Личностные детерминанты девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Личностные детерминанты девиантного поведения подростка.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

Это позволяет оценить КН как важный инструмент для реализации индивидуального подхода к учащимся. [26, 27]

2.2.2. Характерологический  опросник К.Леонгарда

(Предназначен для определения  акцентуаций характера)

 

По определению К.Леонгарда, акцентуация означает чрезвычайную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако от психопатий акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определённость их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остаётся вариабельным как в пространстве  (взаимодействия), так и во времени. Таким образом, акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определённым образом «окрашивают»  его поведение.

Концепция «акцентуированных личностей»  К.Леонгарда основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют её развитие, адаптацию и психологическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. Познание акцентуаций характера, говоря словами З.Фрейда, позволяет раскрыть невидимые структуры кристаллов (характера) по линиям их разлома.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определённые типы акцентуаций:

  1. Гипертимический тип  (гипертимный, гиперактивный) – от слова «тимус» - настроение, фон которого постоянно повышается. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие своё окружение, место работы: предприимчивые и увлекающиеся. Стремятся к лидерству, риску, авантюрам, не реагируют на замечания, игнорируют наказания, теряют грань недозволенного. Отсутствует самокритичность, в то же время – чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность  жестов, мимики, пантомимики. Необходимо сдержанно относиться к их необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей.

У них воз   никают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьёзного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Энергия подчас направляется на употребление спиртных напитков, наркотиков, беспорядочную половую жизнь.

  1. Возбудимый тип.  Повышенная  импульсивность, раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость». Моральные устои малозначимы, в порывах гнева нарастание агрессивности сопровождается активизацией соответствующих действий. Осмысление, как правило, затруднено и замедленно. Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, часто сами являются активной провоцирующей стороной. В состоянии эмоционального возбуждения бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют своё поведение. Но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). В коллективе неуживчивы, в семье – деспотичны и жестоки. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.
  2. Эмотивный (эмоциональный) тип. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения. Чрезмерная чувствительность к замечаниям, неудачам, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, поэтому у них чаще печальное настроение. Склонны к сопереживанию, мягкосердечию, растроганности. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не выплёскивают наружу. 
  3. Педантичный (ригидный) тип. Гипертрофия упорядоченности внутреннего и  внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий.  «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в определённых ситуациях. Редко вступают в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Легко уступает лидерство другим людям.
  4. Тревожный тип (тревожно-боязливый, психастенический, невротический). Тип с повышенной склонностью к страхам. Даже  незначительные  события, нарушающиенарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка у таких людей понижена и, соответственно, оценка других – завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства. «Минорный», пониженный фон настроения, опасения за себя и близких. Робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживают неудачу, сомневаются в своих действиях, низкая контактность. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Вследствие своей незащищённости нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток. Из положительных черт можно отметить дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
  5. Циклоидный тип (циклотимный, циклотимический, аффективно-лабильный). Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций.

Причина такого поведения коренится в  смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно. В результате – часто меняется манера общения с окружающими людьми. Нестандартное отношение к миру, сочетание серьёзности и романтичности. Погруженность  в свой внутренний мир, субъективность оценок.

  1. Демонстративный тип (акцентуация вытеснения). Человек в маске собственного собеседника, человек-зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее  постоянство своего внутреннего мира. Способен с самооговору. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей: слёзы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Эгоистичны, лицемеры. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело. Высокая приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Любят отлынивать от работы. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями. Сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они артистичны, способны увлечь других. Раскованность, неординарность в мышлении и действиях делает демонстративные личности адаптивными.
  2. Неуравновешенный тип (неустойчивый, застревающий, паранойяльный). Стойкость аффектов, в то же время – их спонтанность, что  и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею», за правду, «за честь и отмщение». Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование. Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.
  3. Дистимный тип  (дистимический, депрессивная акцентуация). Преимущественно пониженное настроение, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательнее переживания событий или апатичное к ним отношение. Серьёзность, ответственность, добросовестность, чувство справедливости. Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, одиночество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу. Низкая контактность, немногословность, индивидуализм. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумными компаниями, редко вступают в конфликты, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться.
  4. Экзальтированный (аффективно-экзальтированный, лабильный) тип. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причём совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза». Экзальтация (восторженно-возбуждённое состояние) проявляется в бурной реакции, сменяемости направлений активности, высокой впечатлительности, изменчивости настроения. Повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость, «работа на износ».  Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны  к друзьям, имеют чувство сострадания.[6, 14, 17, 33]

 

2.2.3. Методика комплексного тестирования

«16-факторный тест Р.Кеттелла»

Многофакторный опросник личности Р.Кеттелла универсален, практичен, даёт многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Опросник является удобным средством экспресс-диагностики в ситуациях, когда необходимо исследовать индивидуально-психологические особенности человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Кеттелл называет конституционными факторами. Предлагается форма опросника

С - сокращённый вариант, который  используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 минут.

Согласно  цели исследования, нам необходимо изучить личностные особенности девиантного поведения подростков, и интересовать нас будут не все 16 факторов, а 4 из них:

Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость».

При низких оценках очевидна подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.

При высоких оценках – человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление.

В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной

 

системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения. Спокойно относится к нерешённым эмоциональным проблемам.

Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения».

При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Беспринципен, неорганизован, безответствен. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.

При высоких оценках – наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость, деловая направленность. Смело берёт на себя ответственность. Эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей.

В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.

Фактор О – «уверенность в себе - тревожность».

При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, уверен в себе. Его трудно вывести из равновесия. Иногда самонадеян, не может объективно оценить ситуацию. Чувство вины отсутствует. Равнодушен к оценке его действий окружающими.

При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, преобладает плохое настроение. Склонен к мрачным размышлениям и беспокойству. Чувствителен к оценке его действий. В групповой деятельности неэффективен.

Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль».

При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе.

Человек не обеспокоен выполнением социальных требований, не считается с общепринятыми правилами, невнимателен к людям. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.

При высоких оценках – развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор С) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения [25].

 

2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера.

(Применяется для оценки уровня реактивной и личностной тревожности).

 

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер»  ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определённых стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков