Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрения подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по профилактической работе по предупреждению негативного поведения детей и подростков.
Объектом является наше общество с подрастающим поколением.

Файлы: 1 файл

Мой реферат..doc

— 104.50 Кб (Скачать)

 

                                          Введение

 

Актуальность этой темы работы заключается в сложности  и многоплановости определения  психологического, социального развития детей и подростков, которое может  отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Резкое ухудшение материального  уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников.

Целью работы является рассмотрения подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного  поведения и принципов по профилактической работе по предупреждению негативного  поведения детей и подростков.

Объектом является наше общество с подрастающим поколением.

Предмет исследования –  это, с одной стороны, дети и подростки, с другой – отклоняющееся поведение.

 

  1. Понятие девиантного поведения

 

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

 

 

 

 

                   

  1. Виды социальных отклонений.

 

  1. Культурные и психические отклонения.

 Социологов  интересуют прежде всего культурные  отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

 

  1. Индивидуальные и групповые отклонения.

    - индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

     - групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. Например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.

  3.Первичное и вторичное отклонения.

Под первичным  отклонением подразумевается отклоняющееся  поведение личности, которое в  целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4.Культурно одобряемые отклонения.

 Отклоняющееся  поведение всегда оценивается  с точки зрения культуры, принятой  в данном обществе. Следует выделить  необходимые качества и способы  поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

   - сверхинтеллектуальность;

   -  особые склонности;

   -  сверхмотивация;  

   -  личностные качества;  

  - счастливый случай.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Рассмотрим  теперь основные причины возникновения  отклоняющегося поведения.

 

 

 

 

 

  1. Причины девиантного воспитания.

В самом общем  виде основные причины девиантного  поведения подростков  в современных  условиях можно сформулировать следующим  образом:

 1. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т. д.)

Существует  непосредственная связь между девиантным поведение подростков и неблагополучием  в семье. Дефекты семейного воспитания – часто первопричина искаженного  формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, так как  на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям и т.п. Решающее значение приобретает общая нравственная позиция семьи.

Криминологические исследования показывают, что среди  несовершеннолетних правонарушителей значительным остаётся число лиц, проживающих  в неблагополучных семьях.

В последнее  время всё большее беспокойство вызывают семьи с неправильной педагогической позицией. Воспитание в таких семьях приводит к возникновению у подростка деформаций в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре мотивов, механизме самоконтроля в поведенческих стереотипах, что, в свою очередь ведёт к противоправному поведению.

 2. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования. В качестве таких недостатков отмечаются следующие:

- недостатки  в организации воспитательной  работы в школе: заорганизованность, формализм и однообразие внеклассной и внешкольной работы, слабая материально – техническая база, затрудняющая организацию учебно-воспитательной работы и т. д.

-  ошибки, связанные  с безграмотным педагогическим  подходом к учащимся. Неправильно,  без учёта возрастных и индивидуально- психологических особенностей личности, организована индивидуально- воспитательная работа с учащимися, и в первую очередь с трудновоспитуемыми.

-  ошибки, обусловленные  невысоким профессиональным уровнем  ряда учителей, факты проявления  бестактности, несдержанности учителей, оскорбляющих достоинство подростка.

-  неумение  наладить правильные взаимоотношения  с родителями, проявление грубости  по отношению к родителям, злоупотребление  публичными разбирательствами проблем  семейного воспитания, семейных  взаимоотношений, разбирательства отдельных проступков и поведения учащихся на родительских собраниях, вызывающие негативное отношение родителей к школе и учителю.

-  неумение  наладить правильное взаимодействие  с другими социальными институтами,  занимающимися проблемами воспитания и организации свободного времени подростков.

3.  Социальная и физиологическая незрелость подростков, особенности формирующегося организма. Проявляются они и в стремлении испытать новые ощущения, и в недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия.

Подростковый  период – это прежде всего стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнания воспринимаются как  личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки и поощрения в педагогической практике представлены весьма слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи остаётся либо переходить на позицию избегания неудач, т.е. становиться на путь конформисткого поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.

4. Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политической сферах, неверие в государственные, политические институты, естественно, вызывают у подростков и молодых людей потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодёжь невольно сбивается на путь агрессивности и насилия.

5. Кризис общественного сознания, перемены в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становится так называемые «приватные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (здоровье, семья, жилище,  материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивают своё былое значение, перемещаются в нижнюю часть ценностной иерархии.

Резко снизилось  значение ценности работы, труда, и  совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания.

Образовались  «ножницы» между трудом и благополучием  в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что  обогащаются не самые трудолюбивые.

6. Издержки государственной  молодёжной политики.

Подход к  государственной  молодёжной политике должен состоять прежде всего в признании  её как части общей социальной политике государства.

7.  Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга, в которых человек пытается восполнить дефицит государственно-общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания и самовыражения. 

8.  Невынолнение положения конституции о праве на жилище. Рост в стране бездомных людей, в том числе детей, подростков и молодёжи. По данным прокуратуры, год спустя после выхода из детского дома примерно 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей, 20% становятся уголовниками, 10% кончают жизнь самоубийством.

9. Несоблюдение права на труд, проблема трудоустройства выпускников школ. Сам труд в общественном производстве во многом перестал выполнять функцию развития личности и реализации её потенциала, утрачена его статусная и престижная функция, молодёжь переходит из сферы производительного труда в товарно-спекулятивный.

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

  1. Формы девиантного поведения у подростков

 

1.  Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.

Наркомания  имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей  к наркомании начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

Информация о работе Девиантное поведение подростков