По результатам диагностической 
работы с экспериментальными классами 
Психологическая служба начала работу 
психо-коррекционную работу (индивидуальные 
и групповые занятия), направленную на 
развитие чувства уверенности в себе, 
повышение самооценки  воспитанников детского 
дома, так как это основа для снижения 
уровня тревожности и подавленного состояния 
у ребят.
Поставлены следующие задачи:
  - преодоление застенчивости в группе;
 
  - повышение самооценки;
 
  - выделение Я-концепции;
 
  - развитие навыков общения;
 
  - развитие волевой и эмоциональной сферы.
 
Выделены критерии оценки успешного прохождения 
программы:
  - осознание своей индивидуальности;
 
  - формирование самоприятия и самопонимания;
 
  - развитие коммуникативных навыков;
 
  - способность использования стресса для самоизменения, для роста и развития.
 
По итогам прохождения тренинговой 
программы с участниками экспериментальных 
классов будет проведена «срезовая» 
диагностика для мониторинга психо-социального 
развития подростков с девиантным поведением.
 
Заключение
девиантный подросток 
гиперопека безнадзорность
Деформация личности под влиянием 
семьи, ее психологической неустойчивости 
начинается с раннего детства. 
Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, 
иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными 
факторов возникают вредные для дальнейшего 
развития ценностные установки. В отличие 
от общественного семейное воспитание 
основано на чувствах любви, взаимного 
уважения. Именно они определяют нравственную 
атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, 
сопровождая человека с рождения и до 
взрослости.
Актуальность темы исследования связана 
с возрастающим интересом психологов, 
социологов, педагогов к вопросу 
о причинах возникновения девиаций в поведении 
человека вообще и подростка в частности. 
Особое значение в этой ситуации приобретает 
семья, как социальный институт, способный 
оказать подростку помощь и поддержку 
на ответственном этапе развития. Однако 
кризисные явления в обществе затронули 
также семью. Падение уровня жизни большинства 
населения, идеологический вакуум, нравственный 
релятивизм общества привели к определенным 
психологическим последствиям: большое 
число семей нуждается в помощи специалистов- 
психологов, педагогов, медиков, наркологов, 
юристов, направленной на организацию 
помощи и поддержки подросткам с девиантным 
и делинквентным поведением. Для того, 
чтобы такая помощь могла быть эффективной, 
она должна быть обеспечена научными данными 
о процессах, происходящих в семье между 
подростком и родителями.
Среди функционально несостоятельных, 
не справляющихся с воспитанием 
детей большинство семей от составляют 
семьи, характеризующиеся неблагоприятными 
социально-психологическими факторами, 
так называемые конфликтные семьи, 
где хронически обострены отношения супругов, 
и педагогически несостоятельные семьи 
с низкой психолого-педагогической культурой 
родителей, неправильным стилем детско-родительских 
отношений. Наблюдаются самые разнообразные 
неправильные стили детско-родительских 
отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, 
увещевательный, непоследовательный, 
отстранение - равнодушный, попустительски-снисходительный 
и др. Как правило, родители с социально-психологическими 
и психолого-педагогическими проблемами 
осознают свои трудности, стремятся обращаться 
за помощью к педагогам, психологам, однако 
далеко не всегда без помощи специалиста 
способны справиться с ними, понять свои 
ошибки, особенности своего ребенка, перестроить 
стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося 
внутрисемейного, школьного или другого 
конфликта.
В эмпирическом исследовании, с целью 
выявления особенностей взаимоотношения 
девиантных подростков с родителями, 
приняли участие 60 школьников.
Согласно данным диагностики уровней 
склонности к отклоняющемуся поведению 
большинство подростков, чьи семьи находятся 
в социально опасном положении демонстрируют 
девиации в поведении. Также большинство 
девиантных подростков считают сложившиеся 
взаимоотношения с матерью неудовлетворительными 
и нуждающимися в коррекции, для них мать 
не является авторитетом.
Согласно данным корреляционного 
анализа существуют статистические 
значимые взаимосвязи склонности к 
отклоняющемуся поведению и особенностей 
взаимодействия родитель-ребенок: чем 
выше уровень принятия ребенка матерью, 
тем в меньшей степени подросток склонен 
к нарушению норм и правил, тем ниже уровень 
готовности к реализации саморазрушающего 
поведения, тенденции к соматизации тревоги 
и склонности к реализации комплексов 
вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная 
близостью подростка с матерью нехарактерна 
для подростков склонных к нарушению норм 
и правил, равно как и демонстрирующим 
элементы аутодеструктивного поведения.
По результатам сравнительного 
анализа в группе девиантных подростков 
уровни контроля, эмоциональной близости, 
принятия, сотрудничества и удовлетворенности 
взаимоотношениями с матерью статистически 
значимо ниже среднего уровня, заданного 
методикой.
Таким образом, можно сделать вывод 
о том, что гипотеза подтвердилась.
 
Список использованной литературы
 
  - Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.
 
  - Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.
 
  - Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости 
  детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. 
  – М.: Издательский центр "Академия", 
  1996. – 336 с.
 
  - Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. 
  – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 
  1994. – 221 с.
 
  - Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога 
  / В.Ф. Березин // Психические состояния 
  / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. 
  – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
 
  - Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
 
  - Большой психологический словарь / под ред. 
  Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм 
  – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.
 
  - Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / Вингендер // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.5–15.
 
  - Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
 
  - Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.: СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.
 
  - Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 147 с.
 
  - Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
 
  - Зернов Д.Н. Критическим очерк 
  анатомических оснований криминологической 
  теории Ломброзо// Криминология. - М., 1991. - С.52.
 
  - Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.
 
  - Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными 
  учащимися / Л.М. Зюбин. – М.: Высш. Школа, 
  1982. – 191 с.
 
  - Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74.
 
  - Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. 
  – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
 
  - Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
 
  - Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.
 
  - Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
 
  - Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
 
  - Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 
  479 с.
 
  - Кузнецов, В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. – Л., 1981. – С.54–55.
 
  - Кунигель, Т.В. Тренинг "Активизация внутренних ресурсов 
  подростка"./ Т.В. Кунигель. – СПб.: Издательство 
  "Речь", 2006. – 101 с.
 
  - Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 445 с.
 
  - Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. 
  Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический 
  журнал. – 1993. – № 4. – С. 87–125.
 
  - Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.
 
  - Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия 
  родителей с детьми // Семейная психология 
  и семейная терапия. 1999. № 2. – С. 94 – 108
 
  - Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д. Наследов – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
 
  - Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова 
  // Социс. – 1998. - №9. – С. 106–109.
 
  - Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2006. – 87 с.
 
  - Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения 
  / Ф. Патаки // Психологический журнал. – 
  Том 8. – 1997. – № 4. – С. 92-102.
 
  - Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во "Речь", 1985. – 34 с.
 
  - Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.I. Основные формы девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.
 
  - Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения 
  / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. 
  – 142 с.
 
  - Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической информации: учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 86 с.
 
  - Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. 
  – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
 
  - Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 1989. – 213 с.
 
  - Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 320 
  с.
 
  - Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. 
  – Минск, БГПУ, 2008. – С. 462–465.
 
  - Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с.
 
  - Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 544 с.