По результатам диагностической
работы с экспериментальными классами
Психологическая служба начала работу
психо-коррекционную работу (индивидуальные
и групповые занятия), направленную на
развитие чувства уверенности в себе,
повышение самооценки воспитанников детского
дома, так как это основа для снижения
уровня тревожности и подавленного состояния
у ребят.
Поставлены следующие задачи:
- преодоление застенчивости в группе;
- повышение самооценки;
- выделение Я-концепции;
- развитие навыков общения;
- развитие волевой и эмоциональной сферы.
Выделены критерии оценки успешного прохождения
программы:
- осознание своей индивидуальности;
- формирование самоприятия и самопонимания;
- развитие коммуникативных навыков;
- способность использования стресса для самоизменения, для роста и развития.
По итогам прохождения тренинговой
программы с участниками экспериментальных
классов будет проведена «срезовая»
диагностика для мониторинга психо-социального
развития подростков с девиантным поведением.
Заключение
девиантный подросток
гиперопека безнадзорность
Деформация личности под влиянием
семьи, ее психологической неустойчивости
начинается с раннего детства.
Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных,
иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными
факторов возникают вредные для дальнейшего
развития ценностные установки. В отличие
от общественного семейное воспитание
основано на чувствах любви, взаимного
уважения. Именно они определяют нравственную
атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов,
сопровождая человека с рождения и до
взрослости.
Актуальность темы исследования связана
с возрастающим интересом психологов,
социологов, педагогов к вопросу
о причинах возникновения девиаций в поведении
человека вообще и подростка в частности.
Особое значение в этой ситуации приобретает
семья, как социальный институт, способный
оказать подростку помощь и поддержку
на ответственном этапе развития. Однако
кризисные явления в обществе затронули
также семью. Падение уровня жизни большинства
населения, идеологический вакуум, нравственный
релятивизм общества привели к определенным
психологическим последствиям: большое
число семей нуждается в помощи специалистов-
психологов, педагогов, медиков, наркологов,
юристов, направленной на организацию
помощи и поддержки подросткам с девиантным
и делинквентным поведением. Для того,
чтобы такая помощь могла быть эффективной,
она должна быть обеспечена научными данными
о процессах, происходящих в семье между
подростком и родителями.
Среди функционально несостоятельных,
не справляющихся с воспитанием
детей большинство семей от составляют
семьи, характеризующиеся неблагоприятными
социально-психологическими факторами,
так называемые конфликтные семьи,
где хронически обострены отношения супругов,
и педагогически несостоятельные семьи
с низкой психолого-педагогической культурой
родителей, неправильным стилем детско-родительских
отношений. Наблюдаются самые разнообразные
неправильные стили детско-родительских
отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный,
увещевательный, непоследовательный,
отстранение - равнодушный, попустительски-снисходительный
и др. Как правило, родители с социально-психологическими
и психолого-педагогическими проблемами
осознают свои трудности, стремятся обращаться
за помощью к педагогам, психологам, однако
далеко не всегда без помощи специалиста
способны справиться с ними, понять свои
ошибки, особенности своего ребенка, перестроить
стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося
внутрисемейного, школьного или другого
конфликта.
В эмпирическом исследовании, с целью
выявления особенностей взаимоотношения
девиантных подростков с родителями,
приняли участие 60 школьников.
Согласно данным диагностики уровней
склонности к отклоняющемуся поведению
большинство подростков, чьи семьи находятся
в социально опасном положении демонстрируют
девиации в поведении. Также большинство
девиантных подростков считают сложившиеся
взаимоотношения с матерью неудовлетворительными
и нуждающимися в коррекции, для них мать
не является авторитетом.
Согласно данным корреляционного
анализа существуют статистические
значимые взаимосвязи склонности к
отклоняющемуся поведению и особенностей
взаимодействия родитель-ребенок: чем
выше уровень принятия ребенка матерью,
тем в меньшей степени подросток склонен
к нарушению норм и правил, тем ниже уровень
готовности к реализации саморазрушающего
поведения, тенденции к соматизации тревоги
и склонности к реализации комплексов
вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная
близостью подростка с матерью нехарактерна
для подростков склонных к нарушению норм
и правил, равно как и демонстрирующим
элементы аутодеструктивного поведения.
По результатам сравнительного
анализа в группе девиантных подростков
уровни контроля, эмоциональной близости,
принятия, сотрудничества и удовлетворенности
взаимоотношениями с матерью статистически
значимо ниже среднего уровня, заданного
методикой.
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.
- Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.
- Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости
детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес.
– М.: Издательский центр "Академия",
1996. – 336 с.
- Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева.
– М.: РИЦК Социальное здоровье России,
1994. – 221 с.
- Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога
/ В.Ф. Березин // Психические состояния
/ Сост. и общая редакция Л. В. Куликова.
– СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
- Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
- Большой психологический словарь / под ред.
Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм
– Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.
- Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / Вингендер // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.5–15.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
- Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.: СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.
- Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 147 с.
- Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
- Зернов Д.Н. Критическим очерк
анатомических оснований криминологической
теории Ломброзо// Криминология. - М., 1991. - С.52.
- Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.
- Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными
учащимися / Л.М. Зюбин. – М.: Высш. Школа,
1982. – 191 с.
- Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74.
- Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг.
– М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
- Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
- Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
- Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
- Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. –
479 с.
- Кузнецов, В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. – Л., 1981. – С.54–55.
- Кунигель, Т.В. Тренинг "Активизация внутренних ресурсов
подростка"./ Т.В. Кунигель. – СПб.: Издательство
"Речь", 2006. – 101 с.
- Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 445 с.
- Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А.
Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический
журнал. – 1993. – № 4. – С. 87–125.
- Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.
- Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия
родителей с детьми // Семейная психология
и семейная терапия. 1999. № 2. – С. 94 – 108
- Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д. Наследов – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
- Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова
// Социс. – 1998. - №9. – С. 106–109.
- Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2006. – 87 с.
- Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения
/ Ф. Патаки // Психологический журнал. –
Том 8. – 1997. – № 4. – С. 92-102.
- Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во "Речь", 1985. – 34 с.
- Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.I. Основные формы девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.
- Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения
/ В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999.
– 142 с.
- Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической информации: учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 86 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
– СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
- Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 1989. – 213 с.
- Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 320
с.
- Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов.
– Минск, БГПУ, 2008. – С. 462–465.
- Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 544 с.