Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

 

 Используя данные сводной таблицы (см. приложения № 9 и 10), получаем:

            (см. формулу 3.5.2)

 

                                     (см. формулу 3.5.3)

 

                                                        (см. формулу 3.5.4)

 

Рассчитав t-эмпирическое, необходимо сравнить это значение с t-критическим значением, которое приведено в специальной таблице критических значений. Чтобы определить критическое значение по таблице, нужно знать число степеней свободы.  Для t-критерия Стьюдента число степеней свободы определяется по формуле:

,                                                                                                3.5.5.

где: - число степеней свободы;

       - объём выборки x;

       - объём выборки y.

  • = 30 + 30 – 2 = 58  (см. формулу 3.5.5.)

Полученное эмпирическое значение t-критерия сравнивается с t-критическим, значение которого  . t-эмпирическое больше t-критического (если эмпирическое значение меньше критического, принимается , а если эмпирическое значение больше критического, то принимается ) (0,05).

Таким образом, принимается . Следовательно,  существенные различия в уровне самоконтроля есть.

Вывод: у подростков с нормативным поведением уровень самоконтроля выше, чем у подростков с девиантным (т.е. отклоняющимся поведением).

Таким образом, рабочая гипотеза исследования подтвердилась: у учащихся с девиантным поведением будет преобладать эмоциональная неустойчивость, умеренный уровень тревожности, низкий самоконтроль, ненормативность поведения по сравнению с учащимися с нормативным поведением, то есть поведением, не отклоняющимся от нормы.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Таким образом, изучив проблему девиантного поведения подростков, рассмотрев причины возникновения девиантного поведения,  перед нами возникает непростая задача ресоциализации данной категории детей в социум.

Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего это связано со средой, социальным окружением ребёнка.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребёнка.

Восстановление ребёнка (подростка) в правах предполагает учёт основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей  для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.

Реабилитация невозможна без восстановления ребёнка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребёнка (подростка) как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация связана не только с преодолением социальных проблем, но и с изменением представлений подростка о самом себе – его Я-концепции.

Исходя из целостного понимания подростка, его реабилитация осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности с учётом его индивидуальности.

Психолого-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их общения и поведения, а также восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.

Медико-педагогическая реабилитация – меры, направленные на укрепление или  восстановление здоровья.

Реабилитационная служба системы образования – это единое реабилитационное пространство общеобразовательных адаптивных и профильных учреждений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и социализации каждого ребёнка и комплексную реабилитацию детей и подростков.

Её основной целью является профилактика отклонений в поведении, деятельности и общении несовершеннолетних и разносторонняя помощь детям и подросткам «группы риска».

Основные задачи:

    • выявление причин деформации в развитии детей и подростков;
    • поиск средств и способов их устранения;
    • оптимизация условий жизни, воспитания и обучения;
    • построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;
    • своевременное выявление детей и подростков  «группы риска»;
    • оздоровление  их внутреннего мира, преодоление психологического кризиса;
    • оказание разносторонней помощи нуждающимся через реализацию специальных реабилитационных, коррекционно-развивающих программ.

Для решения данной задачи необходимо соблюдать принцип партнёрства, принцип  единства биологических, психосоциальных и педагогических методов, принцип ступенчатости, принцип индивидуально-личностного, гуманистического подхода.

Приоритетами в создании реабилитационной службы являются:

  1. охрана и защита прав, интересов и здоровья ребёнка;
  2. профилактика и коррекция девиаций развития;
  3. общая гуманизация отношения к детям  «группы риска»;
  4. гуманизация педагогического процесса в учреждениях образования и       семейного воспитания.

Процесс ресоциализации обычно состоит из трёх этапов:

  1. психологическая диагностика;
  2. составление реабилитационной программы;
  3. реализация программы.

Данной группе детей, прежде всего, необходима помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями, общесоциальная поддержка в целом.

Они нуждаются в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов.

Как правило, к  «группе риска» относятся дети и подростки с нарушениями психосоматического и нервно-психического здоровья и функциональными отклонениями, нуждающимися, прежде всего, в медицинской помощи:

    1. с хроническими соматическими заболеваниями;
    2. с функциональными нарушениями;
    3. с нервно-психическими заболеваниями;
    4. с умственной отсталостью;
    5. инвалиды.

Ценная информация о ребёнке может быть получена при анализе анамнестических сведений, которые чаще всего представлены скупо, формально и фрагментарно, поэтому целесообразно проводить работу с родителями с последующим уточнением тех или иных данных о ребёнке посредством анкетирования или в непосредственной беседе. С некоторыми родителями необходимо проводить специализированную психологическую работу по ознакомлению их с заболеванием ребёнка, повышению их компетентности в отношении с ним.

Эта  работа рассматривается как часть общего процесса реабилитации подростка.

После сбора анамнестических данных этапом психодиагностической процедуры является анализ познавательной деятельности ребёнка. Психологу необходимо проконсультироваться со специалистами медицинского профиля, чтобы исключить вероятность нарушений нейродинамического характера.

Одновременно с проведением процедуры психодиагностики проходит серия психолого-педагогических семинаров, направленных на повышение психологической компетентности педагогов в работе с учащимися, имеющими отклонения в поведении и испытывающими трудности в обучении.

Педагогически запущенные учащиеся нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя, щадящем режиме обучения, специальных коррекционных программах и социально-психологической поддержке их семей.

В диагностической работе с группой социально дезадаптированных подростков следует соблюдать определённую последовательность:

  1. Выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу, т.к. многие виды психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения.
  2. Определить особенности общих трудностей педагогов во взаимодействии с учащимися. На основании этих жалоб и их психологической сущности могут быть выделены и две основных группы учащихся, которым необходима психологическая помощь (те, кто испытывает трудности в усвоении знаний; те, кто совершает нарушения общественных норм и правил).
  3. Уточнить содержание оказываемой подростку помощи на основании изучения его эмоционально-волевой и мотивационной сферы: уровня тревожности («Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера»), агрессивности («Опросник Басса-Дарки»), акцентуаций характера («Характерологический опросник К. Леонгарда»), самооценки и эмпатических способностей,  направленности личности,  ценностных ориентаций (методика Шварца).
  4. Следует отметить, что в большинстве исследований данной тематики отклонения в поведении подростков чаше всего характеризуются через: уровень самооценки, референтные и ценностные ориентации, наличие акцентуаций, статусную позицию в коллективе.

На основании полученных диагностических данных заполняется «Психолого-педагогическая карта подростка» и разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, предусматривающая комплекс различных видов помощи: медицинской, педагогической, социальной, психологической.

Чаще всего, наряду с приёмами индивидуального консультирования детей, рекомендуются коррекционные групповые  тренинговые занятия. При этом работа психолога ни в коем случае не подменяет собственно педагогическую работу. Успешность ресоциализации детей во многом зависит от координации действий  всех участников процесса.

Составляется график индивидуальной работы по всем группам («психолог-классный руководитель»).

В процессе анализа результатов диагностики, отражённого в психологических картах, классный руководитель при помощи психолога определяет психологический климат группы и разрабатывает педагогическую стратегию индивидуального подхода к тому или иному учащемуся, а также тактику взаимодействия на межличностном уровне и группы в целом.

На следующем этапе аналогичная работа проводится на уровне «психолог-учитель-предметник».

Результаты диагностики доводятся до сведения родителей учащихся, которым психолог рекомендует ту или иную тактику и стратегию поведения с подростком.

Результаты диагностики в обобщённом виде сообщаются на педагогических советах, родительских собраниях, используются в ходе психолого-медико-педагогических  консилиумов (ПМПК). При этом намечается комплексная программа реабилитации детей, имеющих проблемы в учебной деятельности и поведении.

При этом процесс реабилитации может быть затруднён тем, что социальная дезадаптация формируется не в «чистом виде», а чаще представлена комплексом различных форм социальной,  психической и патогенной дезадаптации. Задача психолога состоит в том, чтобы дать широкому кругу практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных педагогов) психологические рекомендации для предупреждения, выявления и помощи несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. [26]

Методологическую помощь психологу при работе с  дезадаптированными подростками могут оказать работы следующих авторов:

  1. Ефимцева С. Тренинг общения для старшеклассников. – Киев, 1994. – 80с.
  2. Жизневский Б.П., Бояринцев Г.Н. Приобретение уверенности в себе: программа тренинга общения. – Мн., 1994. – 25с.
  3. Лущук В. Психологическая коррекция нарушений социального поведения учащихся (коррекционная программа)//Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. – М., 1993.
  4. Социально-психологический тренинг общения//Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 – с.630-721.
  5. Тренинг модификации поведения//Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Психодиагностика и коррекция. – Мн., 1996. -с.103-156.

 

Для работы с родителями помогут работы следующих авторов:

  1. Диагностика и развитие родительской компетентности в семьях учащихся//Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, М., 1996. – с.197-213.
  2. Основы коррекционной работы с семьёй: Коррекционные родительские группы//Овчарова Р.В. Школьный психолог и семья ученика. – Архангельск, 1993. – с.111-131.

Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков