Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определённые компенсаторные формы. [13, 15]

Любое общество на определённом этапе развития диктует своим гражданам характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому воздействию подвержены дети и молодёжь. Их сознание адаптируется согласно общему фону общественной жизни.

Современные исследование морального сознания молодёжи показывают, что молодёжь находится в кризисной ситуации, которая не способствует формированию нравственной и правовой культуре личности.

Тем не менее, гармоничный человек выбирает приспособление к реальности.

При противодействии индивид активно пытается разрушить ненавистную ему действительность, изменять её в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убеждён, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

Противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при котором окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценивать мотивы поступков окружающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противодействии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчёт требования и нормы реальности. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует как бы сам по себе.

Следовательно, разнообразие отклонений значительно превышает разнообразие норм, т.к. норма типична, а отклонения от неё могут быть весьма индивидуализированы. Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого; даже преступления, признаки которых чётко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Первичной, «клеточкой» отклонений является поступок конкретного индивида, нарушающего социальную норму поведения. В этом случае необходимо учитывать три группы явлений:

    1. социальные нормы;
    2. свойства личности;
    3. особенности конкретной ситуации.

Под механизмом поведения, отклоняющегося от нормы, необходимо понимать такое взаимодействие всех внутренних и внешних факторов (явлений, процессов), которые определяют возникновение целей, мотивов и решимости совершить антинормативный поступок, способствуют ему, делают его практически осуществимым. При этом, чем труднее будет ситуация и чем меньше социальный опыт индивида, тем вероятнее его отступление от социальной нормы поведения. Соответственно, при расхождении объективного содержания ситуации и её субъективного значения (смысла)  человек большей частью поступает в соответствии с субъективным смыслом, а не объективным её содержанием. Поэтому для субъекта стремление к достижению цели, поставленной им в данной ситуации, нередко перевешивает угрозу ответственности за нарушение социальной  нормы.

В этом случае девиантное поведение необходимо различать по степени выраженности угрозы и общественной опасности на проявления антисоциального и асоциального характера.

К отклонениям антисоциального характера мы относим поступки и действия, направленные на сознательное (реже – несознаваемое) нарушение принятых в обществе правил взаимодействия между людьми в виде криминальной направленности личности на корыстный, корыстно-насильственный, агрессивно-насильственный или другие типы преступного поведения.

При этом для выявления специфики преступности необходимо обратить внимание на следующие её черты:

  1. Преступность образуется из конкретных внешних актов поведения, а именно преступлений, совершаемых индивидами – вменяемыми лицами, достигшими определённого возраста.
  2. Действия (бездействия) преступника причиняют объекту посягательства – господствующим общественным отношениям – реальный и притом весьма существенный вред.
  3. Специфика преступления, как наиболее опасного вида социального отклонения проявляется и в особой форме ответственности за него – в уголовной ответственности (наказания). [15]

 

1.3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КРИМИНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ  ПРОЯВЛЕНИЯ.

 

Под корыстной направленностью следует понимать правонарушения и проступки, посягающие на распределение материальных  благ с целью незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду. В эту категорию входят:

  1. корыстно-хозяйственные преступники (фальсификация товаров, несоблюдение экологических норм производства, игнорирование налогообложения, незаконное предпринимательство, хакерство и др.);
  2. корыстно-служебные преступники (хищение путём злоупотребления служебным положением, нарушение правил торговли, обман клиентов, взяточничество и др.);
  3. воры, расхитители (корыстные посягательства, связанные с тайным хищением имущества – кражи);
  4. мошенники (подделка документов, ценных бумаг, денежных знаков и др.);
  5. ненасильственные вымогатели – взяточники.

Хищение – противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества в форме кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа или разбоя.

Кража – тайное хищение чужого имущества.

Взятка – получение должностным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод за действия в пользу взяткодателя.

Мошенничество – хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием.

Под корыстно-насильственной направленностью следует понимать корыстные преступные посягательства, связанные с насилием над личностью. В эту  категорию входят:

А) грабители;

Б) участники разбойных нападений;

В) насильственные вымогатели – рэкетиры;

Г) убийцы с корыстной целью.

Под агрессивно-насильственной ориентацией понимается антигуманная преступная направленность, с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. В эту категорию входят:

А) хулиганы;

Б) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путём оскорбления и клеветы;

В) лица, совершающие преступления против личности – убийства, насилия, причинение тяжких телесных повреждений и др.

В этом случае, агрессивно-насильственная направленность может носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться как на уровне докриминогенном, так и посткриминогенном, т.е. в виде проступков и аморального поведения, вызывающих только моральное осуждение или в виде преступных уголовно наказуемых действий.

Оскорбление – унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а также уничтожением или повреждением чужого имущества.

Побои – нанесение множества ударов без нарушения анатомической целостности тела.

Истязание – систематическое причинение физических или психических страданий путём насилия.

Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку.

К девиантному поведению относят такое поведение и действие индивида, которое не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводят субъекта к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

К основным видам девиантного поведения относят: преступность, алкоголизм, наркомании, самоубийство, бродяжничество, проституцию и расстройство психики.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, которые могут выражаться в различных формах дезадаптации поведения.

Социализация – это процесс становления социального «Я».  Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передаёт социально-исторический опыт, нормы, правила, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на её ранних стадиях является поиск своего социального места.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация – это процесс отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.  [13, 15]

Нарушения социализации могут выражаться в различных формах дезадаптации поведения.

Например, психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями развития личности. Проявляющаяся в этом случае нестандартность поведения происходит из-за недостаточности интериоризации у субъекта существующих социальных и правовых норм в связи с отставанием в развитии, личностной примитивность., низкой рефлексивности и т.д., которая приводит к существенному ограничению выборов мотивов поведения. В этом случае потребности организма теряют произвольное управление со стороны человека, у индивида отсутствует возможность их опосредования сознательной целью. Поэтому потребности индивида становятся неуправляемыми и приобретают строение влечений. В этом случае если индивид испытывает сразу несколько побуждений, то верх берёт просто самое сильное из них.

По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Устойчивые формы в виде психопатии или акцентуаций характера возникают в результате генетических, внутриутробных или травматических поражений (энцефалит, травма головы), а также в результате неправильного воспитания. Нарушения личности в этом случае выражаются в гиперболизации желаний, влечений, а также черт характера, которые препятствуют постановке соразмерных возможностям индивида целей и их достижению.  Таким образом, в первую очередь нарушается эмоционально-волевая, коммуникативная или побудительная сферы, что мешает адаптации личности к окружающей среде.

 Психопатия – аномалия  психики, при которой уменьшается  способность индивида к адекватному  развитию, накоплению и использованию  субъективного чувственного опыта  и сбалансированного эмоционально  поведения.

 Акцентуация характера  – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость индивида в отношении определённого рода психогенных воздействий. [2, 13, 15, 24]

Акцентуации – это, в сущности, индивидуальные черты, «крайние варианты нормы», но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Акцентуация бывает явная и скрытая.

Явная акцентуация  отличается наличием довольно постоянных черт определённого типа, проявляющихся, как правило, в трудных ситуациях и могущих временно нарушить привычную социальную адаптацию.

Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определённого типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций. [13, 15, 31]

В психологической и клинической практике существует понятие «акцентуированные личности», которые, по сути, являются не патологическими, а нормальными, но всё же имеют определённые личностные «заострения». Последние даже скорее зависят не от природно-биологических действий, а от факторов внешней среды, которые накладывают определённый отпечаток на образ из жизни. Можно сказать, что заложенная в человеке природная тенденция взаимодействует с факторами внешней среды – семья, школа, профессия и т.д.

Акцентуированные черты могут быть как однозначны, так и многозначны (комбинированные). Лица, обладающие этими чертами, могут быть социально адаптированы. Черты акцентуации отмечаются в различных психических сферах: в интеллектуальной деятельности, в направленности интересов и способностей, чувств и волевых проявлений.

Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков