Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:13, реферат
Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов в жизни человека и отличается своей непредсказуемостью и изменениями, благодаря которым формируется личность. На данном этапе начинает интенсивно проявляться потребность в самоуважении. Та система отношений, которая сложилась еще с детства, становится для подростка неприемлемой. Наиболее важным изменениям подвергается сфера самосознания, закладывающая фундамент для дальнейшего развития и становления подростка как личности. Подростковый возраст это время становления собственного «Я», осознания собственной особенности и неповторимости, способности к самосознанию и самоотношению. Именно таким долгим путем у подростка формируется своя Я-концепция.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Юридической психологии
Кафедра клинической и судебной психологии
Реферат
Особенности Я-концепции у подростков
Москва 2014
Оглавление
Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов в жизни человека и отличается своей непредсказуемостью и изменениями, благодаря которым формируется личность. На данном этапе начинает интенсивно проявляться потребность в самоуважении. Та система отношений, которая сложилась еще с детства, становится для подростка неприемлемой. Наиболее важным изменениям подвергается сфера самосознания, закладывающая фундамент для дальнейшего развития и становления подростка как личности. Подростковый возраст это время становления собственного «Я», осознания собственной особенности и неповторимости, способности к самосознанию и самоотношению. Именно таким долгим путем у подростка формируется своя Я-концепция.
Я-концепция – это то, что человек может сказать о себе. Эти представления формируются различными способами, которые меняются в течение жизни. От них зависит то, как подросток будет вести себя с окружающими и, как вообще будет складываться его жизнь.
При успешной адаптации подростки имеют высокие показатели самооценки, они в целом удовлетворены осознанием образа своего тела и внешности и имеют благоприятные социальные и семейные отношения.
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века. Отечественная психология известна такими именами, как Д. А. Леонтьев, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, В. В. Столин, А. А. Реан, которые изучали проблему становления и развития Я-концепции.
Понятие Я-концепции является единым и целым отображением личности индивида, объединяя ее с субъективной духовной стороной. Другими словами это то, что субъект думает, чувствует по отношению к себе, что ему известно о самом себе, каким он себя видит. С точки зрения современных научных подходов понятие Я-концепции предстает как компонент личности или как отношение подростка самого к себе.
Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркивают три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Самовосприятие и самооценка существуют благодаря познанию собственного тела, способностей, социальных отношений и других личностных проявлений.
А. В. Захарова определяет понятие Я-концепции как сложное образование, характеризующиеся асинхронностью формирования компонентов ее структуры, форм и видов, показателями, за которыми лежит разноплановость их становления, обеспечивающая вариативность их проявлений. Также это формирование включено в возрастные и индивидуальные особенности, связана с различными феноменами развития личности, тем самым формируя и направляя ее.
Изучение Я-концепции направлено в первую очередь на особенности того или иного возраста. Однако такие параметры, как роль значимых других и роль семейных отношений, сопровождают развитие Я-концепции на протяжении всех возрастных периодов.
Значимые другие – термин предложил Дж. Мид. Согласное его теории значимые другие это те, кто принципиально отличен от самого ребенка. Одни из них занимают важное место в жизни и воспитании подростка, их мнение весьма влиятельно (например, родители, сестры, братья). Степень этого воздействия обусловлена интенсивностью привязанности, развития межличностных отношений. Подросток для получения психологического опыта и формирования Я-концепции ищет себе среди значимых других такой образ, какой соответствовал бы его собственным индивидуальным особенностям. Этот образ им высоко ценится, т.к. таким образом он отображает свою значимость.
Родители одни из первых значимых других в жизни ребенка, это становится понятно еще в раннем детстве. Затем к ним присоединяются учителя и сверстники.
Роль семейных отношений также является важным фактором развития Я-концепции:
На данном возрастном этапе особую роль принято относить сфере самосознания: этот компонент личности имеет огромное влияние на развитие и становление подростка как личности. Сознание, пройдя через сложный путь становления, закладывает фундамент для образования самосознания. В этом заключается уникальность структуры характера, его целостности и равновесия. Самосознание в подростковом возрасте интенсивно развивается, молодые люди способны самостоятельно выделять эталоны самооценивания и самоотношения. Внутренний мир подростка становится более открытым для них самих, тем самым открываются новые возможности для его изучения.
Построение поведения подростков также отвечает требованиям Я-концепции. Так, постепенно молодой человек меняет устаревшую ориентировку внешних оценок на внутреннюю. К нему постепенно приходит осознание собственной уникальности, особенности и неповторимости. В таком русле формируется Я-концепция с точки зрения построения поведения.
На данном этапе развития каждый подросток имеет дело с рядом проблем. Эриксон отмечает, что ребенок может столкнуться с неоднозначной проблемой, решение которой не всегда становится простым процессом. Этот вопрос можно огласить как возникновение «любви и ревности» к родителям. То, каким будет ответ на такую реакцию, зависит поиск предмета любви среди сверстников.
Однако, обозначенная проблема далеко не единственная. Эриксон замечает, что жизнь подростка далеко не тихий «брод», который возможно пройти, не окунувшись полностью в него. Кардинальные изменения в физической и психической жизни очерчены новыми ощущениями и желаниями, возникающие в процессе созревания. Подросток так ищет новые подходы к своей жизни, оценивая то и дело возникающие различные взгляды на жизнь. Именно поэтому для психики подростка очень важно значение мыслей других людей, а также свое собственное мнение о себе.
Фантазируя таким образом молодые люди мысленно строят идеал семьи и общества, отмечая все до мельчайшей подробности и проигрывая ни один сценарий. Их мысли находят оправдание в том, что именно так выглядит идеал и что его создание в реальной жизни не составит огромного труда.
В процессе психосоциальной идентификации перед подростком встает задача осмысления и координирования сведений о самом себе. Точное понимание своей роли дает верное направление в будущее. От этого зависит то, насколько правильно он выбрал свой жизненный путь. Верность этого выбора также увеличивает шансы на идентификацию.
Одним из новообразований подросткового периода является самооценка. Многие авторы склоняются к тому, что самооценка, несомненно, часть личности подростка и ее реальное действие относится к подростковому периоду. По своему характеру самооценка имеет тенденцию к неустойчивости, ситуативности, уязвимости, что больше отражает младший подростковый возраст. И, напротив, для старшего подросткового периода характерна ее большая устойчивость. По мере взросления, самосознание ребенка становится все более определенным. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Являясь центральным образованием в личности подростка, самооценка определяет, насколько подросток способен социально адаптироваться, регулировать свое поведение и деятельность. Умение оценивать самого себя является крайне важным в системе отношений человека к миру.
Качества личности молодого человека определяются различными факторами. Адекватный уровень самооценки позволяет достигнуть уверенности в себе, настойчивости, критичности или наоборот избавиться от нежелательных результатов. Также адекватный уровень самооценки открывает перед подростком множество привилегий: активная жизненная позиция, занятость в различных видах деятельности, расширение межличностных контактов. К тому же, адекватность самооценки определяет и высокий уровень школьной успеваемости.
Напротив, завышение или крайняя неадекватность самооценки сильно ограничивает возможности подростка во многих видах деятельности. Уменьшается их значимость и содержание. Агрессия в данном случае проявляется крайними точками самоопределения: либо крайне положительной, либо крайне отрицательной. Также таким подросткам свойственна повышенная тревожность, общественный страх, эгоцентризм, затруднения перед сложными жизненными ситуациями.
И, наконец, заниженная самооценка может говорить о развитии у подростка депрессивных состояний. Это возможно выявить на ранних этапах, поскольку способность к самооценке у ребенка развивается примерно с восьми лет.
Однако для молодого человека, проходящего период становления самоопределения, важно не только умение самооценивания, но и возможность оценки другого человека, не менее важного для него. В этом плане весьма важно то, что физический облик других людей имеет весомую значимость в восприятии самого себя: глядя на окружающих, подросток понимает себя и воспринимает таким, какой он есть. Сначала он осмысливает лишь внешние, физические характеристики, затем, в процессе дальнейшего взаимодействия, раскрываются и личностные особенности или другие скрытые свойства.
В процессе множественных экспериментов было установлено, что восприятие в сознании подростка физического облика другого человека со временем переносится на восприятие им самого себя. Так, значение внешнего вида и физических черт оказывают наибольшее влияние на мнение ребенка относительно собственного физического развития. А именно соответствует ли его внешний облик стандартам, принятым в группе его сверстников. Такое поведение определяется фактором социального признания.
Таким образом, личность подростка постепенно приобретает черты, свойственные взрослому, созревшему человеку. Формируются различные качества личности, необходимые в процессе межличностных взаимоотношений или для некой деятельности. Все это также обусловлено осознанием особенностей внешности как своей, так и окружающих.