Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
2.3 Диагностика девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
- общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Тревожность тесно связана с «Я-концепцией» человека, с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является, по Л.И. Божович, специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребностной сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.
Тревожные расстройства зачастую остаются нераспознанными, а подростки, страдающие этими расстройствами, не получают своевременной медицинской помощи. Это связано с тем, что страх и тревога постоянно возникают и при нормальном развитии. Кроме того, многие симптомы носят скрытый характер (боли в желудке) и, в отличие от симптомов поведенческих расстройств, не представляют какой-либо социальной угрозы, что также позволяет им оставаться незамеченными.
Другим эмоциональным
Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение (Н.М. Иовчук) (13,5). Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением жизненного тонуса, идеями самоуничтожения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. К настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства могут возникать в любом из возрастов. Однако депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с «нормальными» возрастными изменениями, а, во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения.
Общепризнанным является тот факт, что депрессия у подростка всегда является «маскированной», т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого настроения, повышениея чувствительности, поведенческих расстройств. Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинной депрессивной симптоматики и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность: отказ от посещения школы, различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения с антидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальным группировкам. Главной трудностью является распознание истинных симптомов заболевания, снятие «масок» и определение причин возникновения депрессии в подростковом возрасте.
Итак, эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать помощь подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.
На первом (аналитическом) этапе экспериментальной работы были продиагностированы учащиеся 6 - 7-х классов, всего 38 человек: 22 мальчика и 16 девочек. По выявлению индивидуальных особенностей воспитанников детского дома использованы следующие методики, позволяющие выявить трудности в эмоциональном развитии детей и предрасположенность к девиантным проявлениям в их поведении.
В ходе проведения диагностики с воспитанниками детского дома 6-7 - классов были получены следующие результаты.
«Выявление уровня тревожности у подростков»
Уровень |
Школьная тревожность,% |
Самооценочная тревожность, % |
Межличностная тревожность, % |
Чрезмерное спокойствие |
10 |
20 |
10 |
Нормальный |
40 |
30 |
40 |
Несколько завышенный |
50 |
30 |
50 |
Высокий |
20 |
Из таблицы процентного
Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности (по Кондашу), класс 6 «Б»
Уровень |
Школьная тревожность, % |
Самооценочная тревожность, % |
Межличностная тревожность, % |
Чрезмерное спокойствие |
10 |
20 |
|
Нормальный |
50 |
50 |
60 |
Несколько завышенный |
20 |
30 |
30 |
Высокий |
10 |
||
Очень высокий |
10 |
10 |
10 |
Из таблицы процентного
Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности (по Кондашу), класс 7
Уровень |
Школьная тревожность, % |
Самооценочная тревожность, % |
Межличностная тревожность, % |
Чрезмерное спокойствие |
8 |
||
Нормальный |
75 |
58 |
66 |
Несколько завышенный |
25 |
16 |
25 |
Высокий |
8 |
8 | |
Очень высокий |
8 |
Из таблицы процентного
Высокие результаты встречаются по самооценочной тревожности у двоих детей, а по межличностной тревожности у одной девочки.
|
В целом, у экспериментальных классов уровень тревожности находится на нормальном уровне. Однако есть воспитанники с завышенным и очень высоким уровнем. Особое внимание следует уделить испытуемым с показателями чрезмерного спокойствия, что может свидетельствовать об их нежелании показывать свои истинные страхи и переживания. Данная «сверхнорма» может быть защитной реакцией подростка и может в условиях психотравмирующей ситуации может обернуться непредсказуемыми поступками. Эти подростки должны быть под особым вниманием психологов и воспитателей.
Методика определения уровня депрессии Э. Бека
Класс 6 «А»
Высокие показатели депрессии - 8 испытуемых.
Средне выраженная депрессия - 2 испытуемых.
Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.
Класс 6 «Б»
Высокие показатели депрессии - 5 испытуемых.
Средне выраженная депрессия - 5 испытуемых.
Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.
Депрессия отсутствует - 1 испытуемый.
Класс 7
Высокие показатели депрессии - 9 испытуемых.
Средне выраженная депрессия - 3 испытуемых.
Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.
|
Во всех экспериментальный классах преобладает высокий уровень депрессии, что часто встречается в учреждениях интернатного типа. Однако это очень серьезная проблема, которой необходимо уделять максимум внимания и прикладывать все силы для снижения уровня депрессии у воспитанников детского дома.
Методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку
Класс 6 «А»
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессия |
Ригидность |
не тревожные 33,3% |
устойчивы к неудачам 25% |
спокойные 33,3% |
ригидности нет 17% |
средняя тревожность 41,7% |
средний уровень фрустрации 58% |
средний уровень агрессии 58% |
средний уровень ригидности 75% |
очень тревожные 25% |
уход от трудностей 17% |
агрессивные 8,3% |
выраженная ригидность 8% |
Испытуемые были разделены на группы
по степени выраженности каждого
показателя, что необходимо для составления
индивидуального «
Для определения уровня адекватности
самооценки испытуемых проведено сравнение
полученных данных с результатами других
методик: методикой определения
уровня школьной, самооценочной и
межличностной тревожности
Результаты по методике экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка использованы для составления индивидуальных характеристик для каждого воспитанника детского дома.
Исследование свойств темперамента В.А. Русалова
|
У воспитанников детского дома преобладает средний уровень проявления по всем показателям, что свидетельствует о хорошо развитой коммуникативной сфере.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
В экспериментальных классах выявлены высокие баллы по следующим показателям: негативизм, чувство вины, подозрительность. Индекс враждебности выше возрастной нормы. Остальные показатели находятся в пределах нормы.
Методика определения уровня умственного развития для младших подростков: методика ГИТ (7 субтестов) (10-12) лет
При исследовании уровня интеллектуального развития воспитанников детского дома было выявлено отставание от возрастной нормы. Существенные трудности наблюдаются в арифметике, логическом мышлении, произвольном внимании. Большое количество ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности операции контроля и самоконтроля, степени автоматизации и точности усвоения знаний, умений и навыков, сформированности интеллектуальных операций.
Результаты диагностической программы позволили выделить проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. К сожалению, как и во многих детских домах, основные трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников наблюдаются в эмоционально-волевой сфере: это неуверенность в себе, неадекватная самооценка, повышенная тревожность (в основном межличностная), неготовность преодолевать трудности, выраженное чувство враждебности и агрессивности. У 13 подростков из 26 выявлен высокий уровень депрессии, что может привести к необратимым последствиям.
Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т. д. Поэтому, прежде всего, надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием логических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, следует учитывать индивидуальные особенности детей, их совместимость, желание вместе заниматься, родственные связи.