Особенности суицидального поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки. Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки и Казахстана. В России самоубийство (как причина смерти) стоит

Оглавление

Введение ......................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у
подростков...................................................................................................
1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология ......................
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения.............................
Глава 2. Практическое исследование подростковых суицидов.................
2.1 Основные этапы выполнения работы........................................................
2.2 Результаты психологического исследования и их анализ.....................
Заключение .................................................................................................
Список использованной литературы ...........................................................
Приложение ...........................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по эксперем. психологии.docx

— 375.54 Кб (Скачать)

Российский государственный  социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

Факультет Социальная работа

Кафедра педагогики и психологии.

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине:

 Психология трудных и экстримальных жизненых ситуаций

ТЕМА:

«Особенности суицидального поведения у подростков».

 

 

 

                                                                  Выполнила: студентка

                                                       5 курса ЗП-2-07

                                                       Кузнецова Е.Н. 

                                                 Проверила:

                                                          доц. С.В. Велиева

                                                        

 

 

 

Чебоксары

Содержание:

Введение ......................................................................................................

Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у

подростков...................................................................................................

1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология ......................

1.2 Возрастные особенности суицидального поведения.............................

Глава 2. Практическое исследование подростковых суицидов.................

2.1 Основные этапы выполнения работы........................................................

2.2 Результаты психологического исследования и их анализ.....................

Заключение .................................................................................................

Список использованной литературы ...........................................................

Приложение ..................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним  и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие  людей к самоубийству, глубоко  изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько  фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч  человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки. Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки  и Казахстана. В России самоубийство (как причина смерти) стоит на четвёртом месте, сразу после  автомобильных катастроф, по абсолютному  количеству подростковых самоубийств  среди детей от 15 до 18 лет Россия занимает первое место. Второе место  у США, по данным западных исследователей, 15% самоубийств подростки совершают  под действием алкоголя или наркотиков, большинство самоубийц принимают  решение в состоянии аффекта. Число самоубийств, совершаемых  из-за неразделённой любви , в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек  и 36,6 у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается. Из 1000 опрошенных людей, имевших попытку  суицида, только 20% обращались за помощью  к психологам или психиатрам, чтобы  решить свои проблемы. Всего лишь 12% из числа обратившихся, за помощью  к специалистам считали, что им действительно  помогли. Данные цифры наглядно доказывают актуальность этой темы.

Общая цель работы – изучить проблему самоубийства.

Объектом данной работы был выбран суицид как токовой.

Предметом же исследования является суицид на разных возрастных этапах. В основном опор будет сделан на суицид подростков, так как именно в этом возрасте происходит большее количество самоубийств. В подростковом возрасте происходят наиболее значимые изменения в становлении личности, в данный период протекает острый кризис саморегуляции, меняется мировоззрение и многие другие изменения. Поэтому подростковый возраст наиболее сенситивен для моральных переживаний, что зачастую подталкивает ребенка к суицидальным действиям.

На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза о влияние уровня тревожности и депрессии у лиц подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.

Для подтверждения или  опровержения данной гипотезы были поставлены следующие задачи:

- Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении;

- Выбрать методы и методики исследования;

- Провести эмпирическое исследование;

- Выбрать факторы, влияющие на склонность подростков к суициду.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы.

 В первой главе освещается  теоретическая база, главный акцент в которой делается на суициды в подростковом возрасте. Во второй главе мы рассматриваем практическое исследования подросткового суицида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у подростков

 

К покушениям относят все  суицидальные акты, не завершившиеся  летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия  и т.д.). Суицидальными попытками  считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент  чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят  мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными  на лишение себя жизни.

 

1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология

 

Самоубийство (суицид) - это  осознанное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. [14,c.49]

В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация  подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в  самооценке и при этом – большие  максималисты; они постоянно сомневаются  в своих знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны. У них легко возникают  страхи.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк  говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт  намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает: демонстративным, аффективным, истинным. [16, c.65]

Е. Шир выделяет следующие  типы суицидального поведения у  подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%. [17, c. 93]

Суицидальные личности этой возрастной группы могут быть адекватно  приспособленными к школе и полностью  свободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации или борьбу за независимость. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, лишь немногие из них достигают своей цели. Однако процент самоубийств в этой группе возрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, и лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель – манипулирование и контроль над другими людьми и нежелание умирать.

В суицидальных попытках подростков можно выделить следующие категории:

• сигнал дистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);

• попытка манипулировать другими (10-летняя девочка может принять большую дозу таблеток, чтобы заставить своего мальчика вернуться к ней);

• попытка наказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);

• манифестация умственного расстройства (попытка восстановить контакт с любимым человеком, который умер) реакция на отказ; в результате сверхсильного стыда или вины; избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; и другие наркотики могут вызывать галлюцинации и переживания, которые приводят к попыткам самоубийства среди подростков (17).

Основными мотивами суицидального  поведения подростков являются:

• переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

• действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;

• переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

• чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

• боязнь позора, нежелание извиниться;

• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

• чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;

• желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера») (13, с. 50).

Особенности суицидального  поведения подростков:

1. Недостаточно адекватная  оценка последствий аутоагрессивных  действий. Понятие «смерть» в  этом возрасте обычно воспринимается  весьма абстрактно, как что-то  временное, похожее на сон,  не всегда связанное с собственной  личностью. Само понятие о смерти  возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не  является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети  воспринимают смерть как временное  явление, подобно отъезду. Смерть  близких осознается ребенком  как результат его желаний  или как следствие его «нехорошего»  поведения. Это нередко приводит  к чрезвычайно сильному чувству  вины, что может стать травматичным  опытом, который начнет влиять  на всю последующую жизнь ребенка.  Часто младшие школьники считают,  что смерть является наказанием  за плохие дела. В этом сказывается  неопределенный эгоцентризм и  магическое мышление. Они считают  смерть маловероятной, не осознают  ее возможности для себя, не  считают необратимой. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Боле старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

2. Несерьезность, мимолетность  и незначительность (с точки зрения  взрослых) мотивов которыми дети  объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного  распознавания суицидальных тенденций  и существенная частота неожиданных  для окружающих случаев подросткового суицида.

3. Наличие взаимосвязи  попыток самоубийства подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

4. Депрессивные состояния,  которые в подростковом возрасте  проявляются иначе, чем у взрослых. Признаки депрессии у подростков:

• печальное настроение;

• чувство скуки;

• чувство усталости;

• нарушения сна;

• соматические жалобы;

• неусидчивость, беспокойство;

• фиксация внимания на мелочах;

• чрезвычайная эмоциональность;

• замкнутость;

• рассеянность внимания;

• агрессивное повеление;

• демонстративное непослушание;

• склонность к бунту;

• злоупотребление алкоголем или наркотиками;

• плохая успеваемость;

• прогулы в школе (13, с. 52).

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у  подростков, и насколько они сегодня  существенны в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола (19, с. 238).

Другими причинами суицидов в подростковом возрасте могут быть следующие:

1. Несформированное понимание  смерти. В понимании ребенка смерть  не означает бесповоротное прекращение  жизни. Ребенок думает, что все  можно будет вернуть назад.  У подростков понимание и осознание  смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии  в обществе. Подросток в обществе  «без родины и флага» чаще  испытывает ощущение ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь,  приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнения подростка, не совместимая  с представлением «как жить  дальше» (потеря любимого, наступление  нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное  поведение у подростков часто  объясняется тем, что молодые  люди, не имея жизненного опыта,  не могут правильно определить  цель своей жизни и наметить  пути ее достижения.

4. Саморазрушаемое поведение  (алкоголизм, наркомания, криминализация  общества).

5. В подавляющем большинстве  случаев суицидальное поведение  в возрасте до 15 лет связано  с реакцией протеста, особенно  частым источником последних  являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые  взаимоотношения.

6. Депрессия также является  одной из причин, приводящих подростка  к суицидальному поведению.

7. В последнее время  к психологическим причинам самоубийств  добавились социальные: расслоение на богатых и бедных, рост разводов и количество неполных семей, огромные масштабы детской беспризорности и сиротства при живых родителях. Все эти проблемы отражаются в детях, как в кривых зеркалах.

Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков