Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

Акцентуация – это индивидуальные черты характера, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние; это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим.

В результате такого развития ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной, от лёгкой, заметной лишь ближнему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут и сгладиться.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести, прежде всего, психофизиологические особенности кризисных периодов развития и кризис подросткового возраста.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в анти- или  асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок личности. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации: педагогическая и социальная запущенность.

При педагогической запущенности, несмотря на отставание в учёбе, пропуск уроков, конфликтов с учителями и одноклассниками, у субъекта не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений.

В этом случае для личности достаточно высокой остаётся ценность труда, она ориентирована на выбор и получение профессии, для неё небезразлично мнение окружающих, сохраняют свою значимость социальные и референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко формируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных доминант, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и к «красивой жизни» за

счёт сомнительных и незаконных средств к существованию. Референтные связи и ценностные ориентации таких индивидов характеризуются глубоким отчуждение от лиц социальной связи и социальных институтов с позитивной направленностью.

Под социализацией следует понимать весь  многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, общественных отношений и социальных ценностей:  речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и т.д., которые выработаны предшествующими и существующими поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности.

Однако усвоение достижений человеческой цивилизации происходит далеко не с одинаковой успешностью у разных индивидов. В жизни встречается немало таких молодых людей, да и взрослых людей,  которые только чуть поднялись над исходным животным уровнем, и их жизнь определяет слабо социализировавшиеся биологические и материальные потребности. Начавшись более или менее успешно, в какой-то период положительная тенденция может смениться на отрицательную – асоциализацию.

По статистике дети и подростки с выраженными симптомокомплексами признаков агрессивности, гиперактивности и трудностей во взаимоотношениях с родителями в пять раз чаще, по сравнению с детьми без этих проблем, становились преступниками или алкоголиками во взрослой жизни [26]

Частью общего процесса социализации личности выступает её правовая социализация, суть которой – в усвоении личностью правовых ценностей, превращения их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Особенности протекания процесса правовой социализации в виде правового опосредования и осознания социальных явлений, соотнесения их с правовыми требованиями, оценками и отношениями отражает такая сфера общественного сознания как правосознание.

Правосознание – сфера  общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

В то же время, необходимо отметить, что среди преступников число лиц с чётко сформированными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительно. Большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представление об общественных ценностях и нормах морали, но в силу ряда причин не может руководствоваться этими нормами в своём поведении, либо оправдывает себя и свои антисоциальные отклонения различными мотивационными защитными механизмами.

Механизмы психологической защиты – способ защиты личности против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний, результатом которых является искажение действительности, образа «Я» или искажение внешнего мира.

Смысл этих действий, по меньшей мере, двоякий: оправдание себя в глазах общественного мнения и самооправдание. И то, и другое большей частью психологически необходимо тому, кто нарушил социальную норму. При этом происходит субъективное переживание из-за несовпадения личных и общественных нормативов, которое проявляется через возрастающее внутреннее напряжение. Снять его или снизить дискомфорт от внутреннего напряжения позволяют механизмы психологической защиты.

В этом случае ответственность за совершённое преступление большей частью возлагается на иных лиц или на внешние обстоятельства. Если же она признаётся, то субъект прибегает к различным – осознанным или неосознанным – приёмам, связанным с такими психологическими процессами, как вытеснение из сознания нежелательных элементов собственного поведения, своеобразная «рационализация» их и проекция на других лиц из своего же окружения.

Необходимо учитывать следующие приёмы психологической самозащиты:

    1. Отрицание основания для ответственности.
    2. Отрицание причинения вреда.
    3. Отрицание наличия жертвы.
    4. «Осуждение осуждающих».
    5. Ссылка на «более важные обстоятельства».

В результате этих приёмов средства социального контроля, служащие целям сдерживания или недопущения отклоняющейся от нормы мотивации, перестают действовать, и лицо освобождается для участия в делинквентных действиях, почти ничего не теряя в своих собственных глазах. Достаточно действенные для субъекта приёмы психологического самооправдания и защиты обычно усваиваются им как из собственного опыта, так и из общения с соучастниками и лицами из ближайшего окружения. При этом необходимо понимать не столько сознательное приискание способов реабилитации себя и своих поступков, сколько бессознательное или не вполне осознаваемые тенденции, формирующие искажённое видение действительности. Это тесно связано с общим состоянием нормативно-ценностных ориентаций субъекта, уровнем его морального и правового сознания. Отсюда следует, что содержание и формы психологической самозащиты существенно различаются в зависимости от того, каков общий уровень развития лица и его нравственной  (правовой) социализации.

Таким образом, отклоняющееся поведение имеет самые широкие формы проявления и напрямую связано с уровнем развития личности. Для того  чтобы провести дифференциацию особенностей проявления девиантного поведения, необходимо опираться на следующие положения современной психологии:

1. Хотя поведение всех субъектов с наличием психопатологических нарушений является девиантным, далеко не за каждым видом  девиантного поведения скрывается психопатология.

2. Расстройство психики, т.е. нарушение в функционировании  когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов не обязательно предопределяют патологию личности.

3. Роль органических факторов  в формировании целого ряда  нарушений не исключает возможности  обучения дезадаптивным реакциям.

В этом случае различные формы дезадаптации можно представить в виде определённых групп, в зависимости от рассматриваемого уровня проявления и близких по своим характерологическим признакам.

Первую группу составляют представители делинквентного поведения личности. В неё вошли различные категории преступников, а также проститутки и бродяги-бомжи.

Делинквент – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Во вторую группу включены представители саморазрушающегося поведения личности, т.е. поведения и действия которых ведут к более или менее быстрому и необратимому разрушению психики или организма в целом. Это – алкоголики, наркоманы, самоубийцы.

Третью группу составляют представители аномального поведения личности, в которую вошли люди, страдающие различного рода расстройствами психики.

Взаимосвязь между психологическими особенностями личностями и особенностями преступной деятельности позволяет рассматривать первые как один из потенциальных факторов преступного поведения, который при определённых воздействиях среды может оказывать как усиливающее, так и тормозящее влияние на проявление этого фактора.

С учётом данных о нравственных и психологических чертах делинквентная личность отличается от личности законопослушной негативным содержанием ценностно-нормативной системы или устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфичное значение и специфично для данной категории преступников [13,15,24, 31]

 

2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

2.1. ОБЪЕКТ И ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследование личностных особенностей девиантного поведения подростков проводилось на базе ГОУ НПО СО «ПУ-9» г. Каменска-Уральского Свердловской области. Объектом исследования являлись учащиеся первого курса данного образовательного учреждения в количестве 60 человек, в основном,  мальчики,  в возрасте 14-16 лет. В числе испытуемых – учащиеся, совершившие правонарушения и состоящие на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН).

Исследование от начала до конца проводилось одним человеком. Для изучения личности подростков по карте наблюдений Д.Стотта были задействованы 3 эксперта: 2 классных руководителя групп и заместитель директора по воспитательной работе. Им были выданы карты наблюдений (КН) на каждого учащегося. Предварительно эксперты получили подробную инструкцию по заполнению карт.

Для проведения исследования был выделен отдельный  кабинет с достаточной освещённостью. Перед обследованием каждой группы кабинет хорошо проветривался.

Исследование проводилось в двух группах.

Исследование начиналось в 8 часов 30 минут и длилось от 45 минут до 2 академических часов 14 дней с учётом каждодневной работы.

Предварительно с группами была проведена встреча, на которой было оговорено наличие необходимого оборудования (авторучки с хорошими стержнями, очки и т.д.). Было получено учащихся на проведение эксперимента.

Перед началом исследования каждый испытуемый получил инструкцию к тесту и бланк для ответов. Инструкция к тесту зачитывалась устно. По команде испытуемые начинают работать.

После заполнения экспертами карты наблюдения Стотта и проведённого анализа, подростки были поделены на 2 группы:

1-я группа - учащиеся с  отклоняющимся поведением (состоящие  на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, правонарушители – частые «посетители» Совета по профилактике) – экспериментальная группа и 2-я группа - учащиеся с нормативным поведением (т.е. не отклоняющимся от нормы) – контрольная группа.

Эти две группы и будут далее рассматриваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося.

(Карта наблюдений Д. Стотта)

В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются как «школьная дезадаптация».

В основе методики Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребёнка в школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребёнком. Методика получила название «Карты наблюдений» (КН).

Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов – образцов поведения,  симптомокомплексов  (СК).

Анализ структуры КН, доминирующих синдромов (в случае их наличия), особенностей поведения позволяет понять природу  проявления дезадаптации ребёнка и наметить пути коррекции.

Опыт использования КН в работе отечественных и зарубежных психологов позволяет рекомендовать её в качестве важного инструмента для диагностики трудностей  адаптации ребёнка в школе. Очевидное достоинство метода состоит в том, что соответствующая информация о ребёнке может быть получена как от учителя, имеющего возможность в течение длительного времени наблюдать за поведением учащегося в самых различных ситуациях, так и от психолога, в том случае, если он имел возможность достаточно долго наблюдать за ребёнком. Такая совместная работа позволяет найти им общий язык, как при постановке «диагноза», так и при составлении коррекционных, развивающих программ.

Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков