Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа
Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.
Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….
Исходя из задачи исследования (сравнить личностные особенности подростков с девиантным поведением и с нормативным поведением, то есть поведением, не отклоняюшимся от нормы), мы проведём математико-статистическое исследование.
При исследовании в обеих группах обнаружились определённые различия. Можно ли считать данные различия существенными, т.е. эти группы действительно отличаются друг от друга или результаты можно считать примерно одинаковыми?
Для решения этих вопросов мы формулируем две гипотезы:
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, ставится задача: установить различия (или отсутствие) в эмоциональной устойчивости. Верность предположения будет доказываться с помощью t-критерия Стьюдента.
t-критерий Стьюдента – это математико-статистический критерий, на основе которого судят о статистической значимости связей, существующих между двумя или несколькими переменными, часть которых рассматривается как причина, часть – как следствие наблюдаемых измерений Его основная формула:
где: - среднее значение выборки 1 («подростки с девиантным поведением»);
- среднее значение выборки 2 («подростки с нормативным поведением»);
- количество испытуемых в выборке х;
- количество испытуемых в выборке y;
- дисперсия выборки x;
- дисперсия выборки y.
Для того, чтобы рассчитать t-критерий Стьюдента, необходимо:
Среднее арифметическое вычисляется по формуле:
,
где: - среднее арифметическое выборке 1;
Σ – сумма всех показателей выборки х;
- количество показателей (объём группы).
Дисперсия вычисляется по формуле:
3.5.3.
Таблица 3.5
Уровень эмоциональной устойчивости подростков по тесту Кеттелла
X дев. пов. |
1 |
3 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
7 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
4 |
4 |
1 |
8 |
2 |
11 |
3 |
2 |
3 |
3 |
8 |
10 |
2 |
2 |
1 |
Y норм. пов. |
3 |
7 |
7 |
8 |
8 |
5 |
7 |
3 |
10 |
11 |
9 |
12 |
8 |
7 |
4 |
4 |
8 |
7 |
5 |
9 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
7 |
5 |
9 |
9 |
11 |
Объём группы в обеих выборках одинаковый (см. приложения № 9 и 10) – 30 человек, следовательно, = , t-критерий Стьюдента мы будем считать по следующей формуле:
,
Следовательно, используя данные сводной таблицы, получаем
(см. формулу 3.5.2)
(см. формулу 3.5.3)
(см. формулу 3.5.4)
Рассчитав t-эмпирическое, необходимо сравнить это значение с t-критическим значением, которое приведено в специальной таблице критических значений. Чтобы определить критическое значение по таблице, нужно знать число степеней свободы. Для t-критерия Стьюдента число степеней свободы определяется по формуле:
,
где: - число степеней свободы;
- объём выборки x;
- объём выборки y.
Полученное эмпирическое значение t-критерия сравнивается с t-критическим, значение которого . t-эмпирическое больше t-критического (если эмпирическое значение меньше критического, принимается , а если эмпирическое значение больше критического, то принимается ) (0,05).
Таким образом, принимается . Следовательно, существенные различия в уровне эмоциональной устойчивости подростков есть.
Вывод: у подростков с нормативным поведением уровень эмоциональной устойчивости выше, чем у подростков с девиантным (т.е. отклоняющимся поведением).
Дополнительная гипотеза: у подростков с нормативным поведением уровень нормативности поведения будет выше, чем у подростков с девиантным поведением.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, ставится задача: установить различия (или отсутствие) в нормативности поведения. Верность предположения будет доказываться с помощью t-критерия Стьюдента.
Таблица 3.6.
Уровень нормативности поведения подростков по тесту Кеттелла
X дев. |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
8 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
7 |
3 |
2 |
7 |
2 |
8 |
2 |
3 |
2 |
7 |
8 |
7 |
3 |
2 |
2 |
Y норм. |
8 |
7 |
9 |
8 |
7 |
8 |
12 |
9 |
7 |
9 |
12 |
10 |
12 |
8 |
7 |
8 |
7 |
11 |
7 |
7 |
10 |
7 |
7 |
7 |
9 |
5 |
10 |
11 |
11 |
9 |
Используя данные сводной таблицы (см. приложения № 9 и 10), получаем:
(см. формулу 3.5.3)
Рассчитав t-эмпирическое, необходимо сравнить это значение с t-критическим значением, которое приведено в специальной таблице критических значений. Чтобы определить критическое значение по таблице, нужно знать число степеней свободы. Для t-критерия Стьюдента число степеней свободы определяется по формуле:
,
где: - число степеней свободы;
- объём выборки x;
- объём выборки y.
Полученное эмпирическое значение t-критерия сравнивается с t-критическим, значение которого . t-эмпирическое больше t-критического (если эмпирическое значение меньше критического, принимается , а если эмпирическое значение больше критического, то принимается ) (0,05).
Таким образом, принимается . Следовательно, существенные различия в уровне нормативности поведения есть.
Вывод: у подростков с нормативным поведением уровень нормативности поведения выше, чем у подростков с девиантным (т.е. отклоняющимся поведением).
Дополнительная гипотеза: у подростков с нормативным поведением уровень тревожности будет выше, чем у подростков с девиантным поведением.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, ставится задача: установить различия (или отсутствие) в уровне тревожности. Верность предположения будет доказываться с помощью t-критерия Стьюдента.
Таблица 3.7.
Уровень тревожности подростков по тесту Спилбергера
X дев. |
38 38 |
28 |
24 |
43 |
40 |
39 |
39 |
36 |
42 |
38 |
37 |
39 |
41 |
34 |
39 |
38 |
35 |
36 |
15 |
47 |
59 |
54 |
36 |
37 |
39 |
31 |
33 |
35 |
43 |
34 |
Y норм. |
35 |
52 |
52 |
28 |
43 |
35 |
42 |
41 |
41 |
34 |
40 |
27 |
34 |
67 |
60 |
32 |
68 |
44 |
44 |
33 |
29 |
29 |
35 |
22 |
65 |
28 |
61 |
41 |
44 |
36 |
Используя данные сводной таблицы (см. приложения № 9 и 10), получаем:
(см. формулу 3.5.2)
(см. формулу 3.5.3)
(см. формулу 3.5.4)
Рассчитав t-эмпирическое, необходимо сравнить это значение с t-критическим значением, которое приведено в специальной таблице критических значений. Чтобы определить критическое значение по таблице, нужно знать число степеней свободы. Для t-критерия Стьюдента число степеней свободы определяется по формуле:
,
где: - число степеней свободы;
- объём выборки x;
- объём выборки y.
Полученное эмпирическое значение t-критерия сравнивается с t-критическим, значение которого . t-эмпирическое меньше t-критического (если эмпирическое значение меньше критического, принимается , а если эмпирическое значение больше критического, то принимается ) (0,01)
Таким образом, принимается . Следовательно, уровень тревожности в группах примерно одинаков, различия не существенны.
Вывод: Уровень тревожности в группах примерно одинаков (уровень значимости 0,01 или 1%).
Но мы практически уверены, что различия в уровне тревожности существуют. Нужны дополнительные исследования.
Дополнительная гипотеза: у подростков с нормативным поведением уровень тревожности будет выше, чем у подростков с девиантным поведением.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, ставится задача: установить различия (или отсутствие) в уровне тревожности. Верность предположения будет доказываться с помощью t-критерия Стьюдента.
Таблица 3.8.
Уровень тревожности подростков по тесту Кеттелла
X дев. |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
7 |
2 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
8 |
8 |
4 |
10 |
8 |
8 |
8 |
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Y норм. |
7 |
7 |
12 |
7 |
8 |
4 |
8 |
8 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
8 |
10 |
9 |
9 |
10 |
4 |
5 |
4 |
1 |
5 |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
7 |
Используя данные сводной таблицы (см. приложения № 9 и 10), получаем:
(см. формулу 3.5.2)
(см. формулу 3.5.3)
Рассчитав t-эмпирическое, необходимо сравнить это значение с t-критическим значением, которое приведено в специальной таблице критических значений. Чтобы определить критическое значение по таблице, нужно знать число степеней свободы. Для t-критерия Стьюдента число степеней свободы определяется по формуле:
,
где: - число степеней свободы;
- объём выборки x;
- объём выборки y.
Полученное эмпирическое значение t-критерия сравнивается с t-критическим, значение которого . t-эмпирическое больше t-критического (если эмпирическое значение меньше критического, принимается , а если эмпирическое значение больше критического, то принимается ) (0,05).
Таким образом, принимается . Следовательно, существенные различия в уровне тревожности есть.
Вывод: у подростков с нормативным поведением уровень тревожности выше, чем у подростков с девиантным (т.е. отклоняющимся поведением).
Дополнительная гипотеза: у подростков с нормативным поведением уровень самоконтроля будет выше, чем у подростков с девиантным поведением.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, ставится задача: установить различия (или отсутствие) в уровне самоконтроля. Верность предположения будет доказываться с помощью t-критерия Стьюдента.
Таблица 3.9.
Уровень самоконтроля подростков по тесту Кеттелла
X дев. |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
7 |
3 |
4 |
8 |
4 |
8 |
5 |
4 |
4 |
7 |
10 |
11 |
4 |
3 |
3 |
Y норм. |
8 |
8 |
10 |
9 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
10 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
10 |
5 |
7 |
9 |
9 |
7 |
8 |
9 |
7 |
7 |
9 |
8 |
7 |
Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков