Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

      

 

      

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования явилось изучение личностных детерминант девиантного поведения подростков.

Основную задачу нашей работы мы выполнили при помощи психодиагностического эксперимента.

При написании работы нами был проведён анализ литературных источников, в результате которого мы пришли к выводу, что девиантное поведение формируется, в основном, в социальной среде и ведёт к деформации личности. Такое поведение, как правило,  - вызов микросреде, обществу в целом, противопоставление им. Всякое отклонение от нормы и ценностей отражается в реальном поведении человека, и это фиксируется другими членами группы и влияет на отношение к нему. Девиантность программируется в процессе нарушения культурогенеза в образовательной системе развития личности. Девиантность – это единый комплекс нарушений, направленный на демонстрацию своей оппозиционности социальным нормам, установкам и стереотипам, принятым в обществе.

В процессе исследования нами были выделены и описаны личностные детерминанты девиантного поведения. К ним мы отнесли следующие симптомокомплексы (комплексы симптомов – образов поведения):

    1. эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость;
    1. невротические симптомы;
    1. болезни и органические поражения;
    1. депрессия;
    1. уход в себя;
    1. асоциальность;
    1. неблагоприятные условия среды;
    1. недостаток социальной нормативности;
    1. недостаток доверия к новым людям и ситуациям;
    1. конфликтность по отношению со сверстниками;
    1. враждебность по отношению к взрослым;
    1. неустойчивость и неугомонность;
    1. тревога за принятие детьми;
    1. умственное развитие.

Таким образом, рабочая гипотеза исследования подтвердилась: у подростков с девиантным поведением преобладает гипертимный, возбудимый, неуравновешенный тип акцентуаций характера; ненормативное поведение; умеренный уровень тревожности; эмоциональная неустойчивость; низкий самоконтроль.

Цель исследования достигнута: изучены личностные детерминанты девиантного поведения подростков. Задачи, поставленные в нашем исследовании, решены:

  1. проведён анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  1.  изучены симптомокомплексы старших подростков (по карте наблюдений Д Стотта);
  1. изучены акцентуации характера подростков (по К. Леонгарду);
  1. изучены личностные особенности подростков (по Р. Кеттеллу);
  1. изучена самооценочная личностная тревожность (по Ч.Спилбергеру);
  1. проведён сравнительный анализ личностных особенностей подростков с девиантным поведением и нормативным поведением, то есть не отклоняющимся от нормы.

Одной из актуальных проблем, на наш взгляд, является вопрос социальной реабилитации и ресоциализации подростков с девиантным поведением. Актуальными являются проблемы, связанные с перевоспитанием подростков с учётом их индивидуально-психологических особенностей. Тревожит тот факт, что растёт криминогенность среди данной категории подростков, занятой преимущественно только в сфере свободного времени, о чём в работе имеются ссылки на выписки их информационных справок РОВД г.Каменска-Уральского о состоянии преступности и правонарушениях среди учащихся.

Чтобы помочь педагогическому коллективу решить непростую задачу ресоциализации подростков с девиантным поведением, нами были предложены практические рекомендации, которые предполагают определённый положительный эффект. Необходимо отметить, что решение этой задачи – дело сложное, трудоёмкое, требующее максимальной самоотдачи и большой любви к детям и желание им помочь. В этом благородном деле должны участвовать все смежные специалисты: педагогические, медицинские и социальные работники, психологи, сотрудники правоохранительных органов, а также родители подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, «Деловая книга», 1998. -  368с.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Издательский центр «Академия», 1997. – 704с.
  4. Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике правонарушений.//Классный руководитель. – 2005. - № 5. – С.25-32.
  5. Детский практический психолог. Программы и методические материалы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ Под ред. О.А. Шаграевой,   C.А Козловой. – М., Издательский центр «Академия», 2001. -  256с.
  6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., «Питер», 2002. – 512с.
  7. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Книга для учителя. – М., «Просвещение», 1988. - 176с.
  8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
  9. Калинин А.А., Кедич С.И. Простейшие методы анализа данных в психологии: Учеб.-метод.пособие. – СПб., ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2003. – 64с.
  10. Карандашев В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу. – Екатеринбург: Урал.ин-т практической психологии, 2004. – 203с.
  11. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М., «Просвещение». 1986. - 80с., ил.
  12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., «Просвещение», 1989. – 255с.
  13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М., ТЦ «Сфера», 2001. – 160с.
  14. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000. – 544с.
  15. Ложкин А.И. Психология поведения девиантной личности: Учеб.-метод. пособие. –Екатеринбург, Урал.Гос.Пед.Ун-т, 2003 – 160с.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., «Питер», 2001. – 592с., ил.
  17. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учеб.пособие. – М., «Медицина», 1989. – 176с., ил.
  18. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М., «Медпресс-информ», 2002. – 592с.
  19. Методическое пособие по написанию и оформлению студентами учебных письменных работ./ Под ред. В.А.Прокофьевой, В.Л.Ситникова. – СПб., 2000. – 50с.
  20. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодёжи.//Социологические исследования. – 1997. - № 10.
  21. Полянцева  О.И. Психология для средних медицинских учреждений: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. – 415с.
  22. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад./Под ред. О.И.Лебедева. – М., «Интеллект-центр», 2203.
  23. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., «Академия», 1999. – 464с.
  24. Психологический словарь: Сб./ Под общей редакцией Ю.Л Неймера. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 640с.
  25. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача,  Л.Г Лаптева. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 640с., ил.
  26. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В.Дубровиной. – М., «Просвещение», 1991. – 303с., ил.
  27. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. – СПб., ЛГОУ, 1996. – 110с.
  28. Российская Федерация сегодня. – 2004. - № 5.
  29. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И.В. Дубровиной. – М., «Академия», 1998. – 128с.
  30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в двух кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., «Владос-Пресс», 2003. – 384с., ил.
  31. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. - М., «Академия», 1998. – 320с.
  32. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., Международная педагогическая академия, 1994. – 192с.
  33. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. – 352с.

 


Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков