Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
2.3 Диагностика девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа
Девиантное поведение
Оглавление
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
2.3 Диагностика девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, — эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов — девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).
Наибольшие трудности в
Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом, повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентации, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего поколения, которое может послужить причиной формирования девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.
Методологические основы изучения
девиантного поведения
Значительный вклад в изучение
девиантного поведения
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, ЯЛ. Рыбцовой, ЛЛ. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Однако семья девиантного
Наиболее разработанными представляются технологии социально-психологической работы с семьей, отражающие опыт семейной терапии (А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), диагностики семьи (А.Я. Варга, Л.С. Алексеева, Г.А. Карпова, А.Д. Кошелева, И.М. Марковская, Р.В. Овчарова), практики семейного консультирования (Ю.А. Алешина, А.А. Бодалев, В.К. Лосева, А.И. Луньков, А.Г. Навайтис, В.В. Столин и др.).
Общая характеристика работы.
Исследование специфики и
Понятия социальной адаптации, адаптивных стратегий данной социально-демографической группы требуют дальнейшей разработки. Исследования российских и зарубежных ученых посвящены в основном либо социальной адаптации в целом, либо анализу девиантного поведения подростков. Но работ, посвященных изучению особенностей и противоречий взаимоотношений в семье среди подростков девиантного поведения явно не достаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее теоретическая значимость говорят об актуальности и новизне темы курсовой работы.
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье у девиантных подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше склонность к отклоняющемуся поведению, тем больше трудностей у подростка в построении и поддерживании конструктивных взаимоотношений в семье.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблемам исследования, констатирующий эксперимент (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, Опросник взаимодействия родитель-ребенок ВРР), методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в работе практического психолога, школьной службе СППС, индивидуальном и групповом консультировании, педагогической работе с детьми, проявляющими признаки девиантного поведения, а также при подготовке к лекциям и практическим занятиям на специальном факультете ВУЗа.
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
Проблема девиантного
Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий, объясняющих явление девиации. Большинство из них стремятся объяснить девиацию комплексно, с учетом как общественно, так и личностно значимых факторов. В то же время, в ряде теорий наблюдается явное доминирование одного из этих факторов.
Анализ зарубежной и отечественной
литературы позволяет нам выделить
биологический, психологический и
социологический подходы к
Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно- антропологическая теория или как ее еще называют "теория преступного атавизма". Яркими представителями этого направления являются Ч. Ломброзо, П. Келли, Э. Кречмер, У. Шелдон. Девиантноеповедение, по мнению этих ученых, предопределяется анатомическими, конституциональными, атавистическими особенностями человека.
Согласно концепции
В конце XIX века были проведены тщательные обследования преступников, в том числе и в России, которые не подтвердили выводов Ч. Ломброзо. Так, патологоанатом Д.Н. Зернов на основании специально проведенных проверочных исследований пришел к убеждению, что прирожденного преступника не существует. Д.Н. Зернов отмечал, что "среди преступников встречаются люди с признаками дегенерации точно так же, как среди непреступных людей. Численность их, по всей вероятности, одинакова как среди преступников, так и не преступников, поэтому и средние числа получаются одинаковые".
Другим ярким представителем биологического подхода является немецкий психиатр Э. Кречмер. В основе его теории лежит понятие о различии в конституционном строении тела человека. По мнению ученого, люди разной физической конституции отличаются и различным психологическим складом. Различному сочетанию этих свойств соответствуют и разные типы поведения. Определенные варианты такого сочетания дают нам типы преступного поведения.
Теория конституционного предрасположения к преступности нашла своих последователей среди таких ученых как У. Шелдон, супруги Глюк и других.
Согласно теории У. Шелдона, поведение
людей обусловлено особенностям
По теории известного британского нейрохирурга П. Келли, мозг реагирует на различные действия не так, как все остальные органы. Именно мозг провоцирует человека на саморазрушение, именно он поощряет самые дурные реакции. При этом, чем более развит мозг, тем больше развит инстинкт самоуничтожения данного индивидуума.
В XX столетии по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые теории, объясняющие преступное поведение деятельностью желез внутренней секреции (эндокринная теория); аномальным набором хромосом у лиц, совершающих насильственные преступления (хромосомная теория). Например, исследования на животных показали, что у агрессивных обезьян уровень одного из гормонов — серотонина ниже, чем у пассивных. Оказалось, что и у людей, совершающих преднамеренные насильственные преступления, тоже наблюдался недостаток этого гормона.
В настоящее время ученые доказали, что агрессивность, как характерологическая черта, связана с повышенным содержанием в организме человека полового гормона - тестостерона. Однако в организме есть и вещества, снижающие уровень агрессивности, - эндорфины. Более того, экспериментальным путем была обоснована зависимость действия гормонов от конкретной ситуации. Кроме того, исследователи едины в том, что девиантное поведение - прерогатива молодых. Чем старше человек, тем консервативнее стиль его поведения. Это обусловливается биологическими причинами - физиологическими изменениями в организме, особенностями возрастной психологии. На интенсивность девиантного поведения влияет и уровень пассионарности личности как энергетической характеристики, которая закладывается генетически.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что, несомненно, генетический фактор оказывает влияние на поведение человека, однако генетического воздействия недостаточно, чтобы предопределить тот или иной тип поведения. Биологическим путем могут наследоваться лишь отдельные предпосылки девиантного поведения, такие, как тип темперамента, половозрастные характеристики, другие биопсихологические особенности, включая аномалии. Во взаимодействии с внешней средой, общественным окружением они обуславливают человеческое поведение и при определенных обстоятельствах могут стать одной из предпосылок преступности. Таким образом, на сегодняшний день биологические теории не отвергаются, но признается их ограниченность в формировании девиантного поведения.