задумывались вообще.
На вопрос анкеты: «Твоих родителей по отношению к тебе, можно назвать…», получены следующие ответы:
- 30 % подростков считают родителей своими друзьями, у тех же респондентов по методике ЦТО отмечается благоприятная атмосфера в семье;
- 46% опрошенных считают родителей своими наставниками;
Среди вариантов ответов, предложенных самими подростками имеют место следующие:
- «родненькие, всегда меня любят» (ответ Оксаны С., которая входит в 30% подростков имеющих благоприятные отношения с родителями);
- «иногда как друзья» (ответ Никиты П., у которого по ЦТО отмечено индифферентное отношение к семье);
- «упрекатели» (ответ Артема Т.,
у которого понятия «
- «лучше, чем друзья» - наиболее противоречивый ответ, т.к. по методике ЦТО Светлана С. ставит понятие «я сама» в группу явно непринимаемых, а понятия «моя семья», «моя мама» и «мой отец» в группу явно принимаемых. Можно предположить, что у девочки образовался внутриличностный конфликт – под влиянием авторитарного стиля воспитания у неё сформировался комплекс несоответствия родительских «стараний» её реальным достижениям.
На вопрос «Можешь ли ты сказать, что родители знают о тебе всё?» 56% подростков ответили - «многое, но не все». Что, в общем-то, соответствует нормальной ситуации развития в подростковом возрасте. Намного меньший, но все же значимый процент респондентов -26%, ответили утвердительно - «конечно». И только 16% признались, что родители не знают и малой доли всего, что с ними происходит.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что отношение подростков к своей семье носит весьма противоречивый характер, как и само развитие человека в этом переломном возрасте. Однако стоит отметить, что респонденты развиваются согласно естественному процессу взросления – с одной стороны происходит процесс эмансипации от родителей, с другой – подростки выражают заинтересованность в установлении и укреплении неформальных отношений со сверстниками.
Результаты модифицированного теста цветового выбора М.Люшера.
При анализе ответов испытуемых на вопросы модифицированного ЦТО Люшера (см. Додаток 1) нами были получены следующие результаты.
Только у 30% респондентов на сегодняшний день отмечена благоприятная атмосфера в семье – в группу явных предпочтений входят такие понятия как «моя семья», «я сам», «мое отношение к родителям», «моя мама», «мой отец».
У остальных 70 % подростков наблюдаются различные трудности в общении и взаимодействии с родителями.
В ходе тестирования выявлена группа подростков, которая составила 16% от общего числа респондентов, которые понятие «отец» включают в группу непринимаемых.
Так, например Виктория Б. в группу явного принятия ставит такие понятия как «боль», «наказание», а в группу непринимаемых включает понятие «отец». На наш взгляд это связано с тем, что в современном обществе продолжает действовать стереотип, что «мать – это «жалующее начало», а отец – «карательное». Безусловно, одна из основных задач отца в семье – это контроль и направление деятельности ребенка, но, как показывает наше исследование, многие современные отцы превратно понимают функцию контроля и отождествляют её с тоталитарным руководством жизнью ребенка, не гнушаясь «репрессивными» мерами в случае непослушания.
В диагностической группе есть и такие подростки, которые имеют нарушенные взаимоотношения с двумя родителями, как матерью, так и отцом, что, безусловно, усложняет ситуацию личностного развития респондента.
Елена Я., так же как и в предыдущем случае, понятия «боль» и «наказание» включает в группу явного принятия и в то же время понятие «моя семья» в группу явного непринятия. У этой девочки сложилось индифферентное отношение к «окружающему миру» и «маме», и выявилось непринятие к понятию «отец». ПВ ходе тестирования выяснилось, что у Елены единственная «отдушина» - «школа», которую она также включает в группу явно принимаемых понятий. Такая кризисная ситуация в семье требует немедленного разрешения, так как последствия влияния неблагоприятной семейной атмосферы на психику девочки могут быть непредсказуемыми.
В общем же 26% подростков из всего числа опрошенных выразили равнодушное отношение к понятию «семья». Данный факт может свидетельствовать о том, что семья как социальный институт в современном обществе далека от благополучия. А ведь охлаждение взаимоотношений в семье, понижение степени ее консолидации, падение авторитета родителей - это факторы, формирующие отклоняющееся поведение среди подростков, что и подтвердили ранее результаты методики А. Басса и А. Дарки.
Еще одним интересным и закономерным, на наш взгляд, показателем является то, что 36% респондентов включили понятие «школа» в группу явно непринимаемых показателей. Неудивительно: в семье не сформировали когнитивную картину мира, в школе не научили учиться – так легко уязвимое в подростковом возрасте самолюбие страдает от переживания чувства некомпетентности в той сфере жизни, которая играет одну из главных ролей – учебе.
Тревожным на наш взгляд является и то, что 30% подростков от общего числа, равнодушны к такому понятию как «ответственность». Мы связываем это с тем, что в современном обществе происходит нивелирование моральных и духовных ценностей. И не последнюю роль в этом играет, конечно же, семья. Так общеизвестным является тот факт, что значительная часть родителей пытаются «продлить детство» своим детям, ограждая их от реалий современной жизни (особенно характерно при авторитарном стиле воспитания). При этом многие моральные и духовные категории воспринимаются родителями как устаревшие и бесполезные и в соответствии с этим, родители своим примером показывают, как можно «обойтись» без обращения к духовности и моральным ценностям.
Таким образом, по результатам методики ЦТО можно сделать следующие выводы:
1) семья для большей части современных подростков играет формальную роль, что влечет за собой снижение эффективности воспитательных функций и не способствует накоплению нравственного опыта у подрастающего поколения;
2) одним из наиболее распространенных психотравмирующих факторов для современных подростков являются отношения с отцом. Ситуация говорит о том, что, с одной стороны многие отцы неадекватно понимают свою воспитательную роль в семье, а с другой стороны - о том, что между супругами не сформировано единство требований и запретов для ребенка и как результат: мать позволяет - значит хорошая, отец запрещает (кому-то же надо) – значит плохой;
3) у современных подростков выработано стойкое неприятие к школе и подготовке к занятиям. Нельзя исключать уже упомянутый ранее характерный для подростков негативизм. Однако данный показатель отражает факт того, что современная школа ориентируется не на личность ребенка как интегрированную неделимую характеристику, а на воспитание отдельных социально одобряемых функции у человека. Что соответственно вызывает максимальный протест у подростков.
Заключение.
В ходе исследования влияния непродуктивных стилей семейного воспитания на процесс формирования девиантного поведения подростков наша гипотеза подтвердилась: непродуктивные стили семейного воспитания (авторитарный и либерально-попустительский) оказывают непосредственное влияние на становление и увеличение уровня различных показателей и форм девиантного поведения.
Подростки – это уникальный и противоречивый по своей организации слой общества. У них свои психологические особенности. И вместе с тем - это наиболее сложная социальная группа с высоким риском предрасположенности к девиантному поведению – возраст от 14-ти до 18-ти лет. В это время происходит открытие своего «Я», резко расширяется сфера общения и деятельности. На этом этапе формирования личности подростка ключевую роль должна сыграть семья.
Однако в ходе нашего исследования выявлены результаты, которые подтверждают серьёзность проблемы современной семьи в общем и растущей в ней личности в частности.
Как метко выразился один из общественных деятелей современности: «Семья – это улица с двухсторонним движением». Действительно взрослые способны своим поведением задавать подростку нормативно-ценностные образцы, передавать огромное количество информации, помогать осваивать многие социальные умения и навыки, но этим же путем и столь же эффективно передаются и негативные качества.
Подросток, не знающий никакого другого обращения кроме как авторитарное давление, может освоить только два варианта развития: либо встать в оппозицию ко всему миру в целом и особенности своей семье и тем самым провоцировать вокруг себя множество конфликтных ситуаций, либо – смириться с ролью ведомого, некомпетентного человека, одной из характеристик которого является равнодушие ко всему, что происходит вне круга его проблем.