Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это даёт основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Исходя из цели исследования, нам будет  интересно изучение личностной тревожности как  устойчивой характеристики человека.

 

3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

 

3.1. Метод наблюдения и исследования личности

(Карта наблюдений Д.Стотта)

Таблица 3.1.

Симптомокомплексы по карте наблюдений Стотта

 

№ группы

СК

I

НД

II

Д

III

У

IV

ТВ

V

ВВ

VI

ТД

VII

А

VIII

ВД

IX

Н

X

ЭН

XI

НС

XII

С

XIII

УР

XIV

СР

XV

Б

XVI

Ф

1 (девиант.)

57

52

84

38

82

67

95

87

75

59

45

57

89

25

50

33

2 (норм.)

17

19

11

29

13

19

14

13

25

18

36

29

11

25

37

17




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3. 1. Распределения симптомокомплексов по группам

 

 

 

 

 

Исследование симптомокомплексов проводилось в группах № 1 (с девиантным поведением) и № 2 (с нормативным поведением, т.е. не отклоняющимся от нормы).

Анализ структур заполнения КН показал (см. приложения № 1 и 2, табл.3.1 и рис.3.1), что типичной для группы № 1 является структура, при которой выделяется доминирующая  группа синдромов.

Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов (интервал от 40 до 60% - сильная выраженность качества):

X. «Эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость» - 59%.

XII. «Неблагоприятные условия среды» - 57%.

I. «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям» - 57%.

II. «Депрессия» - 52%.

XV. «Болезни и органические нарушения» - 50%.

XI. «Невротические симптомы» - 45%.

Интервал от 60 до 80% говорит об очень сильной выраженности качества. В этот интервал вошли следующие симптомы:

VII. «Недостаток социальной нормативности» (асоциальность) - 95%.

XIII. «Умственное развитие» - 89%.

VIII. «Конфликтность по отношению со сверстниками» - 87%.

III. «Уход в себя» – 84%.

V. «Враждебность по отношению к взрослому» - 82%.

IX. «Неустойчивость или неугомонность» - 75%.

VI. «Тревога за принятие детьми»  - 67%.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что в группе  преобладают нарушения доверия к людям, ситуациям, избегание контактов с людьми, самоустранение, защитная установка по отношению к любым контактам, неприятие проявляемого к нему чувства любви.  Имеют место элементы депрессивного  состояния и  полная, неуправляемая, привычная враждебность. Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Отсутствие моральной щепетильности. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления, избегание долговременных усилий.  Недостаток социальной нормативности,  проявления антисоциального поведения.

Для группы № 2 типичной является следующая структура (интервал от 20 до 40% говорит о заметной выраженности качества):

XV. «Болезни и органические нарушения» - 37%.

XI. «Невротические симптомы» - 36%. 

IV. «Тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны» - 29%.

XII. «Неблагоприятные условия среды» - 29%.

IX. «Неустойчивость или неугомонность» - 25%. 

XIV. «Сексуальное развитие» - 25%.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в группе преобладает доминирующая группа синдромов, в которую входят:  нарушение здоровья (но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз). Этим подросткам свойственна тревожность по отношению к взрослым. Подростки стараются убедиться, «принимают» и любят ли их взрослые.  Неблагоприятные условия среды – содержит несколько признаков-сигналов, что ребёнок растёт в неблагополучной среде (прежде всего в семейном кругу). Неугомонность, нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления.

Общий «коэффициент дезадаптированности» (по сумме баллов по всем синдромам) в группе № 1 – 180 баллов, в группе № 2 – 53 балла.

Следовательно, можно сделать вывод, что в группе № 1 (по сравнению с группой № 2) имеют место серьёзные нарушения в развитии личности подростков и их поведении. 

3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда

Таблица 3.2

Результаты исследования

№ груп-пы

Название акцентуации

Гипер.

(Г.)

Возб.

( В.)

Эмот.

(Эм.)

Педант

(П.)

Трев.

(Т.)

Цикл.

(Ц.)

Дем.

(Дм.)

Неур.

(Н.)

Дист

(Ди)

Экз

(Экз.)

1

(д.)

 

9,7

 

6,53

 

0

 

2,4

 

0,7

 

3,9

 

4,4

 

8,66

 

0

 

1,2

2

(н.)

 

4,0

 

1,33

 

4,6

 

0,6

 

4,3

 

6,8

 

1,8

 

0,8

 

3,6

 

2,4


 

 

Рис.3.2. Распределение акцентуаций характера  по группам

 

Таким образом,  после исследования акцентуаций характера учащихся, и подводя итоги результатов тестирования, можно сделать следующие выводы (см. приложения №3 и 4, табл.3.2 и рис.3.2.): в группе № 1 гиперактивных подростков (по среднему значению) – 9,7 балла;  возбудимых – 6,53; эмотивных – 0; педантичных – 2,4; тревожных – 0,7; циклотимных – 3,9; демонстративных – 4,4; неуравновешенных – 8,66; дистимных – 0; экзальтированных – 1,2.

В группе № 2 – гиперактивных подростков - 4,0; возбудимых -  1,33; эмотивных -  4,6; педантичных – 0,6; тревожных – 4,3; циклотимных – 6,8; демонстративных – 1,8; неуравновешенных – 0,8; дистимных – 3,6; экзальтированных – 2,4.

Сравнивая  значения средних значений, можно сделать следующий вывод: в группе № 1 преобладают учащиеся с такими акцентуациями характера, как гиперактивный,  возбудимый  и неуравновешенный тип.

 То есть это учащиеся энергичные, предприимчивые и увлекающиеся. Стремятся к риску, авантюрам, не реагируют на замечания, игнорируют наказания, у них возникают конфликты с окружающими, часто сами являются активной провоцирующей стороной. Для них характерны: повышенная импульсивность, раздражительность, несдержанность, агрессивность.  Они склонны к хамству, правонарушениям, употреблению спиртных напитков и нецензурной брани. Часто эгоцентричны, лицемерны. Любят отлынивать от работы,  подозрительны, мстительны, самонадеянны, требования к окружающим – завышенные.

Следует отметить, что такие показатели как эмотивность и дистимичность в данной группе отсутствуют (см. табл.3.2, рис.3.2). Это дополнительная информация к составлению полного портрета группы. Отсюда следует вывод, что этим подросткам абсолютно не свойственны серьёзность, ответственность, чувство справедливости, умение радоваться вместе с окружающими, поддержка группы. Любят шумные компании, далеко не домоседы. Этим подросткам не свойственны сопереживание, мягкосердечие, добродушие. Обиды выплёскивают наружу.

В группе №2, напротив, преобладают учащиеся с эмотивным, тревожным, циклотимным типом акцентуаций характера. То есть у  этих  подростков в содержании мотивации поведения доминируют эмоции. Чрезмерно чувствительны к замечаниям, неудачам, ранимы. Склонны к сопереживанию, мягкосердечию. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль.  Дружелюбны, самокритичны, исполнительны. Эмоционально окрашенное отношение к окружающему миру, сочетание серьёзности и романтичности. Погружённость в свой внутренний мир.

Отсюда следует вывод, что в группе № 1 – гиперактивные, возбудимые, неустойчивые подростки, а   в группе № 2 - подростки эмоционально-тревожного типа.

 

3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»

Таблица 3.3

Результаты исследования

№ группы

Факторы

C

G

O

Q3

Эмоциональная устойчивость

Нормативность поведения

Тревожность

Самоконтроль

1(девиантн.)

3,63

3,77

4,23

4,6

2 (норм.)

7,4

8,63

6,9

7,87


 

Рис.3.3. Распределение показателей личностных особенностей учащихся

Исходя из цели исследования, изучались такие особенности личности, как эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, тревожность и самоконтроль.

Анализируя данные исследования по тесту, можно сделать следующие выводы (см. приложения № 5 и 6, табл.3.3. и рис.3.3.): в  группе № 1 среднее  значение эмоциональной устойчивости – 3,63 балла; нормативности поведения – 3,77; тревожности – 4,23: самоконтроля – 4,6.

В группе  № 2 получены следующие результаты: среднее значение эмоциональной устойчивости – 7,4 балла; нормативности поведения – 8,63; тревожности – 6,9; самоконтроля – 7,87.

Таким образом, сравнивая эти две группы по средним значениям указанных признаков, можно сделать следующий вывод:

 в группе № 1– учащиеся, подверженные переменчивости интересов и настроения, раздражительные, с повышенной утомляемостью. Склонны к непостоянству, подвержены влиянию случая и обстоятельств. Не делают усилий по выполнению групповых требований и норм. Подростки беспринципны, неорганизованны, безответственны. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению. Они уверенны в себе, чувство вины отсутствует, равнодушны к оценке своих действий окружающими, недисциплинированны, не считаются с общепринятыми правилами, невнимательны к людям;

 в группе № 2 – более эмоционально устойчивые учащиеся. Они способны следовать требованиям группы, выдержанные, работоспособные, характеризуются постоянством интересов. Данным учащимся свойственно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. У них  развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Они внимательны к людям, заботятся о социальной репутации. Однако этих подростков отличает и  тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

 

3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера.

 

Таблица 3.4

Результаты исследования

№ группы

тревожность

1  (д.)

37,63

2 (н.)

41,4


 

 

Рис.3.4. Распределение уровня тревожности у учащихся

 

Уровень тревожности по среднему значению в группе № 1 – 37,63 балла, в группе № 2 – 41,4 (см. приложения № 7  и 8, табл.3.4 и рис.3.4).

Таким образом, в группе № 2 уровень личностной тревожности несколько выше, чем в группе № 1. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что учащиеся группы № 2 – более предрасположены к тревоге и  способны воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией.

В группе № 1 – учащиеся с менее выраженной тревожностью, более уверенные в себе.

Эти данные перекликаются с данными, полученными при исследовании личностных особенностей учащихся по тесту «16-факторный тест Р.Кеттелла», в котором у учащихся группы № 1 по среднему значению уровень тревожности составил 4,23 балла, а в группе № 2 – 6,9 балла.

 

    1. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков