Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

 


 


 


 


Министерство образования Российской Федерации

Правительство Ленинградской области

Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина

 

 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

 

Специальность: 020400 – Психология

Выпускная квалификационная работа (диплом)

 

 

 

 

Научный руководитель:                                                                С.Л. Русских

 

 

 

 

 

 

 

г.Санкт-Петербург

2007 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...

  1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.

1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………

1.2. Психология поведения девиантной личности………………………

1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..

  1. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.

2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..

2.2. Характеристика психодиагностических методик.

2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……

2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………

2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………

2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...

  1. Анализ и интерпретация эмпирических данных.

3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...

3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..

3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….

3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...

3.5. Математико-статистическое исследование…………………………

Практические рекомендации………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………….

Приложения

3

 

 

7

13

 

21

 

 

31

 

33

34

 

39

42

 

44

47

50

52

54

65

72

75

   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Переходный возраст, - писал Л.С.Выготский, - представляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травмирующим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным и сложным в воспитательном отношении. В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и становление социальной активности подростка.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Подростку, испытывающему множество физических и физиологических изменений, бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «я», или чувства идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем.

Наибольшее количество детей (подростков), так называемых «трудных»,  т.е. не умеющих адаптироваться к школьной среде, приходится на старший подростковый возраст, т.е. 14-17 лет.

Стереотип «трудный подросток» несёт в себе определённые ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определённых типических и социальных качеств: активное сопротивление воспитательному процессу в образовательном учреждении, семье; неприятие социальных ценностей; включение в определённую уличную субкультуру со своими нормами, понятиями, жаргоном, кличками, авторитетами, которая заменяет ему референтную группу и направляет процесс его социализации: курение, сквернословие, употребление алкогольных напитков, половая распущенность и т.д. [1, 2, 3, 26]

Современная российская молодёжь социализируется в сложных условиях. Налицо подмена вечных ценностей – свободы, нравственности, семьи – ложными. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере. [28]

Перечисленные выше характеристики могут служить почвой для различного вида отклонений. В этом случае отклоняющееся, т.е. девиантное поведение подростка, можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушение процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Подобного рода отклонения в поведении подростка нередко приводят его на путь преступления, нарушения принятых в обществе правил взаимодействия между людьми в виде криминальной направленности личности, на корыстно-насильственный, агрессивно-насильственный или другие типы преступного поведения.

По данным РОВД о состоянии преступности и правонарушений среди подростков по Красногорскому району  г.Каменска-Уральского за 2005 год в совершении преступлений приняли участие 148 несовершеннолетних (против 126 в 2004 году), рост преступности составил 17,5%.

На 34,6% произошёл рост преступлений, совершённых в группах несовершеннолетних, или совершено 35 преступлений, в 2004 году – 26.

На 7,7% произошёл рост количества преступлений, совершённых в смешанных группах, или с 26 до 28 преступлений.

47 несовершеннолетних совершили  преступления в состоянии алкогольного  опьянения, рост – на 51,6%! (выписка из информационной справки о состоянии преступности и правонарушений среди учащихся Красногорского района г.Каменска-Уральского за 12 месяцев 2005 года за подписью начальника ПДН Красногорского РОВД).

По данным ПДН Синарского РОВД г.Каменска-Уральского 22 несовершеннолетних состоят на учёте за употребление наркотических и токсических средств, 57 подростков – судимых, 163 подростка совершили преступления различной степени тяжести (из выписки о результатах работы ПДН Синарского РОВД г.Каменска-Уральского за 12 месяцев 2005 года за подписью  начальника ПДН Синарского РОВД).

Несовершеннолетние правонарушители – это вместе с тем и учащиеся школ, лицеев, училищ, техникумов. В связи с этим возникает вопрос: как взаимодействовать с такими подростками, какие предпринять воспитательные методы работы с ними, чтобы не допустить деградации личности подростка, удержать его в структуре социума?

Исходя из изложенного  выше вытекает

Проблема исследования: изучение личностных особенностей подростков с девиантным поведением и поиск путей ресоциализации данной категории детей в социум.

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.

Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.

Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная  тревожность.

Рабочая гипотеза исследования: У учащихся «ПУ-9»  с девиантным поведением будет преобладать гипертимный, возбудимый, неуравновешенный тип акцентуаций характера, ненормативное поведение, умеренный уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль.

   Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ по изучаемой проблеме.
  2. Изучить симптомокомплексы старших подростков (карта наблюдений Д.Стотта).
  3. Изучить акцентуации характера подростков (по К.Леонгарду).
  4. Изучить личностные особенности подростков (по Р.Кеттеллу).
  5. Изучить самооценочную личностную тревожность подростков (по Ч.Спилбергеру).
  6. Сравнить личностные особенности подростков с девиантным поведением и нормативным поведением, т.е.  не отклоняющимся от нормы.

  Основные методы:

  1. метод тестирования;
  2. метод наблюдения:
  3. метод беседы, интервью;
  4. методы математико-статистической обработки данных.

База исследования:  ГОУ НПО СО «ПУ-9» г.Каменска-Уральского  Свердловской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

 

1.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

 

«Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях, то она

должна узнать его также во всех

отношениях».

                                                                                 К.Д.Ушинский. 

                                                                                                                                                                                   

Подростковый возраст смело можно назвать самым сложным периодом становления личности. Переход от детства к взрослости протекает остро и порой драматично. Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Для этого сложного периода характерны негативные проявления, дисгармоничность личности, протестующий характер поведения подростка по отношению к взрослым. В этом возрасте обостряются негативные качества, составляющие содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у подростков отклоняющегося от норм поведения. Отклонения в поведении отдельных подростков могут достигать такой силы, что некоторые взрослые считают их проявлениями психической болезни. Однако это всего лишь влияние подросткового возраста. Они либо вообще прекращаются, либо заметно ослабевают в более старшем возрасте, либо заостряются, фиксируются, приобретая антисоциальную окраску. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов, – возрастает самостоятельность подростка, более многообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками и взрослыми значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развиваются ответственные отношения к себе и другим людям.

Данный возрастной период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Происходит бурная физиологическая перестройка организма. Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных условиях такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Функциональная неустойчивость физиологических функций, неравномерность в развитии различных психических качеств (ускоренное развитие интеллекта и отставание в формировании чувства долга, ответственности) могут порой проявиться в алогичности поступка.

 Можно сказать, что  подросток и взрослый живут  в разном масштабе времени,  а отсюда проистекают различия  в оценках одних и тех же событий.

 Одной из объективных  составляющих сложностей подросткового  возраста является накопление  к этому возрасту дефектов  воспитания: многое из того, что  делает подросток, он делает по  прямому побуждению взрослых. Подросток  же должен действовать, исходя из своих собственных побуждений, но его деятельность оценивается окружающими строже, чем деятельность ребёнка. Здесь и выявляются разного рода дефекты воспитания, дефекты развития личности. В первую очередь это нарушения эмоциональной сферы (поверхность чувств, быстрое угасание, а также бедность эмоциональной жизни). Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека потому, что механизм эмоций необходим для регулирования поведения человека, и чем лучше этот механизм функционирует, тем устойчивее психическая деятельность человека, тем гармоничнее его поведение и личность в целом.

Не случайно дети родителей, эмоционально неразвитых, неласковых могут развиваться с нарушениями психической деятельности, причём нарушения эти затрагивают не только собственную эмоциональную сферу, но и сказываются самым непосредственным образом на всей линии поведения подростков, манере держаться, на их взаимоотношениях с другими людьми. Поведение этих подростков импульсивно, обычно не последовательно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь и неуверенность в поведении, или же напротив, недостаточно понятную окружающих агрессивность, жёсткость, мелочную требовательность и т.д.  Поэтому необходимо, чтобы подросток испытывал чувство, что окружающие его поддерживают, что даёт ему уверенность в себе.

Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он ещё не вполне сформировался как гражданин, иными словами, чаще всего это происходит именно в подростковом возрасте. Одной из причин является недостаточный авторитет взрослых, несправедливое отношение к нему. В сознании отдельных подростков конкретная уголовная группа оказывается сильнее, личностно значимее, чем общество. Многие подростки оказываются членами преступных групп против своей воли и желания, и отсюда ясно, что именно социальная незрелость способствует возникновению правонарушений, а не просто отсутствие сформированных понятий о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков