Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.

Оглавление

Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
2.3 Диагностика девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

- общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Тревожность тесно связана с  «Я-концепцией» человека,  с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является, по Л.И. Божович, специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребностной сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.

Тревожные расстройства зачастую остаются нераспознанными, а подростки, страдающие этими расстройствами, не получают своевременной медицинской помощи. Это связано с тем, что страх и тревога постоянно возникают и при нормальном развитии. Кроме того, многие симптомы носят скрытый характер (боли в желудке) и, в отличие от симптомов поведенческих расстройств, не представляют какой-либо социальной угрозы, что также позволяет им оставаться незамеченными.

Другим эмоциональным нарушением, которое часто остается не распознанным и не лечится, потому что воспитатели, и в меньшей степени, учителя  могут не увидеть его симптомы является депрессия.

Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение (Н.М. Иовчук) (13,5). Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением жизненного тонуса, идеями самоуничтожения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. К настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства могут возникать в любом из возрастов. Однако депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с «нормальными» возрастными изменениями, а, во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения.

Общепризнанным является тот факт, что депрессия у подростка  всегда является «маскированной», т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого настроения, повышениея чувствительности, поведенческих расстройств. Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинной депрессивной симптоматики и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность: отказ от посещения школы, различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения с антидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальным группировкам.  Главной трудностью является распознание истинных симптомов заболевания, снятие «масок» и определение причин возникновения депрессии в подростковом возрасте.

Итак, эмоциональные нарушения  и девиантный характер поведения  подростков оказывают огромное влияние  на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать помощь подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.

На первом (аналитическом) этапе  экспериментальной работы были продиагностированы учащиеся  6 - 7-х классов, всего 38 человек: 22 мальчика и 16 девочек. По выявлению индивидуальных особенностей воспитанников детского дома использованы следующие методики, позволяющие выявить трудности в эмоциональном развитии детей и предрасположенность к девиантным проявлениям в их поведении.

  1. «Выявление уровня тревожности у подростков». Методика разработана на основе «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них индивид оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество данной методики заключается в том, что она позволяет выявить области действительности, объекты, являющиеся для подростка основными источниками тревоги, а также виды тревожности (школьная, самооценочная, межличностная). Методика анализирует ситуации трех типов: связанные со школой, общением с учителями; актуализирующие представление о себе и ситуации общения. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей методике - как общий уровень тревожности.
  2. Шкала депрессии Э. Бека. Данная методика содержит 20 утверждений и позволяет выявить у испытуемого уровень депрессии: легкий, средний, высокий или отсутствие депрессии. Утверждения построены таким образом, что испытуемому трудно найти правильный ответ, а значит, высока объективность данной методики.
  3. Методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку. Методика содержит 40 описаний различных психических состояний: утверждения направлены на выявление тревожности; фрустрация; агрессивность; ригидность. В ходе оценки результатов методики выявляются различные уровни проявления перечисленных выше состояний у испытуемых.
  4. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (подростковый вариант).
  5. Исследование свойств темперамента (В.А. Русалов).
  6. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
  7. Методика определения уровня умственного развития для младших подростков: методика ГИТ (7 субтестов для 10-12 лет).

 

 В ходе проведения диагностики с воспитанниками детского дома 6-7 - классов были получены следующие результаты.

«Выявление  уровня тревожности у подростков»

Уровень

Школьная тревожность,%

Самооценочная тревожность, %

Межличностная тревожность, %

Чрезмерное спокойствие

10

20

10

Нормальный

40

30

40

Несколько завышенный

50

30

50

Высокий

 

20

 

 

 

  

 

Из таблицы процентного соотношения  разных уровней тревожности видно, что общий уровень тревожности в классе в целом в норме. Больше тревожность проявляется в ситуациях, актуализирующих представления о себе и ситуации общения. Высокие результаты тревожности встречаются в вопросах по самооценочной тревожности у двух воспитанников.

Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности  (по Кондашу), класс 6 «Б» 

Уровень

Школьная тревожность, %

Самооценочная тревожность, %

Межличностная тревожность, %

Чрезмерное спокойствие

10

20

 

Нормальный

50

50

60

Несколько завышенный

20

30

30

Высокий

10

   

Очень высокий

10

10

10


Из таблицы процентного соотношения  разных уровней тревожности видно, что общий уровень тревожности  в классе в целом в норме.  Высокие результаты тревожности встречаются по всем видам тревожности у 1 ребенка и по школьной тревожности также у одного испытуемого.

Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной  тревожности  (по Кондашу), класс 7

Уровень

Школьная тревожность, %

Самооценочная тревожность, %

Межличностная тревожность, %

Чрезмерное спокойствие

 

8

 

Нормальный

75

58

66

Несколько завышенный

25

16

25

Высокий

 

8

8

Очень высокий

 

8

 

Из таблицы процентного соотношения  разных уровней тревожности видно, что общий уровень тревожности  в классе в целом в норме. 

Высокие результаты встречаются по самооценочной тревожности у двоих детей, а по межличностной тревожности у одной девочки.

 

В целом, у экспериментальных классов  уровень тревожности  находится на нормальном уровне. Однако есть воспитанники с завышенным и очень высоким уровнем. Особое внимание следует уделить испытуемым с показателями чрезмерного спокойствия, что может свидетельствовать об их нежелании показывать свои истинные страхи и переживания. Данная «сверхнорма» может быть защитной реакцией подростка и может в условиях психотравмирующей ситуации может обернуться непредсказуемыми поступками. Эти подростки должны быть под особым вниманием психологов и воспитателей.    

 Методика определения уровня депрессии Э. Бека

Класс 6 «А»

Высокие показатели депрессии - 8 испытуемых.

Средне выраженная депрессия - 2 испытуемых.

Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.

Класс 6 «Б»

Высокие показатели депрессии - 5 испытуемых.

Средне выраженная депрессия - 5 испытуемых.

Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.

Депрессия отсутствует - 1 испытуемый. 

Класс 7

Высокие показатели депрессии - 9 испытуемых.

Средне выраженная депрессия - 3 испытуемых.

Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.  

 

 

Во всех экспериментальный классах  преобладает высокий уровень  депрессии, что часто встречается  в учреждениях интернатного типа. Однако это очень серьезная проблема, которой необходимо уделять максимум внимания и прикладывать все силы для снижения уровня депрессии у воспитанников детского дома.   

 Методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку

Класс 6 «А» 

Тревожность

Фрустрация

Агрессия

Ригидность 

не тревожные

33,3%

устойчивы к неудачам

25%

спокойные

33,3%

ригидности нет

17%

средняя тревожность

41,7%

средний уровень фрустрации

58%

средний уровень агрессии

58%

средний уровень ригидности

75%

очень тревожные

25%

уход от трудностей

17%

агрессивные

8,3%

выраженная ригидность

8%


Испытуемые были разделены на группы по степени выраженности каждого  показателя, что необходимо для составления  индивидуального «психологического  портрета» и коррекционно-развивающей программы.

Для определения уровня адекватности самооценки испытуемых проведено сравнение  полученных данных с результатами других методик: методикой определения  уровня школьной, самооценочной и  межличностной тревожности Кондаша  и методикой определения уровня агрессии А. Басса и А. Дарки.

Результаты по методике экспресс-диагностики характерологических  особенностей личности Айзенка  использованы для составления индивидуальных характеристик для каждого воспитанника детского дома. 

 

Исследование  свойств темперамента В.А. Русалова

 

У воспитанников детского дома преобладает  средний уровень проявления по всем показателям, что свидетельствует  о хорошо развитой коммуникативной  сфере.   

Методика  диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

В экспериментальных классах выявлены высокие баллы по следующим показателям: негативизм, чувство вины, подозрительность. Индекс враждебности выше возрастной нормы. Остальные показатели находятся в пределах нормы. 

Методика  определения уровня умственного  развития для младших подростков: методика ГИТ (7 субтестов) (10-12) лет

При исследовании уровня интеллектуального  развития воспитанников детского дома было выявлено отставание от возрастной нормы. Существенные трудности наблюдаются  в арифметике, логическом мышлении, произвольном внимании. Большое количество ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности операции контроля и самоконтроля, степени автоматизации и точности усвоения знаний, умений и навыков, сформированности интеллектуальных операций.

Результаты диагностической программы  позволили выделить проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. К сожалению, как и во многих детских домах, основные трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников наблюдаются в эмоционально-волевой сфере: это неуверенность в себе, неадекватная самооценка, повышенная тревожность (в основном межличностная), неготовность преодолевать трудности, выраженное чувство враждебности и агрессивности. У 13 подростков из 26 выявлен высокий уровень депрессии, что может привести к необратимым последствиям.

Проведение психокоррекционных занятий  с воспитанниками учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет  свою специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т. д. Поэтому, прежде всего, надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием логических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, следует учитывать индивидуальные особенности детей, их совместимость, желание вместе заниматься, родственные связи.

Информация о работе Девиантное поведение подростков