Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности организации социальной работы с подростками с девиантным поведениям
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: система социальной работы с подростками девиантного поведения.

Оглавление

введение…………………………………………………………………….

Глава 1 Теоретические аспекты организации социальной работы с подростками девиантного поведения…………………………………………………………………


1.1 Понятие и причины девиантного поведения в подростковом возрасте……

1.2 Формы и методы профилактики подростковых девиаций………..

Выводы по главе………………………………………………………...

Глава 2 социальная работа по профилактике девиатного поведения……………………………………………….

2.1 Изучение системы профилактики девиантного поведения в образовательной среде, педагогические условия её реализации………………………………………………………..

2.2 Оценка эффективности системы социальной профилактики девиантного поведения………………………...

Выводы по главе………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

ФЕДОРОВИЧ КУРСОВАЯ.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Конкурс – соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные лица, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а так же быть самостоятельным мероприятием. Для оценки выполнения участниками конкурса задания создается жюри, которое так же подводит итоги в конце конкурса и награждает победителей. В рамках проблемы наркомании можно проводить конкурсы плакатов, рисунков, четверостиший, сочинений, агитбригад и др.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы.

Викторина – это своеобразный конкурс. Её можно проводить и в форме аукциона.

Диспут – это спор с целью глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Каждый из участников диспута может высказать и отстоять свою позицию. В теме диспута обязательно должен быть заключен элемент спора, возможность для столкновения разных точек зрения. Вопросы к диспуту не должны предполагать однозначных ответов.

«Ярмарка солидарности» – средства, вырученные от продажи «товаров», изготовленных детьми поступают в определенный фонд для нуждающихся в помощи. Они позволяют участникам проявить милосердие по отношению к тем, кто нуждается в помощи, объединить для участия в этой акции молодежь, родителей и жителей микрорайона. Такую ярмарку можно провести с целью сбора средств для ВИЧ-инфицированных детей.

В подготовке и проведении ярмарки может участвовать практически каждый человек, изготавливая сувениры, модели, поделки. У входа на ярмарку может висеть большой красочный плакат с информацией о том, сколько человек приняло участие в подготовке сувениров, какие коллективы особо отличились. Стены украшены соответствующими лозунгами.

На ярмарке организуется работа киосков, в которых продаются различные сувениры. В это же время звучит музыка, стихи о мире, о доброте человеческого сердца, о милосердии.

Завершает ярмарку выступление её организаторов, в котором подводятся итоги, сообщается о сумме вырученных денег, вносится предложение об их использовании.

Конференция – даёт возможность участникам всесторонне рассмотреть ту или другую проблему, сделать необходимые для себя выводы. В практике сложилась определенная методика проведения теоретических конференций: краткое вступительное слово одного из специалистов или наиболее подготовленного участника; заслушивание двух-трех докладов (по 20-25 минут каждый), обсуждение прослушанных докладов. В конце конференции ее ведущий подводит итоги. В случае необходимости он может дополнить докладчиков, а иногда и внести необходимые уточнения, поправки в выступление участников конференции, высказать пожелания на будущее. На конференцию приглашают гостей: родителей, специалистов из различных областей [14, с. 77].

Организаторы, ответственные за подготовку теоретической конференции, оформляют зал (готовят лозунги, плакаты, бюллетени), продумывают варианты возможного звукового оформления, подбирают необходимые материалы.

Устный журнал – своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до участников важную информацию. Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими участниками. Часть журнала, которая освещает какой-то один вопрос условно принято называть «страничкой» журнала. Общий же объем его – 3-5 «страниц». Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано видеофильмами, магнитофонными записями, слайдами и т.п.

«Странички» размещают по степени их значимости: первая освещает наиболее важный вопрос, остальные конкретизируют его или освещают какие-то другие самостоятельные вопросы. На отдельных страничках устного журнала может быть представлено творчество самих участников: чтение собственных стихов, исполнение песен, зарисовки и  прочее, а на последней страничке можно разместить кроссворд. Открывают и ведут журнал ведущие, которые сообщают название страниц и поясняют их, используя для этого афоризмы, выразительные стихотворные строки и т.д. Вести журнал нужно в темпе, с подъемом, отводя на каждую страничку 10-20 минут, на весь журнал  не более часа. Вариант оформления устного журнала выбирают ведущие совместно с педагогом [18, с. 58].

Просмотр и обсуждение фильмов. После просмотра какого-либо кино/видеофильма организатор проводит специально подготовленное его обсуждение.

Обсуждение кино/видеофильма – сложная форма воспитательной работы. Участники по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неодинаковые суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому организатору. После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению.

Открытая кафедра. Это мероприятие заключает в себе элемент игры. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно высказать свое мнение.

Открытый микрофон- возможность свободно задавать вопросы ораторам после их выступления. «Открытость» микрофона заключается в том, что вопросы можно задавать свободно педагогам, администрации, родителям, специалистам. Выступающие должны придерживаться регламента и четко, кратко излагать свои мысли, формулировать предложения.

Ролевая игра «Суд над…» – это вид имитационной игры. Проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества, человеческими пороками, безнравственными поступками. Роли в проведении процедуры «судебного заседания» включают судью, секретаря, обвиняемого, прокурора, адвоката, свидетелей обвинения и защиты, присяжных заседателей. В данном случае возможно провести серию «судебных процессов» над наркоманией и ВИЧ.

Среди специфических форм профилактической работы можно выделить следующие: специализированная психолого-педагогическая диагностика; индивидуальные консультации для учащихся; специальный психолого-педагогический контроль; организация коррекционных тренингов, мастерских и т.п. [12, с.63].

Программа профилактики аддиктивного поведения среди подростков может быть представлена следующим образом:

1. Работа с родителями, направленная  на профилактику наркотизации  их детей, включающая в себя  семейное консультирование, «университет» педагогических знаний, лекции, конференции, практикум, открытые уроки, ролевые игры, посещение семей, родительские собрания, работа служб социально-психологической помощи.

2. Сотрудничество учителя с социальным  педагогом и психологом школы при выполнении следующих функций: диагностика; сбор информации об учащихся с отклоняющимся поведением, анализ информации; информирование; обучение навыкам отказа от потребления наркотиков; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Таким образом, профилактическая работа должна включать не только информационно-просветительский блок, но и психолого-педагогические аспекты (тренинги, ролевые игры). Именно это позволяет увлечь детей, донести до них ценности здоровья, активного творческого образа жизни. В учреждениях образования имеет значение и дисциплинарный элемент для правильного реагирования на проступки и нарушения учебных правил.

Профилактика девиантного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. Во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики девиаций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование девиантного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, осоставе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы девиантного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития девиантного процесса и последствий.

Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой [20, с. 81].

Профилактика девиантного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой девиантного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика девиантного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе” [14, с.163]. “Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - “делать жизнь с кого?” [14, с.164].В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Неоценимый вклад в профилактику девиаций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и девиантнымвлечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

Успех профилактической работы обеспечивается системным подходом. Прежде всего, в любом учебном заведении необходима организация досуговой деятельности учащейся молодежи, где она могла бы проявить свои способности, реализовать потребности в саморегуляции, отдохнуть, расширить круг общения.

Учебное заведение должно предоставить возможность для учащихся в получении дополнительного образования, поскольку учебные предметы не могут в полной мере реализовать их интерес в познании окружающего мира. Неоценимую помощь оказывает и система спортивно-оздоровительной работы, где учащиеся имеют возможность сублимировать (переносить) свою энергию в двигательную активность, получать положительные эмоции, приобретать волевые качества личности, которые так необходимы в борьбе с вредными привычками.

Социально-экономические условия жизни в настоящее время предопределяют вхождение детей и подростков в «зону риска». Педагогическую общественность настораживает распространенность среди детей и подростков таких явлений, как токсикомания, наркомания, алкоголизация, курение, раннее начало интимной жизни, венерические заболевания, агрессивность и т.п. Все это можно назвать как саморазрушающее поведение личности.

Нам представляется, что основное внимание в профилактической работе педагога и психолога должно быть направлено на ослабление тенденций саморазрушающего поведения детей, подростков и молодежи. Для этого необходимо обеспечить четыре системы условий [11, с. 55].

1. Информационная система. Дети, а особенно подростки и молодежь, имеют право и должны получать достаточно достоверной информации по всем волнующим вопросам. При этом необходимо учить их добывать информацию, анализировать ее и проверять. Это касается прежде всего таких тем, как курение, алкоголь, наркотики, сексуальное развитие, взаимоотношения мужчины и женщины, уголовное право, религия, секты, партии и движения.

2. Система ответственности и свобода выбора в принятии решения. Реализация этой системы условий достигается через конструктивное взаимодействие взрослых и детей, подростков, молодежи, через совместно выработанные и принятые приемлемые правила жизни в школе, семье, обществе. Отношения между взрослыми и детьми, подростками, молодежью необходимо строить так, чтобы развивать ответственность и социально-психологическую компетентность, чтобы каждый ребенок, подросток, молодой человек имел возможность отвечать за последствия того или иного принятого решения.

Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения