Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.
введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..
Выводы по главе………………………………………………………...
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….
2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...
Выводы по главе………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Формы девиантного поведения подростков многообразны: временные и постоянные формы девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), устойчивые и неустойчивые формы (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих) [22, с.58].
Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего.
Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. У подростков 13-18 лет преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
У детей распространенны побеги из дому, систематические пропуски в школе, агрессивное поведение, ложь, воровство, вымогательство, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Подростки склонны к курению, токсикомании, употреблению наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах от пищи, возможно, суицидальное поведение и самоубийства.
Выделение отдельных форм девиантного поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития [20, с. 81].
Нарушена эмоционально – волевая сфера: повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, целеустремленности и смысла жизни.
Импульсивны, раздражительны, агрессивны и конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
Для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны – преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным аффектам: конфликтам, стрессу, агрессии. Через деструктивное поведение, рецидивы подросток самоутверждается, ценит себя, развивается. Отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива (правонарушение). Причем часто подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и некого «геройства».
Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. Избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение.
Агрессивное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении конструктивных контактов между личностью и ее окружением[8,с. 72].
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональная сфера становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни [20, с. 81]. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.
Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.
Аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих суждениях от мнения других. Компенсация несамостоятельности при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).
С анатомо-физиологическими превращениями организма у подростка можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом результаты «примеривания» к эталонам взрослого полового поведения оказывается преимущественно не в его пользу, что вызывает либо различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Искажённое развитие сексуального интереса, ориентация на различного рода эрзацы половых отношений приводят отдельных подростков к половым извращениям аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям.
Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость. Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.
Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации.
Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее, девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно [16,с. 59].
Для практики социально-педагогической работы важно выявить причины девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).
Ю.Н.Васильева выделила индивидуально - психологические особенности субъектов девиантного поведения, особенности мировоззрения и смыслообразующей сферы и связанные с ними механизмы формирования девиантного поведения. С помощью наблюдений она определила такие индивидуальные особенности в поведении девиантов, как: бездумность, слабость в планировании, стремление к удовлетворению сиюминутно возникших побуждений без соотнесения с более отдаленными перспективами, потребительская ориентация, своя система ценностей, склонность к некритическому восприятию навязываемому извне, диктуемого значимым окружением, оценка своего поведения как нормального [9, с.74].
В результате исследования было установлено, что таким людям характерно [15, с.79]:
- повышенная гедонистическая
- неоформленность системы
- неприсвоенные социальные
- переживание своей жизни как пустой, бесцельной неинтересной, лишенной смысла и перспектив, отсутствие или ограничение ситуативных интересов;
- ориентация на настоящее с
удовлетворением «здесь и
- аморфный, неразвитый образ будущего;
- нежелание иметь цели в жизни;
- пассивное отношение к
Девиантное поведение выступает здесь как способ заполнения пустоты, образуется в результате особенностей мировоззрения. Можно проследить такую цепочку: узкий кругозор, слабая познавательная мотивация, бедный собственный внутренний мир и неглубокие, ситуативные, быстро истощающиеся интересы. В результате человек ищет интерес и удовлетворение в поведении, выходящем за рамки приемлемого:
а) за возрастные рамки;
б) за рамки социально приемлемого поведения.
Это позволяет получить острые ощущения, ситуативное переживание полноты и яркости жизни.
П.А.Мясоед, например, выделяет психосоциальные факторы, которые лежат в основе девиантного поведения [23, с.69]:
- нездоровый психический климат в семье (конфликты; алкоголизм родителей;
- тревожность, эмоциональная неустойчивость, ригидность матери;
- низкая активность, сензитивность, неуверенность в себе отца);
- неправильное воспитание в семье (гиперопека, эмоциональное неприятие, гипоопека, потворство, жестокость, завышенные требования); неполное воспитание.
А С.А.Беличева, обобщая накопленные по данной проблеме знания, выделяет пять факторов затрудняющих процесс усвоения и воспроизводства социального опыта и таким образом, обуславливающих генезис отклоняющего поведения [4, с.105]:
- социальный, т.е. социальные и социально-
- индивидный, т.е. психо-биологические предпосылки асоциального поведения (ЗПР, различные формы психических растройств и т.п.), затрудняющие социальную адаптацию индивидов;
- личностный, т.е. активное избирательное
отношение индивида к
- психолого-педагогический, т.е. дефекты
школьного и семейного
- социально-психологический, т.е. неблагоприятные особенности взаимодействия со своим окружением.
Серьезным провоцирующим негативную девиантность фактором является группа сверстников асоциальной ориентации. Общеизвестно, что социально запущенные, непонятые, отвергнутые подростки ищут себе подобных и собираются в группы. Группы сверстников – исключительно значимый канал социализации подростка. Если для него референтной становится группа негативных девиантов, то через эту призму подросток начинает воспринимать все жизненных ценности и видеть мир вообще.
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения