Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.
введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..
Выводы по главе………………………………………………………...
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….
2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...
Выводы по главе………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
оглавление
введение………………………………………………………… |
|
Глава 1 Теоретические
аспекты организации социальной работы
с подростками девиантного поведения……………………………………………………… |
|
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте…… |
|
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций……….. |
|
Выводы по главе………………………………………………………... |
|
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения………………………………………………. |
|
2.1 Изучение системы профилактики девиантного
поведения в образовательной среде, педагогические
условия её реализации…………………………………………………… |
|
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………... |
|
Выводы по главе……………………………………………………….. |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. |
|
введение
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, все еще вызывает тревогу и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, медиков, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида, другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей, третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами.
Наиболее уязвимой категорией населения к факторам риска, способствующим возникновению различного рода девиаций, зависимостей от наркотиков, табака и алкоголя, в силу своей неопытности и незащищенности является молодежь. Причиной возникновения подобных зависимостей зачастую становится отсутствие исчерпывающей информации и непонимание аспектов, относящихся к сфере зависимостей.
В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений.
Анализ статистики показал, что уровень подростковой преступности в Беларуси на порядок ниже, чем в странах СНГ и Балтии. Но, несмотря на общее снижение преступлений совершенных несовершеннолетними, отмечается рост определенных видов преступлений, в связи с чем органы профилактики и пресечения должны более эффективно строить свою работу.
Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи исследования:
Общая характеристика и объем курсовой работы: данная работа предоставлена на 55 страницах и включает в себя введение, две главы основной части работы, 1 таблицу, 6 рисунков, 4 приложения. Список использованной литературы составляет 27 источников отечественных и зарубежных авторов.
Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема и поставленной на поток кино – и телепродукцией, где современная молодежь учится «азам» агрессивности.
Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее
вред только самой личности
и не соответствующее
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее
собою нарушение как моральных,
так и правовых норм и
Девиантное поведение может выражаться в форме: поступка (ударить человека по лицу); деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Психологическая сущность девиантного поведения есть специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним, считает Ю.А.Клейберг. «Для этого используются собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.д. при этом девиантные действия выступают [12, с.66]:
- в качестве средства
- как способ психологической
разрядки, замещение блокированной
потребности и переключения
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Элементарный логический анализ выделяет три фактора девиантности [12, с. 88 -89]:
1. Личностный фактор, выступающий как проблема самовыражения, самоутверждения, половой идентификации и других важных жизнеорганизующих категорий. Характеризуя личностную модель девиантного поведения, Ю.А.Клейберг обращает внимание на то обстоятельство, что девиации проявляются главным образом в нетипичных ситуациях и являются, как правило, эмоциональной реакцией личности на социальные и психологические коллизии и противоречия.
2. Фактор среды, когда подталкивающим на негативное обстоятельство является окружение. В народе говорят просто и исчерпывающе: «С кем поведешься, от того и наберешься». Среда, и особенно микросреда, очень сильно влияет на поведение индивида. Модели плохих поступков подростки часто видят в уличных сценах, на кино- и телеэкранах. Таким образом, девиантность может предопределяться уровнем культуры окружающего социума, характером «объект – объектных» и «субъект - субъектных» взаимоотношений в нем. Негативное поведение индивида может являться результатом его принадлежности к группе асоциального поведения.
3. Ситуативный фактор. Ситуация
в нашем понимании есть
Для многих подростков средством самоутверждения и психологической защиты становится девиантное поведение, наиболее ярко проявляемое в семье. Так, Н.В. Толстошеина полагает, что «девиантность подростков - это вызов обществу, его моральным нормам, а конфликт - не следствие, а средство достижения определенных целей». Заявить о своем «Я» всему обществу можно через родителей, затяжные конфликты с которыми могут привести к побегам.
Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций, импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию, с критическим выходом, низкий уровень стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к девиантным действиям.
Генезис девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных факторов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня-биологическими, психологическими и социальными:
1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняет социальную и психологическую адаптацию индивида;
2. Психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, который, прежде всего, проявляется в актвно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения;
3 Педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
4. Социальный фактор, определяющийся социальным, экономическими и политическими условиями существования общества [21, с.41].
Формирование преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию. Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.
Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.
Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.
Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще [22, с.57].
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения