Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.
введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..
Выводы по главе………………………………………………………...
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….
2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...
Выводы по главе………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Подобные группы должны вызывать повышенную педагогическую озабоченность, поскольку асоциальность подростковых объединений значительно выше, чем негативные поведенческие отклонения ее представителей в одиночку. Усугубляет ситуацию и то, что в группе появляется лидер, а это, как правило, наиболее отчаянный и «повидавший» подросток. Как известно, в группе подростков устанавливаются жесткие, а порой и жестокие законы общего повиновения, проявляется стадная психология, чему способствует боязнь подростка показаться слабым или быть изгнанным. В подобных группах очень часто девиантность переходит в делинкветность.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.
Среди объективных факторов, определяющих подростков в группу риска, прежде всего, выделяют следующие [13, с.77-79]:
- внутренние трудности переходного периода (психогормональные процессы, перестройка «Я»-концепции, непонимание или неадекватное восприятие происходящих в подростке изменений значимых взрослыми, приводящее к психическим травмам, одиночеству и т.п.);
- пограничность и неопределенность социального положения подростка (желания и запросы, значительно опережающие возможности, умноженные на юношеский максимализм, приводят к ситуации: «если нельзя, но очень хочется, то можно»);
- противоречия, обусловленные механизмами социального контроля (детское непослушание уходит, взрослый самоконтроль не укрепляется, в результате проявляется безнормность, т.е. аномия);
- жизненные осложнения и
- безволие, гиперсолидаризация с группой, подверженность эмоциональному заражению, возрастная склонность к идеализации и стре6меление подражать тому, кто в рамках общепринятой морали идеалом не является (этому в немалой степени содействуют средства массовой информации, содержащие сцены насилия, фильмы-боевики, низкопробная реклама и т.п.).
Следует заметить, что как девиантность может восприниматься и инфантилизм, являющийся задержкой в процессе формирования личности, выделяющий подростка отставанием от своих сверстников во взрослении. Это также сложная ситуация, многоаспектная проблема.
Исследования, проведенные специалистами ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, показали, что расстройство взаимоотношений с родителями и сверстниками связано с неравномерным развитием примитивных функций и сложных навыков. Исследование, проведенное О.О. Андрониковой, позволило выделить основные факторы девиантности детей в рамках семейной структуры.
1. Факторы, связанные с психическими особенностями родителей, влияющими на эмоциональное становление ребенка. Сюда относится специфика взаимодействия родителей с детьми, основанная на нарушениях эмоционально- психологического статуса родителя [1, с. 44]:
- гиперопека матери, основанная
на тревожности и чувстве
- нервные срывы в виде крика, физического наказания, жестокого обращения, бесчисленных замечаний и критики, компенсирующих нервное напряжение родителей, их неудовлетворенность собственной жизнью;
- психопатология родителей (В.Стил),
приводящая к искажению
- эмоциональные нарушения
- определенные личностные
2. Факторы, связанные с объективным
состоянием социально-
- низкий социально - экономический
статус семьи, жизненная неустроенность,
экономическая нестабильность, что
приводит к виктимизации в
семье, а в подростковом возрасте
к дополнительной виктимизации
в рамках подростковой
- неполная семья, отсутствие необходимой социальной поддержки, приводящее к невротизации и социальной изоляции матери, проецирующей свои чувства на детей в виде жестокого обращения или глубокого чувства вины;
- чрезвычайно молодой возраст родителей, сопровождающийся финансовой неустроенностью, низким уровнем образования и неадекватными знаниями о ребенке, что приводит к игнорированию потребностей ребенка, его отчуждению, эмоциональной депривации, к виктимизации.
3. Факторы, связанные с нормами и стилем семейного воспитания. К этой категории О.О. Андроникова отнесла следующее [1, с.46]:
- особенности стиля семейного воспитания, формирующие виктимную личность (так, например, авторитарный стиль приводит подростка к ощущению своей ущербности, к протестному поведению, а гиперопека – как к неуверенности и беспомощности, так и некритичности подростка);
- расхождение норм и ценностей семьи, абстрактность понятия морали;
- конфликты в семье, в том
числе и супружеские сложности,
увеличивающие риск
- алкоголизация одного или
Таким образом, специфика взаимоотношений в семье, ее структура, особенности членов этой семьи, интеракций влияют на формирование личности ребенка, самооценки и уровня девиантности, способов поведения.
Причинами девиантного поведения служат врожденные предпосылки - специфические биогенетические особенности (Л.И. Божович). Ризидуально-органические поражения центральной нервной системы рассматриваются как причины социальной дезадаптации подростков и школьников (Н.М. Иовчук). Отмечается, что уродства характера при резидуально-органическом поражении центральной нервной системы в основном проявляются в аффективной возбудимости, склонности к агрессии, конфликтности и расторможенности влечений [19, с.83]. Наличие психической и физической патологии также выступает важным фактором девиантности подростка. Д.О. Левис говорит о значительно большей доле «дефектных» детей среди жертв насилия. Таким образом, органические дефекты, психопатологические отклонения, органические особенности подросткового возраста признаются детерминантами подростка по девиантному типу.
Внутренние свойства личности лежат в основе социально-положительных, нейтральных и социально опасных действий, в основе которых, по мнению А.Р. Ратинова, находятся ценностные ориентации. О том, что деформированная мораль и правосознание могут стать причиной выбора преступного поведения, писали А.Р. Ратинов и И.И. Карпец[7, с.186]. Г.С. Саркисов также указывает на «искажения (рассогласованность, деформацию) ценностно-нормативной сферы индивида, поддерживаемые и сохраняющиеся за счет неразвитости, рассогласованности системы регуляторов поведения, связанные с личностными свойствами индивида, а также с окружающей средой, которая в форме повторяющихся конкретных жизненных ситуаций представляет возможность для их проявления, реализации, в том числе в виде отклоняющегося поведения». Для подростков особенностью ценностей является их существование на уровне бессознательного. В этой связи сотрудники правоохранительных органов должны воздействовать на осознаваемую систему ценностей.
Но зачастую подросток не может определить подлинных мотивов своих действий, причин своего поведения, находящихся на уровне бессознательного и подсознательного. Ю.М. Антонян отмечает, что в теории и на практике часто рассматривается как мотив конкретных преступлений социальная оценка приписываемых преступнику побуждений. Внешние оценки чаще всего воспринимаются отрицательно, как некий ярлык, отделяющий его от других людей[4, с.219].
Деформация интересов, проявление гипертрофированной интенсивности потребностей свидетельствуют о низком уровне общей культуры. С углублением деморализации происходит все большая изоляция от социально полезных связей в обществе и все больше возрастает взаимодействие с асоциальным окружением, что свидетельствует о повышенной способности перейти на противоправный путь[17, с.14].
Таким образом, в результате научно-теоретического анализа психологической литературы был вычленен необходимый релевантный круг переменных, выступающих, в роли личностных предпосылок девиантного поведения.
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций
Одна из задач по профилактике девиантного поведения – повышение уровня информированности населения, в том числе детей и подростков по проблеме нарушений поведения, наркотической и алкогольной зависимости. Практика показывает, что человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации принимать участие в обсуждении неясных моментов, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки безопасного и ответственного поведения. Это позволяет вовлечь участников в процесс обучения, сделать его доступнее, легче и интереснее. Существуют методы, т.е. способы, сочетание которых позволяет достичь этого. К ним можно отнести: лекцию, чтение, использование аудиувизуальных средств, наглядных пособий, обсуждение, практические действия, выступление в роли обучающего и др. [20, с.17].
Лекция (5% усвоения информации от общего объёма) – быстрый способ подачи необходимой информации неограниченному количеству людей, но мало эффективный, так как не предполагает активного участия аудитории и ставит человека в положение пассивного слушателя. При этом нужно помнить о том, что человек запоминает то, что ему говорят в начале и в конце. Поэтому, проводя лекцию, наиболее значимую информацию необходимо давать соответственно в начале и в конце и использовать в сочетании с другими способами обучения.
Чтение (10% усвоения) может происходить индивидуально или в компании, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации, поэтому, как и лекцию, его необходимо использовать наряду с другими методами.
Аудиовизуальные средства (20% усвоения) – виде/аудиоматериалы являются источником информации и при их наличии могут служить дополнением к другим методам.
Использование наглядных пособий (30% усвоения) – помогает усваивать информацию всеми каналами восприятия. Наглядные пособия могут быть разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты и т.д.
Обсуждение в группах (50% усвоения) – обмен мнениями, который позволяет участникам поделиться мыслями, впечатлениями, ощущениями в рамках определённой темы. Обсуждения ценны тем, что позволяют учащимся думать, подробно рассказывать о собственных выводах и выслушивать разнообразные мнения. К данному методу относится «мозговая атака» (свободный обмен мнениями по определённой проблеме) и дискуссия (обмен мнениями в споре) [20, с. 85].
Обучение практикой действия (70% усвоения) – это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования.
Агитбригада – одна из форм нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами.
Главное в выступлениях – современность, меткость, острота исполняемых куплетов, сценок, которые призывают молодёжь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества. Поэтому её можно использовать при проведении мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании.
Сфера деятельности агитбригады может осуществляться и за рамками внешкольного (учебного) заведения. Её выступления могут с успехом проходить не только в своем коллективе, но и в школах, ССУЗах и т.д.
Аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
Аукцион в молодёжном коллективе приобретает характер игры, в которой, по существу, используется только сама форма его проведения. Он редко проводится как самостоятельное мероприятие, а чаще всего как элемент вечера, акции, дискотеки и т.д.
Беседа за «круглым столом» – предусматривает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам современности, к которым можно отнести проблему наркомании. Специалисту, организующему такую беседу, нужно заранее определить её тему, основной предмет разговора, помочь активу наметить круг вопросов и поручить наиболее сильным участникам подготовить краткие сообщения по ним.
Вечер вопросов и ответов. Заранее (за месяц до вечера) его организаторы помещают на видном месте ящик для вопросов. Рядом с ним вывешивается объявление, в котором организаторы вечера предлагают учащимся задавать вопросы на интересующие их темы. Не позже чем за неделю до вечера все полученные вопросы можно передать специалистам, которые могли бы глубоко и содержательно ответить на них. Вечер обычно начинается вступительным словом ведущего, который объявляет тему, рассказывает о поступивших вопросах, представляет тех, кто будет на них отвечать. Затем идет основная часть: ответы на вопросы. На вечере у участников могут появиться новые вопросы, поэтому ведущий предлагает всем желающим в письменном виде подавать их в президиум. После вечера организаторы могут выпустить бюллетень с краткими ответами на все заданные вопросы. Вечер можно закончить демонстрацией фильма по обсуждаемой теме [12, с. 74].
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения