Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.
введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………
1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……
1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..
Выводы по главе………………………………………………………...
Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….
2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...
Выводы по главе………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
- извещение педагогического
- участие в мероприятиях, направленных на профилактику девиантного поведения.
С целью обеспечения систематической работы по профилактике девиантного поведения в подростковой среде разработан план проведения мероприятий (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Примерная тематика мероприятий по профилактике девиантного поведения в подростковой среде
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Цель |
1 |
Сигарета в молодёжной среде |
Психотерапевтическое занятие |
Сформировать у учащихся представление о курении, как глобальной проблеме современности, рассказать об истории, ее причинах и последствиях для здоровья и жизни человека; создать атмосферу, способствующую приобщению учащихся к здоровому образу жизни. |
2 |
Что делать? Как быть? |
Практикум |
Формировать процесс обдуманного принятия решений. |
3 |
Мир соблазнов. Спасибо, я воздержусь. |
Игровое моделирование |
Формирование представлений о существующих патологических зависимостях от азартных игр (игромания), от еды, от Интернета. Акцентирование внимания на возможных опасностях данных привязанностей. |
4 |
Никотиновые мальчики, никотиновые девочки… |
Устный журнал |
Показать губительное действие на организм канцерогенов, содержащихся в табаке и дать установку на здоровый образ жизни по принципу «не вреди себе»: не кури, не колись, не пей, не нюхай; учить критически относиться к своим вредным привычкам, уметь противостоять их соблазну, развивать негативное отношение не только к активному курению, но и к пассивному, неся знания о последствиях курения друзьям, окружающим людям. |
5 |
Молодёжь против курения |
Шоу |
Повысить санитарную грамотность учащихся, сформировать у них активную жизненную позицию и потребность в здоровом образе жизни. |
6 |
Три ступени, ведущие вниз |
Круглый стол |
Показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные в борьбе с этим злом. |
7 |
Сигареты: стоит ли им доверять? |
Конкурс буклетов |
Подготовка наглядно-агитационных материалов за здоровый образ жизни. Пропаганда отказа от никотиновой зависимости. |
8 |
Можно ли жить без ответственности? |
Дискуссия |
Формирование позитивного отношения к обязанностям перед близкими людьми, обществом, государством. |
9 |
НЕТ – сигаретам! |
Профилактическое занятие |
Развитие навыков, позволяющих делать осознанный выбор и отказаться от предложения попробовать токсические вещества. |
10 |
Всего одна рюмка |
Кинолекторий |
Формирование представлений о возможных последствиях пагубной зависимости, о необратимости потраченного времени. |
11 |
Влияние наркомании и токсикомании на организм |
Час размышлений |
Обобщение полученных на предыдущих занятиях знаний по проблеме употребления ПАВ. Сосредоточение внимание о необратимых последствиях употребления ПАВ для человеческого организма. |
12 |
Никотин - медленный яд! |
Ток-шоу |
Создать предпосылки для курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки. |
13 |
Любопытство, воля, разум |
Игра-дискуссия |
Актуализировать мифы о причинах начала курения. |
14 |
Проблема зависимости от психоактивных веществ среди молодёжи |
Деловая игра |
Доказать пагубность дурных привычек; вывести «формулы здоровья», то есть способы борьбы с вредными привычками. |
15 |
Сделай свой выбор |
Классный час (Приложение 1) |
Учить старшеклассников делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях. |
16 |
Пытаясь уйти от проблемы |
Диспут |
Смоделировать ситуацию возникновения каких-либо жизненных проблем и оценить, может ли наркотики и сигареты помочь в их решении. |
17 |
Марионетки сигареты |
Ролевая игра |
Дать участникам возможность испытать состояние полной зависимости от никотина и обсудить чувства, которые возникнут в ходе моделирования ситуаций. |
18 |
Твой выбор |
Литературно-музыкальная композиция (Приложение 2) |
Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью. |
19 |
Как уберечь детей от сигарет |
Родительское собрание |
Сконцентрировать внимание родителей подростков на проблеме табакозависимости, познакомить с основными причинами начала курения, признаками во внешности и поведении ребёнка-курильщика. |
20 |
Как противостоять давлению среды |
Занятие - размышление |
Обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя и наркотиков. |
21 |
Мир в наших руках |
Беседа |
Продемонстрировать влияние сигареты, ПАВ, наркотиков на организм человека. |
22 |
Что бы я хотел изменить в себе |
Итоговое занятие. Презентация планов. |
Актуализация внимания на необходимости самосовершенствования и самовоспитания как средствах роста и продвижения к своим целям. |
2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения
Целью организации и проведения экспериментального исследования является проверка достоверности выдвинутой в начале исследования гипотезы.
Достижение намеченной цели осуществлялось по следующим этапам:
1. Определение выборки
2. Подбор необходимого
3. Организация и проведение
4. Составление плана проведения
профилактических занятий
5. Проведение контрольного
В исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 14 до 17 лет: 1 группа (35 человек) - экспериментальная, 2 группа (35 человек) – контрольная.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа. Первым этапом было предварительное анонимное тестирование учащихся (Приложение 3). Анкетирование учащихся проводилось дважды: первый раз – в сентябре, второй раз - в январе, после проведения профилактических мероприятий (для того чтобы определить изменения, произошедшие в сознании молодых людей по отношению к проблеме употребления ПАВ).
Нами подробно проанализированы ответы подростков на вопросы анкеты и составлен протокол анкетирования (Приложение 4). Среди причин, приводящих к употреблению наркотиков, респонденты групп №1 и №2 соответственно считают: любопытство (46% / 43%), недостаток информации о вреде употребления наркотиков (24% / 25%), признак слабости (20% / 22%), принуждения со стороны сверстников (7% / 7%). Отсюда видно, что мнения респондентов на это счёт практически совпадают.
На вопрос: сколько раз в жизни ты курил сигареты подростки из группы № 1 ответили: никогда – 3%, 1-2 раза – 22%, 3-5 раз – 28%, довольно часто – 47% опрошенных. Ответы респондентов из группы №2 распределились следующим образом: никогда – 5%, 1-2 раза – 28%, 3-5 раз – 33%, довольно часто – 34% подростков.
Среди тех, кто пытался бросить курить выявлено 22% в группе №1 и 11% в группе №2.
Подавляющее большинство опрошенных пробовали в жизни алкогольные напитки: 99% подростков в группе №1 и 97 % в группе №2.
Наиболее важным в анкете является вопрос о собственном опыте подростков употребления наркотиков. Результаты распределились следующим образом (рисунки 1-2).
Рисунок 1 - Отношение подростков экспериментальной группы к употреблению наркотиков (до эксперимента)
Рисунок 2 - Отношение подростков контрольной группы к употреблению наркотиков (до эксперимента)
Среди подростков группы №1 процент потребителей наркотических веществ оказался несколько выше, чем в группе №2, поэтому было решено привлечь к участию в эксперименте именно их.
Таким образом, профилактические занятия проводились с испытуемыми группа № 1 – экспериментальная. В контрольной группе профилактические занятия не проводились, а проводилось только анкетирование, для того чтобы зафиксировать эффект, получаемый от внедрения используемого метода.
После проведения профилактических мероприятий нами было проведено повторное анкетирование подростков для того чтобы определить изменения, произошедшие в сознании молодых людей по отношению к проблеме наркотизма. Отношение к употреблению наркотических веществ подростков экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента отражено на диаграммах (рисунки 3-5).
Рисунок 3 - Отношение подростков экспериментальной группы к употреблению наркотиков (после эксперимента)
Для наглядности изобразим полученную динамику схематически (рисунок 4).
Рисунок 4 Динамика отношения подростков экспериментальной группы к употреблению наркотиков
Данные повторного анкетирования, проведённого в экспериментальной группе, позволяют сделать вывод о том, что уменьшилось количество подростков, периодически потребляющих наркотики (4% вместо 11%). Уменьшилось число тех, кто планировал попробовать наркотики один раз (1% вместо 28%). Увеличение числа тех, кто ответил, что пробовал наркотики, но больше не будет (28% вместо 22%), позволяет утверждать, но многие подростки решили отказаться от своей вредной привычки.
В результатах повторного анкетирования подростков контрольной группы существенных изменений не произошло (рисунок 5).
Рисунок 5 - Динамика отношения подростков контрольной группы к употреблению наркотиков
На рисунке наглядно отображено, что после эксперимента незначительно увеличилось число подростков, которые не намерены когда либо пробовать наркотики (12% вместо 8% ответили «не пробовал и не буду»), а, следовательно, также уменьшилось число тех, кто намерен попробовать наркотические вещества хотя бы один раз.
В итоге на основе полученных результатов сформулированы следующие выводы:
Это позволяет считать проделанную экспериментальную работу по профилактике наркомании эффективной.
Выводы по главе 2
Среди современных подходов, форм и методов профилактики подростковых девиаций можно выделить следующие: лекция, чтение, аудиовизуальные средства, использование наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, агитбригада, аукцион, беседа за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, вечер тематический, конкурс, викторина, тематическая дискотека, диспут, «Ярмарка солидарности», конференция, устный журнал, просмотр и обсуждение фильмов.
Целью профилактики девиантного поведения является формирование у детей и подростков таких установок и смысловых ориентаций личности, при которых наркотики и иные психоактивные вещества не являются ценностными. Профилактика призвана помочь подросткам осознать формы coбственного поведения, развить личностные ресурсы и стратегии, направленные на адаптацию к требованиям среды или на изменение дезадаптивных форм поседения на адаптивные.
В практической части данного исследования нами разработана модель педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения среди подростков. Проведённое экспериментальное исследование, направленное на проверку эффективности разработанной программы профилактики девиантного поведения среди подростков, подтвердило достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования. Социальная профилактика девиантного поведения является результативной при соблюдении следующих педагогических условий: косвенное выявление в средней общеобразовательной школе учащихся, склонных к употреблению психоактивных веществ; проведение систематических целенаправленных профилактических мероприятий; наличие развитой организационно-управленческой структуры и выработанной модели педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения.
Заключение
Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема и поставленной на поток кино – и телепродукцией, где современная молодежь учится «азам» агрессивности.
Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее
вред только самой личности
и не соответствующее
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее
собою нарушение как моральных,
так и правовых норм и
Девиантное поведение может выражаться в форме: поступка (ударить человека по лицу); деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.
Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.
Целью профилактики девиантного поведения является формирование у детей и подростков таких установок и смысловых ориентаций личности, при которых наркотики и иные психоактивные вещества не являются ценностными. Профилактика призвана помочь подросткам осознать формы coбственного поведения, развить личностные ресурсы и стратегии, направленные на адаптацию к требованиям среды или на изменение дезадаптивных форм поседения на адаптивные.
Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения