Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа
Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки. Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки и Казахстана. В России самоубийство (как причина смерти) стоит
Введение ......................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у
подростков...................................................................................................
1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология ......................
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения.............................
Глава 2. Практическое исследование подростковых суицидов.................
2.1 Основные этапы выполнения работы........................................................
2.2 Результаты психологического исследования и их анализ.....................
Заключение .................................................................................................
Список использованной литературы ...........................................................
Приложение ...........................................................
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Факультет Социальная работа
Кафедра педагогики и психологии.
Курсовая работа
Чебоксары
Содержание:
Введение ..............................
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у
подростков....................
1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология ......................
1.2 Возрастные особенности суицидального
поведения.....................
Глава 2. Практическое исследование подростковых суицидов.................
2.1 Основные этапы выполнения
работы........................
2.2 Результаты психологического исследования и их анализ.....................
Заключение ..............................
Список использованной литературы
..............................
Приложение ..............................
Введение.
Темой данной работы является
проблема суицида. В своё время её
изучал Зигмунд Фрейд, а за ним
и его последователи. По сей день
причины и факторы, толкающие
людей к самоубийству, глубоко
изучаются. Поэтому актуальность данной
темы не вызывает сомнения. Для того,
чтобы доказать это, приведём несколько
фактов: в России каждый год жертвами
суицида становится около 60 тысяч
человек, среди них около 2,5 тысяч
- это подростки. Россия занимает третье
место в мире по количеству суицидов
на душу населения после Шри-Ланки
и Казахстана. В России самоубийство
(как причина смерти) стоит на
четвёртом месте, сразу после
автомобильных катастроф, по абсолютному
количеству подростковых самоубийств
среди детей от 15 до 18 лет Россия
занимает первое место. Второе место
у США, по данным западных исследователей,
15% самоубийств подростки
Общая цель работы – изучить проблему самоубийства.
Объектом данной работы был выбран суицид как токовой.
Предметом же исследования является суицид на разных возрастных этапах. В основном опор будет сделан на суицид подростков, так как именно в этом возрасте происходит большее количество самоубийств. В подростковом возрасте происходят наиболее значимые изменения в становлении личности, в данный период протекает острый кризис саморегуляции, меняется мировоззрение и многие другие изменения. Поэтому подростковый возраст наиболее сенситивен для моральных переживаний, что зачастую подталкивает ребенка к суицидальным действиям.
На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза о влияние уровня тревожности и депрессии у лиц подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении;
- Выбрать методы и методики исследования;
- Провести эмпирическое исследование;
- Выбрать факторы, влияющие на склонность подростков к суициду.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы.
В первой главе освещается теоретическая база, главный акцент в которой делается на суициды в подростковом возрасте. Во второй главе мы рассматриваем практическое исследования подросткового суицида.
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у подростков
К покушениям относят все
суицидальные акты, не завершившиеся
летально по причине, не зависящей от
суицидента (обрыв веревки, своевременно
проведенные реанимационные мероприятия
и т.д.). Суицидальными попытками
считают демонстративно-
1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология
Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. [14,c.49]
В науке существует термин
– «пубертатный суицид». Им обозначают
целое явление, это – подростковые
самоубийства. Психическая организация
подростка очень нестабильна, причем
на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта.
Подростки крайне неустойчивы в
самооценке и при этом – большие
максималисты; они постоянно сомневаются
в своих знаниях и
А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства
(истинные суициды) и попытки самоубийства
(незавершенные суициды). Бруксбэнк
говорит о суициде и
Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%. [17, c. 93]
Суицидальные личности этой возрастной группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации или борьбу за независимость. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, лишь немногие из них достигают своей цели. Однако процент самоубийств в этой группе возрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, и лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель – манипулирование и контроль над другими людьми и нежелание умирать.
В суицидальных попытках подростков можно выделить следующие категории:
• сигнал дистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);
• попытка манипулировать другими (10-летняя девочка может принять большую дозу таблеток, чтобы заставить своего мальчика вернуться к ней);
• попытка наказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);
• манифестация умственного расстройства (попытка восстановить контакт с любимым человеком, который умер) реакция на отказ; в результате сверхсильного стыда или вины; избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; и другие наркотики могут вызывать галлюцинации и переживания, которые приводят к попыткам самоубийства среди подростков (17).
Основными мотивами суицидального поведения подростков являются:
• переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
• действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
• переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
• чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
• боязнь позора, нежелание извиниться;
• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
• чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
• желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера») (13, с. 50).
Особенности суицидального поведения подростков:
1. Недостаточно адекватная
оценка последствий
2. Несерьезность, мимолетность
и незначительность (с точки зрения
взрослых) мотивов которыми дети
объясняют попытки
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
4. Депрессивные состояния,
которые в подростковом
• печальное настроение;
• чувство скуки;
• чувство усталости;
• нарушения сна;
• соматические жалобы;
• неусидчивость, беспокойство;
• фиксация внимания на мелочах;
• чрезвычайная эмоциональность;
• замкнутость;
• рассеянность внимания;
• агрессивное повеление;
• демонстративное непослушание;
• склонность к бунту;
• злоупотребление алкоголем или наркотиками;
• плохая успеваемость;
• прогулы в школе (13, с. 52).
Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько они сегодня существенны в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола (19, с. 238).
Другими причинами суицидов в подростковом возрасте могут быть следующие:
1. Несформированное понимание
смерти. В понимании ребенка смерть
не означает бесповоротное
2. Отсутствие идеологии
в обществе. Подросток в обществе
«без родины и флага» чаще
испытывает ощущение
3. Ранняя половая жизнь,
приводящая к ранним
4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
5. В подавляющем большинстве
случаев суицидальное
6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
7. В последнее время
к психологическим причинам
Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков