Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.

Оглавление

введение…………………………………………………………………….

Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………


1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……

1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..

Выводы по главе………………………………………………………...

Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….

2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..

2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...

Выводы по главе………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

ФЕДОРОВИЧ КУРСОВАЯ.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Социальная профилактика девиантного поведения является результативной при соблюдении следующих педагогических условий: косвенное выявление в средней общеобразовательной школе учащихся, склонных к употреблению психоактивных веществ; проведение систематических целенаправленных профилактических мероприятий; наличие развитой организационно-управленческой структуры и выработанной модели педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями / Под редакцией Кудина П.А. – М.: Просвещение, 2005. – 365с.
  2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии /С.А. Беличева. - М.: Академия, 2003. – 464с.
  3. Гилинский, Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы /Я.И. Гилинский. – СПб.: Питер, 1994. – 96с.
  4. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 240 с.
  5. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних /А.И. Долгова. - М.: Просвещение, 1991. – 367с.
  6. Егошкин, Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих.наук. – Москва, 2002. – 63 с.
  7. Ильяшенко, А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) /А.Н. Ильяшенко. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 361с.
  8. Иовчук, Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков /Н.М. Иовчук. -  М.: ВАВТ, 1996. – 331с.
  9. Исакова, О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости. / О.П. Исакова. – СПб.: КАРО, 2004. – 175 с.
  10. Кашуба, Ю.А. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних /Ю.А. Кашуба, - Таганрог: ТРТУ, 2003. – 29с.
  11. Кицул, И.С. Отечественный и зарубежный опыт профилактики наркомании среди населения / И.С. Кицул, Н.В. Перфильева // Сибирский медицинский журнал. – 2005.- №6.- С.5-8.
  12. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении : пособие для педагогов-психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А. В. Ковалевская, З. Н. Ганчарик. - Минск: Зорны Верасок, 2010. - 268 с.
  13. Корбут, В. И. Современное состояние и прогнозирование преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / В. И. Корбут // Вестник Академии МВД Республики Беларусь : Науч.-теорет. журн. / Учредитель: Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. - 2008. - № 1. - С. 84 – 87.
  14. Кондрашенко, В.П. Девиантное поведение у подростка /В.П. Кондрашенко. – Мн.:Асвета, 1998. – 405с.
  15. Ландова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ландова // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. – с. 35-42.
  16. Лаушкин, А.С. Криминологическая характеристика и предупреждение  преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних /А.С. Лаушкин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 2009. – 85с.
  17. Максименя, С.А. Преступность несовершеннолетних в Республике Беларусь. Криминологическая характеристика и оценка эффективности системы профилактики / С. А. Максименя ; [под общей редакцией А. М. Браусова] ; Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. - Минск : БГУФК, 2008. - 117 с.
  18. Петелин, Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних /Б.Я. Петелин // Социологические исследования, 1991. - №3. – с. 48 – 55
  19. Плоткин, Ф.Б. Роль работников системы образования в профилактике наркомании и токсикомании / Ф.Б. Плоткин, Г.В. Яковенко // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 1. – С. 69-78.
  20. Подхватилин, Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н.В. Подхватилин. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 322 с.
  21. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под.ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Академия, 2001. – 175 с.
  22. Профилактика наркозависимости среди молодежи: науч.-теорет.сб. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 105 с.
  23. Психологические основы профилактики наркомании в семье / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Самара, 2001. -233 с.
  24. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков / Под редакцией Трубникова, С.Г. – Воронеж: Хелтон, 1993. – 495с.
  25. Путова, Наталья Владимировна (род.1978).Подростковая преступность / Н. В. Путова, В. Я. Ильина // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития : материалы межвузовской научно-практической конференции (Минск, 30 марта 2007 г.) : [в 2 т.]. - Минск, 2007. - Т. 2. - С. 48 - 49.
  26. Солодовников, А. Г. Подростковая преступность в Республике Беларусь: анализ и особенности социолого-психологического изучения / А. Г. Солодовников // Праблемы выхавання : Штокв. навук.-метад. часоп. / Заснав.: Рэд. часоп. "Адукацыя і выхаванне". - 2009. - № 1. - С. 39 - 43
  27. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей/ Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 176 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект занятия

 

Тема: СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР (10-11 классы)

Цель: учить старшеклассников делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.

Количество участников: 25–30 человек.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Разбить учащихся на три группы. Это можно сделать двумя способами:

а) среди участников выделить трех лидеров и вокруг них разместить ребят, которые между собой легко находят общий язык.

б) заранее приготовить жетоны трех цветов и раздать их, когда участники зайдут в класс. Участники рассаживаются по группам с учетом цвета жетонов.

Когда учащиеся разобьются на группы и займут свои места, будет объявлена тема и распределятся типы зависимости:

1-я группа – зависимость от  табака;

2-я группа – алкогольная зависимость;

3-я группа – наркотическая  зависимость.

 

II. Выполнение заданий.

Задание 1. Каждая группа в зависимости от распределения находит свои «причины» злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками. Время работы групп – 5 минут.

Причины употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения:

– любопытство;

– подражание;

– потребность в самоутверждении;

– желание следовать правилам компании;

– желание испытать необычные ощущения;

– для завоевания популярности;

– безделье, скука;

– для облегчения контактов;

– страх перед жизненными трудностями, конфликтами.

Классная доска делится на три части, и представители каждой группы записывают свое решение.

Задание 2. Разнести по трем колонкам таблицы проблемы, возникшие у человека со злоупотреблением табаком, алкоголем, наркотиками.

ПРОБЛЕМЫ

медицинские

социальные

правовые


Время работы групп – 7–10 минут.

Каждой группе раздается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения. Затем представитель каждой группы защищает свое мнение по выбранному типу зависимости. Остальные участники могут дополнять или выразить свое несогласие. Заполненные и обсужденные таблицы вывешиваются на доске.

 

Проблемы, которые возникают при злоупотреблении

алкоголем, наркотиками, табакокурением

Медицинские

Социальные

Правовые

Психические расстройства

Прогулы в школе

Хулиганство

Слабоумие

Уход из школы

Воровство

Поражение всех систем и органов

Суицид

Грабеж

ВИЧ / СПИД

Проблемы в семье

Убийство

Резкое уменьшение продолжительности жизни

Проституция

Нанесение телесных повреждений

Проблемы со здоровьем будущих детей

Изготовление, хранение и продажа алкоголя (наркотиков)

   

Склонение к употреблению алкоголя (наркотиков)


Задание 3 – ролевая игра. Каждая группа анализирует ситуацию по выбранному типу зависимости, определяет пути разрешения этой ситуации. Время работы группы – 5–7 минут.

III. Анализ ситуаций.

Ситуация 1.

В дверь позвонили, Инга открыла дверь – на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:

– Слушай, Инга, давай покурим.

– Давай, – согласилась Инга, – сейчас только сигареты принесу.

– Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?

– Нет, – растерялась Инга.

– Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй! – и Даша протянула Инге сигарету.

 

Ситуация 2.

Совершенно неожиданно Лена, девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на свой день рождения. Праздник получился очень веселым. Все танцевали, играли, пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол. В этот момент один из мальчиков достал из пакета большую красивую бутылку и сказал: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!» Большинство ребят за столом радостно оживились.

Ситуация 3.

После школьных соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Один из ребят предложил попробовать таблетки LSD. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», – услышали они вслед.

По истечении времени ситуации обсуждаются участниками, вносятся поправки и дополнения.

Учитель. Отказ может звучать по-разному и не всегда убедительно. Вот восемь способов сказать «нет».

1. – Ты хочешь выпить?

– Нет, спасибо.

2. Объясни причину отказа.

– Нет, спасибо. Я не пью вина потому что...

3. Повтори несколько раз свой  отказ.

– Нет.

– Нет.

– Нет.

4. Уходи.

– Нет, я ухожу.

5. Смени тему разговора.

– Нет, пойдем лучше ко мне, посмотрим новый видеофильм.

6. Избегай критических ситуаций.

– Нет, я туда не пойду.

7. Не поддавайся.

– Я не трус, просто мне не нравится.

8. Сила в друзьях.

– Дружи с теми, кто тебя понимает и кто поможет тебе в трудный момент.

IV. Подведение итогов.

«Антиреклама».

Два заранее подготовленных старшеклассника читают стихи в стиле «Вредных советов» Г. Остера.

Прочитанные стихи помогут взглянуть на проблему зависимости от табака, алкоголя, наркотиков с другой стороны и увидеть, как смешон такой человек.

 

I

Если спецразведка папы донесла ему внезапно,

Что ты пробовал курить,

И в родительском генштабе принимается решенье:

Меры строгие к ребенку, не колеблясь, применить,

Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся,

Ведь сейчас диктат не в моде – демократии почет.

Пусть родители считают, что курение опасно,

У тебя другое мненье может быть на этот счет.

Разве это так опасно, что у тех, кто курит,

Часто легкие похожи на закопченный мешок?

Ну, подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья

Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.

Пусть при этом очень сложно сердцу – органу-мотору

Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять.

И совсем неважно то, что у курящих очень быстро

Разрушаются порою зубы белые во рту.

Человеку много ль надо?

Пусть же выпадет десяток,

Остальных надолго хватит – что печалиться, грустить?

Ты запомнил?

А теперь все это четко, смело, не сбиваясь,

Маме с папой растолкуй!

 

II

Если друг-приятель Толя

Предложил тебе немножко «очень вкусного» вина,

Без сомненья соглашайся.

Что тут думать, размышлять?

Ведь вино не просто вкусно –

Это очень-очень нужный и полезный для здоровья

Человека компонент.

Пусть вначале – только выпьешь –

В голове внезапно что-то сильно-сильно зашумит.

Пусть в глазах вдруг потемнеет

И покажется случайно, что уходит постепенно

Полквартиры из-под ног,

Пусть и стул, и стол, и кошка,

Кошка Мурка на комоде, в хороводе закружатся,

Словно бабочки весной, –

Не пугайся, без сомненья, это все идет на пользу,

Лишь представь, что очень скоро ты совсем

Похожим станешь на любителей вина.

И тогда ты сможешь так же, как они,

Подобно свинкам,

В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.

Хочешь быть на них похожим?

Ну, тогда не сомневайся и, конечно, пей вино!

Закончить классный час можно пословицей: «Человек – кузнец своего счастья». Он может и должен САМ сделать свой выбор.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

Отношение подростков к употреблению наркотиков и алкоголя

1. Каковы, на Ваш взгляд, основные  причины, приводящие к употреблению  наркотиков?

А) признаки слабости;

Б) любопытство;

В) недостаток информации о вреде употребления наркотиков;

Г) заставляют сверстники;

2. Сколько раз в жизни ты  курил сигареты?

А) никогда;

Б) 1-2 раза;

В) 3-5 раз;

Г) довольно часто;

3. Пытался ли ты бросить курить?

А) да

Б) нет

4. Пил ли ты когда – либо  в жизни алкогольные напитки?

А) да

Б) нет

5. Знаешь ли ты кого-то, кто употребляет наркотики?

А) не встречал таких людей

Б) мои знакомые (знакомый)

В) мои друзья (друг)

Г) родственники

6. Имеешь ли ты собственный  опыт употребления наркотиков?

А) не пробовал и не буду

Б) попробую один раз и больше не буду

В) пробовал один раз

Г) пробовал, но больше не буду

Д) пробую периодически

7. Как бы ты охарактеризовал  состояние наркотического опьянения?

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения