Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа
Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки. Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки и Казахстана. В России самоубийство (как причина смерти) стоит
Введение ......................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у
подростков...................................................................................................
1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология ......................
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения.............................
Глава 2. Практическое исследование подростковых суицидов.................
2.1 Основные этапы выполнения работы........................................................
2.2 Результаты психологического исследования и их анализ.....................
Заключение .................................................................................................
Список использованной литературы ...........................................................
Приложение ...........................................................
8. Однако одной из главнейших
причин суицида является
Конечно, у каждой суицидальной попытки - своя причина. Но, по сути, все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. И тогда единственным вариантом представляется ему смерть.
Особенно часто это происходит с подростками. Дочери, сыну кажется, что они не нужны родителям, их не любят, не ценят, не считаются с их интересами, а навязывают свои. Значит, не понимают. Родные не понимают – чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка.
Плюс этот самый «комплексующий» возраст: девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики – слабыми, недостойными внимания «королевы» класса или двора. И все эти комплексы прячут они подальше даже от самих себя. И такой, в конце концов, нарывает, извините, гнойник в душе, так себя ненавидишь, что готов убить.
В подростковой психике есть еще некоторые черты, предрасполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой – еще не сформированное представление о ценности жизни. У них нет барьера между рискованным и нерискованным повелением. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь – недорогая цена доказательство собственной правоты.
Таким образом, подростковый
возраст – это тот этап развития
неотъемлемой частью которого являются
перемены. Психологические и
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения.
Возраст существенно влияет
на особенности суицидального
Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно - личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам.
По данным исследования А.Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение.
Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 — 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.
Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.
Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14—18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания». А.Е. Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14—18 лет, пришли к выводу, что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции [13, с. 133]. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. [5,61]
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные».
Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. [9,107]
После 14 лет суицидальное
поведение проявляется
Исследования показали, что наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого возраста являются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, смерть в семье.
Глава 2. Эмпирические исследование подростковых суицидов
Возникновение желания у человека покончить жизнь самоубийством зависит от ряда условий, в том числе от наличия таких свойств личности как агрессивность и депрессивность со склонностью к суициду. Для изучения характера влияния данных компонентов на склонность к суициду нами было проведено экспериментальное исследование.
2.1 Основные этапы выполнения работы.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении взаимосвязи агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у подростков. Для её достижения было сформулированно ряд задач:
1. Провести анализ психологической литературы по теме исследования: анализ источников, посвященных проблеме суицида, рассмотрение различных подходов к пониманию феномена суицида.
2. Изучить уровень депрессивности и агрессивности у подростков.
3. Выявить взаимосвязь
агрессивности и
Объект исследования – индивидуально-психологические особенности определяющие склонность подростков к суициду.
Предмет исследования – взаимосвязь депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду у подростков.
Гипотеза – существует ли взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у подростков.
Организация исследования – исследование проводилось в г. Лаишево на базе Лаишевской средней школы №3. В нем приняли участие 50 человек (несовершеннолетние, мужского пола в возрасте от 14 – 18 лет)
Этапы:
Выбор методов и методик
Для исследования были выбраны:
1. Опросник депрессии Бека.
Опросник депрессии Бека является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии. Шкала была разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. При интерпретации результатов этим пунктам присваиваются равные значения, а сами альтернативные утверждения маркируются буквами а, Ь, с (например: 2а, 2b).
2. Опросник Басса-Дарки. Диагностика состояния агрессии.
Разработан для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
3. Фрайбургский личностный опросник.
Авторы методики - И.Фаренберг, X. Зелг
и Р. Гампел (1970 год). Опросник содержит
высказывания, касающиеся способов поведения,
эмоциональных состояний, ориентации,
отношения к жизненным
4. Опросник склонности к суицидным реакциям.
Методика предназначена
для выявления склонности к суицидальным
реакциям. Обследуемому предлагается
ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую
нумерацию от 1 до 45. Ответы фиксируются
на бланке, используемом при обследовании,
с индексацией "да", если ответ
положительный, и "нет", если ответ
отрицательный. Вопросы являются адекватными
суицидальным проявлениям. Их валидизация
произведена благодаря
5. Опросник депрессивного состояния.
Предлагаемый опросник позволяет выявить уровень депрессии. Опросник представляет собой шкалу, построенную по принципу самоотчета. Она состоит из 13 субшкал, содержащих группы стандартизированных утверждений, каждая из которых ранжирована по степени выраженности от 0 до 3 баллов. В целом эти установки локализуются в трёх сферах:
- самооценки;
- представление о временной перспективе;
- представление о ситуации.
Данные, полученные с помощью опросника позволяют судить не только о степени выраженности отдельной негативной концепции, но и по их совокупности об организации личности в целом.
2.2 Результаты психологического исследования и их анализ
Для изучения взаимосвязи депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду были использованы:
Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков