Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа
Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.
Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования явилось изучение личностных детерминант девиантного поведения подростков.
Основную задачу нашей работы мы выполнили при помощи психодиагностического эксперимента.
При написании работы нами был проведён анализ литературных источников, в результате которого мы пришли к выводу, что девиантное поведение формируется, в основном, в социальной среде и ведёт к деформации личности. Такое поведение, как правило, - вызов микросреде, обществу в целом, противопоставление им. Всякое отклонение от нормы и ценностей отражается в реальном поведении человека, и это фиксируется другими членами группы и влияет на отношение к нему. Девиантность программируется в процессе нарушения культурогенеза в образовательной системе развития личности. Девиантность – это единый комплекс нарушений, направленный на демонстрацию своей оппозиционности социальным нормам, установкам и стереотипам, принятым в обществе.
В процессе исследования нами были выделены и описаны личностные детерминанты девиантного поведения. К ним мы отнесли следующие симптомокомплексы (комплексы симптомов – образов поведения):
Таким образом, рабочая гипотеза исследования подтвердилась: у подростков с девиантным поведением преобладает гипертимный, возбудимый, неуравновешенный тип акцентуаций характера; ненормативное поведение; умеренный уровень тревожности; эмоциональная неустойчивость; низкий самоконтроль.
Цель исследования достигнута: изучены личностные детерминанты девиантного поведения подростков. Задачи, поставленные в нашем исследовании, решены:
Одной из актуальных проблем, на наш взгляд, является вопрос социальной реабилитации и ресоциализации подростков с девиантным поведением. Актуальными являются проблемы, связанные с перевоспитанием подростков с учётом их индивидуально-психологических особенностей. Тревожит тот факт, что растёт криминогенность среди данной категории подростков, занятой преимущественно только в сфере свободного времени, о чём в работе имеются ссылки на выписки их информационных справок РОВД г.Каменска-Уральского о состоянии преступности и правонарушениях среди учащихся.
Чтобы помочь педагогическому коллективу решить непростую задачу ресоциализации подростков с девиантным поведением, нами были предложены практические рекомендации, которые предполагают определённый положительный эффект. Необходимо отметить, что решение этой задачи – дело сложное, трудоёмкое, требующее максимальной самоотдачи и большой любви к детям и желание им помочь. В этом благородном деле должны участвовать все смежные специалисты: педагогические, медицинские и социальные работники, психологи, сотрудники правоохранительных органов, а также родители подростков.
Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков