Особенности суицидального поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки. Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки и Казахстана. В России самоубийство (как причина смерти) стоит

Оглавление

Введение ......................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального поведения у
подростков...................................................................................................
1.1 Понятие суицидального поведения и его терминология ......................
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения.............................
Глава 2. Практическое исследование подростковых суицидов.................
2.1 Основные этапы выполнения работы........................................................
2.2 Результаты психологического исследования и их анализ.....................
Заключение .................................................................................................
Список использованной литературы ...........................................................
Приложение ...........................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по эксперем. психологии.docx

— 375.54 Кб (Скачать)

1. По результатам опросника  склонности к суицидальным реакциям  было выявлено, что 32% испытуемых  имеют средний уровень склонности  к суицидальным реакциям, 26% - выше  среднего (Они могут при испытывании  затруднений в адаптации, совершить  суицидную попытку или реализовать  саморазрушающее поведение.) 24% испытуемых  – уровень ниже среднего, у  12% испытуемых склонность к суицидальным  реакциям отсутствует, а у 6% - высокий уровень склонности  к суицидальным реакциям (обладают  очень высоким уровнем проявления  склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию  внутреннего и внешнего конфликта  и нуждаются в дополнительной  медико-психолого-педагогической помощи.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. По результатам методики  Басса-Дарки выявлено, что 72% обследуемых  имеют высокий уровень физической  агрессии и 78% склонны к негативизму  в отношении окружающего мира.

Корреляционный анализ (по Спирмену) выявил наличие достоверных  связей (P≤0,01) между агрессивностью испытуемых и склонностью к суицидальным реакциям.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. По результатам опросника  депрессивных состояний выявлено, что у 10% испытуемых депрессия  отсутствует, 24% имеют слабый уровень  депрессии, у 54% испытуемых выявлен  средний уровень депрессии, а  у 12% - высокий.

Корреляционный анализ (по Спирмену) выявил наличие достоверных  связей (P≤0,05) между депрессивностью и склонностью к суицидальным реакциям.


 

 

 

 

 

 

  1. По результатам опросника Бека выявлен тяжелый уровень депрессии у 8% испытуемых, умеренный (средний) уровень у 42%, у 38% - легкий уровень депрессии, а у 12% - депрессия отсутствует. Корреляционный анализ показал наличие положительных связей между уровнем депрессии и склонностью к суициду у испытуемых (P≤0,01).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. По результатам Фрайбургского личностного опросника выявлены высокие показатели по шкалам: спонтанная агрессивность, депрессивность. Средние баллы выявлены по шкалам: невротичность, раздражительность, общительность, реактивная агрессивность, маскулинность. Низкие показатели выявлены по шкалам: уравновешенность, застенчивость, открытость, экстраверсированность, эмоциональная лабильность.

Корреляционный анализ выявил наличие достоверных связей (P≤0,05) между агрессивностью, депрессивностью и склонностью к суициду (для корреляционного анализа использовались шкалы с высокими показателями).

 

Взаимосвязь агрессивности  испытуемых со склонностью к суициду.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно проследить тенденцию  – высокие показатели по шкале  «агрессивность» взаимосвязаны  с высоким уровнем склонности к суициду, и наоборот, чем ниже уровень агрессивности испытуемого, тем ниже уровень склонности к  суицидальным реакциям.

Взаимосвязь депрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

 

Данный график наиболее наглядно показывает прямую взаимосвязь депрессивности со склонностью к суициду. Чем  выше уровень депрессивности – тем  больше склонность к суицидальным реакциям и наоборот.

Таким образом, можно  сделать вывод, что наша гипотеза о наличии взаимосвязи между  депрессивностью, агрессивностью и  склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением полностью  подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По данным Всемирной организации  здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают  жизнь самоубийством, а число  попыток — в десятки раз  больше. Количество самоубийств в  европейских странах примерно в  три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств  сохраняется в ряде современных  государств — Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств  — в Испании, Италии, Израиле, в  странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало  уровню ФРГ — 21 или Франции — 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва — 45,8; Россия — 41,8; Эстония  — 40,9; Латвия — 40,6; Венгрия — 35,3.

В ходе проведения работы были выполнены следующие задачи:

  1. Осуществлен теоретический анализ литературы по изучаемой литературе.
  2. Были изучены особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах , включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.
  3. Ознакомлены со способами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.
  4. Благодаря проведенному экспериментальному исследованию было выявлено влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.

 

Список литературы

 

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001.
  2. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2003.
  4. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.
  5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.
  6. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М.,1997.
  7. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.,1997.
  8. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000
  9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. –СПб.,2005.
  10. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб., 2000
  11. Потапова А.В. Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба – М., 2001.
  12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.,2001.
  13. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. – СПб.,2006.
  14. Словарь психолога-практика/ Сост. Головин С.Ю. – М.,2003.
  15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,2005.
  16. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. – Владимир, 2000.
  17. Холмс Д. Анормальная психология. — СПб., 2003.
  18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005.

 

 


Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков