Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.
введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..
Выводы по главе………………………………………………………...
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….
2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...
Выводы по главе………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
3. Система принятия себя. Все дети, подростки, юноши и девушки, даже из благополучных семей, нуждаются в психологической поддержке — специальной работе по принятию самого себя: своего физического «Я», своего характера, индивидуальных особенностей своего мышления, своих эмоций. Иными словами, должна вестись специальная работа (психологические беседы и консультации, практикумы, тренинги), направленная на принятие своей индивидуальности, на формирование безусловного положительного отношения к себе, без которого не может быть и положительного отношения к другим.
4. Система навыков достойного и безопасного поведения. Детей, подростков, юношей и девушек так же, как и взрослых (учителей, родителей), необходимо учить таким навыкам взаимодействия с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения и которые исключают отношения к другому человеку как к объекту манипулирования. Дети и подростки должны усвоить алгоритм безопасного поведения как в отношении себя, так и в отношении других. Этим же навыкам сначала надо обучить взрослых, имеющих дело с детьми и подростками.
Мы считаем, что именно эти четыре системы условий и определяют успешную социальную адаптацию детей, подростков и молодежи к современной жизни в целом и способствуют ослаблению тенденций к саморазрушающему поведению личности.
Содержание специальных психологических бесед и консультаций, практических и тренинговых занятий, проводимых педагогами в системе профилактики, должно быть направлено на формирование у учащихся нравственных правил поведения, здорового образа жизни, положительных установок на безопасное для здоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение, профилактику вредных для здоровья (в том числе и психического) привычек. Особое внимание должно быть уделено формированию положительного образа своего «Я», развитию коммуникативных качеств, умению решать конфликты и принимать решения, повышению самоценности личности.
Таким образом, целью профилактики является формирование у детей и подростков таких установок и смысловых ориентаций личности, при которых наркотики, алкоголь и сигареты не являются ценностными. Профилактика призвана помочь подросткам осознать формы coбственного поведения, развить личностные ресурсы и стратегии, направленные на адаптацию к требованиям среды или на изменение дезадаптивных форм поседения на адаптивные.
Выводы по главе 1
Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.
Среди современных подходов, форм и методов профилактики подростковых девиаций можно выделить следующие: лекция, чтение, аудиовизуальные средства, использование наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, агитбригада, аукцион, беседа за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, вечер тематический, конкурс, викторина, тематическая дискотека, диспут, «Ярмарка солидарности», конференция, устный журнал, просмотр и обсуждение фильмов, открытая кафедра, открытый микрофон, ролевая игра «Суд над…»
Целью профилактики девиантного поведения является формирование у детей и подростков таких установок и смысловых ориентаций личности, при которых наркотики и иные психоактивные вещества не являются ценностными. Профилактика призвана помочь подросткам осознать формы coбственного поведения, развить личностные ресурсы и стратегии, направленные на адаптацию к требованиям среды или на изменение дезадаптивных форм поседения на адаптивные.
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения
2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации
Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся ГУО «Средняя школа № 126 г. Минска» устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что система профилактики девиантного поведения будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
Система экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения среди подростков состоит из трёх последовательных этапов.
1 этап - диагностирующий
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
Методы:
1) изучение материалов
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
2 этап - организационно-практический
Цель: реализация работы по профилактике девиантного поведения в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям
2) способствовать увеличению
3) учить детей лучше понимать
собственные проблемы и
4) создать условия для
5) обеспечить взаимодействие
3 этап - заключительный
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики аддиктивного поведения среди подростков.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения
3) определить дальнейшее
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений
в отношении учащихся к
2) выявить наиболее устойчивые
факторы, способствующие возникновению
у детей аддиктивного
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и
2) сделать выводы об
3) на основании выделенных
Принципы программы
Комплексность или согласованное взаимодействие:
• органов управления образования.
Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:
• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике девиантного поведения:
1) Работа с детьми:
2) Работа с педагогическим составом:
3) Работа с родителями:
4)Работа с различными
Основные направления работы и её уровни при осуществлении профилактики девиантного поведения среди подростков
Управление образования
- Организация и проведение
- Координация работ с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ;
- Запрет продажи и рекламы
табачных и алкогольных
- Мониторинг и контроль.
Администрация школы
- Запрет на курение, употребление
алкоголя и ПАВ в школе и
контроль за исполнением
- Создание в школе атмосферы неприятия курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ;
Педагогический коллектив
- Контроль запрета на курение и употребление алкоголя и ПАВ в школе;
- Участие в проведении
- Проведение тематических
- Организация досуга школьников, исключающего курение, употребления алкоголя или ПАВ;
Медицинские работники
- Проведение лекций, семинаров и бесед на тему вредных привычек;
- Выявление лиц: курящих, склонных
к употреблению алкоголя или
ПАВ; при необходимости направление
их на консультацию или
Родители
- Проявление интереса к
- контроль свободного времени ребёнка (где и как его проводит);
- знакомство с друзьями ребёнка;
- контроль расходования
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения