Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.

Оглавление

введение…………………………………………………………………….

Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………


1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……

1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..

Выводы по главе………………………………………………………...

Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….

2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..

2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...

Выводы по главе………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

ФЕДОРОВИЧ КУРСОВАЯ.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

3. Система принятия себя. Все дети, подростки, юноши и девушки, даже из благополучных семей, нуждаются в психологической поддержке — специальной работе по принятию самого себя: своего физического «Я», своего характера, индивидуальных особенностей своего мышления, своих эмоций. Иными словами, должна вестись специальная работа (психологические беседы и консультации, практикумы, тренинги), направленная на принятие своей индивидуальности, на формирование безусловного положительного отношения к себе, без которого не может быть и положительного отношения к другим.

4. Система навыков достойного и безопасного поведения. Детей, подростков, юношей и девушек так же, как и взрослых (учителей, родителей), необходимо учить таким навыкам взаимодействия с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения и которые исключают отношения к другому человеку как к объекту манипулирования. Дети и подростки должны усвоить алгоритм безопасного поведения как в отношении себя, так и в отношении других. Этим же навыкам сначала надо обучить взрослых, имеющих дело с детьми и подростками.

Мы считаем, что именно эти четыре системы условий и определяют успешную социальную адаптацию детей, подростков и молодежи к современной жизни в целом и способствуют ослаблению тенденций к саморазрушающему поведению личности.

Содержание специальных психологических бесед и консультаций, практических и тренинговых занятий, проводимых педагогами в системе профилактики, должно быть направлено на формирование у учащихся нравственных правил поведения, здорового образа жизни, положительных установок на безопасное для здоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение, профилактику вредных для здоровья (в том числе и психического) привычек. Особое внимание должно быть уделено формированию положительного образа своего «Я», развитию коммуникативных качеств, умению решать конфликты и принимать решения, повышению самоценности личности.

Таким образом, целью профилактики является формирование у детей и подростков таких установок и смысловых ориентаций личности, при которых наркотики, алкоголь и сигареты не являются ценностными. Профилактика призвана помочь подросткам осознать формы coбственного поведения, развить личностные ресурсы и стратегии, направленные на адаптацию к требованиям среды или на изменение дезадаптивных форм поседения на адаптивные.

 

Выводы по главе 1

 

Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Среди современных подходов, форм и методов профилактики подростковых девиаций можно выделить следующие: лекция, чтение, аудиовизуальные средства, использование наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, агитбригада, аукцион, беседа за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, вечер тематический, конкурс, викторина, тематическая дискотека, диспут, «Ярмарка солидарности», конференция, устный журнал, просмотр и обсуждение фильмов, открытая кафедра, открытый микрофон, ролевая игра «Суд над…»

Целью профилактики девиантного поведения является формирование у детей и подростков таких установок и смысловых ориентаций личности, при которых наркотики и иные психоактивные вещества не являются ценностными. Профилактика призвана помочь подросткам осознать формы coбственного поведения, развить личностные ресурсы и стратегии, направленные на адаптацию к требованиям среды или на изменение дезадаптивных форм поседения на адаптивные.

 

Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения

 

2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации

 

Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся ГУО «Средняя школа № 126 г. Минска» устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что система профилактики девиантного поведения будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  2. в борьбе с психоактивной зависимостью школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Система экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения среди подростков состоит из трёх последовательных этапов.

1 этап - диагностирующий

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
  2. Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотических и алкогольных веществ;
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение материалов республиканских, областных и районных социологических  исследований с целью получения  информации о состоянии проблемы  нарко- и табачной зависимости  в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

2 этап - организационно-практический

Цель: реализация работы по профилактике девиантного поведения в образовательном учреждении.

Задачи:

1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию  о табаке, алкоголе, наркотиках;

2) способствовать увеличению знаний  учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией, табакокурением, употреблением алкоголя;

3) учить детей лучше понимать  собственные проблемы и критически  относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

4) создать условия для формирования  у детей культуры выбора, научить  их принимать ответственные решения;

5) обеспечить взаимодействие школы  с семьей и внешкольными организациями.

3 этап - заключительный

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики аддиктивного поведения среди подростков.

Задачи:

1) выделить основные недостатки  и достижения в проделанной  работе;

2) определить изменения личностной  позиции учащихся в отношении проблемы употребления наркотических веществ;

3) определить дальнейшее направление  работы по профилактике аддиктивного  поведения.

Методы:

1) анализ отчетной документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование.

Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений  в отношении учащихся к употреблению  наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые  факторы, способствующие возникновению  у детей аддиктивного поведения.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить и систематизировать  информацию, накопленную в процессе  проведения профилактической работы;

2) сделать выводы об эффективности  предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций  и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике аддиктивного поведения.

Принципы программы

Комплексность или согласованное взаимодействие:

  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики девиантного поведения;
  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (педагоги, школьные психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

• органов управления образования.

Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

  • возраста детей;
  • степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике девиантного поведения:

1) Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми «группы риска»;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме девиаций в подростковой среде;
  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики.

Основные направления работы и её уровни при осуществлении профилактики девиантного поведения среди подростков

Управление образования

- Организация и проведение мероприятий;

- Координация работ с другими  заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ;

- Запрет продажи и рекламы  табачных и алкогольных изделий  на территории школ и вблизи  неё;

- Мониторинг и контроль.

Администрация школы

- Запрет на курение, употребление  алкоголя и ПАВ в школе и  контроль за исполнением запрета;

- Создание в школе атмосферы неприятия курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ;

Педагогический коллектив

- Контроль запрета на курение  и употребление алкоголя и  ПАВ в школе;

- Участие в проведении специальных  мероприятий и уроков, направленных  на профилактику девиантного поведения;

- Проведение тематических классных  часов, занятий и родительских  собраний;

- Организация досуга школьников, исключающего курение, употребления  алкоголя или ПАВ;

Медицинские работники

- Проведение лекций, семинаров  и бесед на тему вредных  привычек;

- Выявление лиц: курящих, склонных  к употреблению алкоголя или  ПАВ; при необходимости направление  их на консультацию или лечение;

Родители

- Проявление интереса к поведению  ребёнка (признаки курения, употребление  алкоголя, ПАВ);

- контроль свободного времени ребёнка (где и как его проводит);

- знакомство с друзьями ребёнка;

- контроль расходования ребёнком  карманных денег, а также за  ценными вещами в доме;

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения