Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
2.3 Диагностика девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8 шкала: непоследовательность-
9 шкала: авторитетность
10 шкала: удовлетворенность
В связи с тем, что 40% испытуемых из неполных семей, то диагностика взаимодействия родитель-ребенок проводилась в отношении матери.
Диагностика элементов проявления
девиантного поведения у
В констатирующем эксперименте были использованы методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непарный t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Количественный анализ данных, полученных в результате диагностики, был проведен с помощью метода описательной статистики.
Описательная статистика нужна, как правило, для понимания характера совокупности, сырых данных. Описательная статистика – это методы и способы, используемые для "суммирования", организации и "уменьшения" большого количества наблюдений (статистических опытов).
Вычисление и анализ показателей центра распределения:
• Мода;
• Медиана;
• Среднее;
Оценка разброса данных в совокупности:
• Стандартное отклонение;
• Дисперсия;
• Коэффициенты вариации;
Мода – значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Иногда в совокупности встречается более чем одна мода (например: 2, 6, 6, 6, 8, 9, 9, 9, 10; мода = 6 и 9). В этом случае можно сказать, что совокупность мультимодальна. Из структурных средних величин только мода обладает таким уникальным свойством. Как правило мультимодальность указывает на то, что набор данных не подчиняется нормальному распределению.
Мода, как средняя величина, употребляется чаще для данных, имеющих нечисловую природу.
Медиана (50-й процентиль, квантиль 0,5) – возможное значение признака, которое делит ранжированную совокупность (вариационный ряд выборки) на две равные части: 50 % "нижних" единиц ряда данных будут иметь значение признака не больше, чем медиана, а "верхние" 50 % – значения признака не меньше, чем медиана. Медиана используется когда:
1) распределение асимметрично;
2) есть опасность перекоса из-за экстремальных значений. Медиана не чувствительна к экстремальным значениям, в то время как среднее очень чувствительно;
3)медиану можно вычислять для данных шкалы порядка и выше.
Среднее значение – числовая характеристика множества чисел или функций; – некоторое число, заключённое между наименьшим и наибольшим из их значений. Доверительный интервал (95% confidencelimitsofmean) для среднего представляет интервал значений вокруг оценки, где с данным уровнем доверия находится "истинное" (неизвестное) среднее генеральной совокупности.
Стандартная ошибка среднего значения – это стандартное отклонение, деленное на квадратный корень из объема выборки. В диапазоне удвоенной стандартной ошибки по обе стороны от среднего значения с вероятностью примерно 95% находится среднее значение генеральной совокупности.
Дисперсия случайной величины — мера разброса данной случайной величины, т.е. её отклонения от математического ожидания. Обозначается D[X] в русской литературе и (англ. variance) в зарубежной. В статистике часто употребляется обозначение или . Квадратный корень из дисперсии называется среднеквадратичным отклонением, стандартным отклоне́нием или стандартным разбросом.
T-критерий Стьюдента (
В статистике критерий согласия Колмогорова (также известный, как критерий согласия Колмогорова-Смирнова) используется для того, чтобы определить, подчиняются ли два эмпирических распределения одному закону, либо определить, подчиняется ли полученное распределение предполагаемой модели.
Критерий Колмогорова-Смирнова о проверке гипотезы об однородности двух эмпирических законов распределения является одним из основных и наиболее широко используемых непараметрических методов, так как достаточно чувствителен к различиям в исследуемых выборках.
Одновыборочный критерий нормальности Колмогорова-Смирнова основан на максимуме разности между кумулятивным распределением выборки и предполагаемым кумулятивным распределением. Если D статистика Колмогорова-Смирнова значима, то гипотеза о том, что соответствующее распределение нормально, должна быть отвергнута. Выводимые значения вероятности основаны на тех значениях, которые табулированы Massey (1951); они допустимы, если среднее и стандартное отклонение нормального распределения известны априори и не оцениваются из данных. Статистический анализ был проведен в программе Stat 6.0.
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.
Девиантность обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов, которые потом бросают где попало, с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег.
Детская девиантность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания.
Согласно данным диагностики уровней склонности к отклоняющемуся поведению большинство подростков из неблагополучных семей демонстрируют девиации в поведении. Разделение группы по медиальной линии (среднее = 59,33; медиана = 59,5; мода = 56 – человек / 11,67%) практически совпало с разделением по социально-педагогическому статусу семьи (благополучные семьи и семьи категории СОП).
Данные описательной статистики по выборке приведены таблице 2.1
Таблица 2.1 Данные описательной статистики склонности к отклоняющемуся поведению по выборке
Среднее |
Медиана |
Мода |
Частота |
Дисперсия |
Стандартное отклонение |
Ошибка среднего | |
Установка на социально-желаемые ответы |
52,91 |
54,00 |
44,00 |
13 |
66,82 |
8,17456 |
1,055331 |
Склонность к нарушению норм и правил |
59,33 |
59,50 |
56,00 |
7 |
87,82 |
9,37119 |
1,209815 |
Склонность к аддиктивному поведению |
45,25 |
45,00 |
45,00 |
7 |
57,48 |
7,58148 |
0,978765 |
Склонность к аутодеструктивном |
52,48 |
52,00 |
43,00 |
4 |
165,68 |
12,87 |
1,661714 |
Склонность к агрессивному поведению |
55,42 |
57,00 |
62,00 |
10 |
82,82 |
9,10074 |
1,174900 |
Контроль эмоциональных реакций |
52,07 |
53,00 |
Multiple |
84,5 |
9,19260 |
1,186760 | |
Склонность к делинквентному поведению |
49,82 |
50,00 |
53,00 |
17 |
37,2 |
6,09944 |
0,787434 |
10% благополучных подростков
Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки (см. диаграммы 1-2).
Следовательно, на основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство подростков из неблагополучных семей склонны к нарушению норм и правил, отрицанию общепринятых ценностей и моделей поведения, демонстрируют ярко выраженные нонконформистские тенденции. Небольшой процент (10% и 6,67%) склонны к делинквентному поведению, 3,33% испытуемых категории СОП имеют алкогольную или никотиновую зависимости.
23,3% благополучных подростков (как и 23,33% с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50% агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (против 3,33% подростков категории СОП), 26,67% благополучных подростков и 16,67% неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде (см. диаграммы 3-4).
Диаграмма 3-4. Уровни склонности к агрессии и насилию у недевиантных и девиантных подростков
46,67% девиантных подростков склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10% не принимают иных способов действия при попытке "защитить свои интересы.
Таким образом, у подавляющего большинства подростков из благополучных семей отмечается просоциальное поведение, в то время как у подростков из неблагополучных семей – девиантное.
Согласно данным диагностики взаимоотношений
родитель-ребенок (в связи с тем,
что многие испытуемые из неполных
семей диагностировались
Таблица 2.2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке