Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:17, дипломная работа
Цель исследования: изучить личностные детерминанты девиантного поведения подростков.
Объект исследования: учащиеся «ПУ-9» первого курса в количестве 60 человек в возрасте 14-16 лет.
Предмет исследования: симптомокомплексы, акцентуации характера, личностные особенности, самооценочная личностная тревожность.
Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретический анализ исследования проблемы девиантного поведения подростков.
1.1. Возрастные особенности подросткового возраста…………………
1.2. Психология поведения девиантной личности………………………
1.3. Основные типы криминальной направленности личности и их направления…………………………………………………………..
2. Методы и методики экспериментального исследования личностных особенностей старших подростков с девиантным поведением.
2.1. Объект и ход исследования…………………………………………..
2.2. Характеристика психодиагностических методик.
2.2.1. Метод наблюдения в исследовании личности учащегося……
2.2.2. Характерологический опросник К.Леонгарда…………………
2.2.3. Методика комплексного тестирования «16-факторный тест Р.Кеттелла»……………………………………………………………
2.2.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера………...
3. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
3.1. Метод наблюдения и исследования личности……………………...
3.2. Характерологический опросник К.Леонгарда. ……………………..
3.3. «16-факторный тест Р.Кеттелла»…………………………………….
3.4. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Спилбергера……………...
3.5. Математико-статистическое исследование…………………………
Практические рекомендации………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….
Это позволяет оценить КН как важный инструмент для реализации индивидуального подхода к учащимся. [26, 27]
(Предназначен для определения акцентуаций характера)
По определению К.Леонгарда, акцентуация означает чрезвычайную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако от психопатий акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определённость их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остаётся вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени. Таким образом, акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определённым образом «окрашивают» его поведение.
Концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют её развитие, адаптацию и психологическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. Познание акцентуаций характера, говоря словами З.Фрейда, позволяет раскрыть невидимые структуры кристаллов (характера) по линиям их разлома.
По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определённые типы акцентуаций:
У них воз никают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьёзного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Энергия подчас направляется на употребление спиртных напитков, наркотиков, беспорядочную половую жизнь.
Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно. В результате – часто меняется манера общения с окружающими людьми. Нестандартное отношение к миру, сочетание серьёзности и романтичности. Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.
Опросник является удобным средством экспресс-диагностики в ситуациях, когда необходимо исследовать индивидуально-психологические особенности человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Кеттелл называет конституционными факторами. Предлагается форма опросника
С - сокращённый вариант, который используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 минут.
Согласно цели исследования, нам необходимо изучить личностные особенности девиантного поведения подростков, и интересовать нас будут не все 16 факторов, а 4 из них:
Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость».
При низких оценках очевидна подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках – человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление.
В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной
системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения. Спокойно относится к нерешённым эмоциональным проблемам.
Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения».
При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Беспринципен, неорганизован, безответствен. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках – наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость, деловая направленность. Смело берёт на себя ответственность. Эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
Фактор О – «уверенность в себе - тревожность».
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, уверен в себе. Его трудно вывести из равновесия. Иногда самонадеян, не может объективно оценить ситуацию. Чувство вины отсутствует. Равнодушен к оценке его действий окружающими.
При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, преобладает плохое настроение. Склонен к мрачным размышлениям и беспокойству. Чувствителен к оценке его действий. В групповой деятельности неэффективен.
Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль».
При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе.
Человек не обеспокоен выполнением социальных требований, не считается с общепринятыми правилами, невнимателен к людям. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.
При высоких оценках – развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор С) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения [25].
(Применяется для оценки уровня реактивной и личностной тревожности).
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определённых стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Информация о работе Личностные детерминанты девиантного поведения подростков