Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы заключается в следующем: дать определение девиантного поведения разных авторов, определить причины, влияющие на девиантное поведение, выявить особенности девиантного поведения подростков. В связи с этим при написании работы я поставила перед собой следующие задачи:
- дать определение отклоняющегося поведения и выделить различные формы его проявления;
- объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;
- определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения……3
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения………… 8
Глава 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности ……..13
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения ……….…..14
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения ………...15
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения ………...17
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения ……………………………………………………………………….20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков.
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков………………… 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков………... 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков……………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

курсовая по зож.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Определение понятия девиантного  поведения и его особенностей.

1.1. Проблема разграничения понятий  нормы и девиантного поведения……3

1.2. Различные подходы  к классификации девиантного  поведения………… 8

Глава 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности ……..13

2.1. Биологическое объяснение  причин девиантного поведения ……….…..14

2.2. Социологическое объяснение  причин девиантного поведения ………...15

2.3. Психологическое объяснение  причин девиантного поведения ………...17

2.4. Социально-личностный  подход в объяснении причин  девиантного

поведения ……………………………………………………………………….20

Глава 3. Особенности девиантного  поведения подростков.

3.1. Типичные формы  девиантного поведения подростков………………… 22

3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков………... 28

3.3. Личностные особенности  девиантных подростков……………………... 33

Заключение ……………………………………………………………………...37

Список литературы…………………………………………………………….. 39

 

 

 

 

 

 

Введение

 Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Проблема девиантного поведения находится в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.

 Тема курсовой работы выбрана мною не случайно, так как в настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее.

  Цель написания курсовой работы заключается в следующем: дать определение девиантного поведения разных авторов, определить причины, влияющие на девиантное поведение, выявить особенности девиантного поведения подростков. В связи с этим при написании работы я поставила перед собой следующие задачи:

- дать определение отклоняющегося поведения и выделить различные формы его проявления;

- объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;

- определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

 Работая над данной темой, я проработала следующую литературу: “Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков”,  под ред. А.Б. Фоминой, Мухина В.С. “Дети с отклонениями”, Кондрашенко В.Т. “Девиантное поведение у подростков”, Невский И.А. “Учителю о детях с отклонениями в поведении”, Крысько В.Г. “Социальная психология”.

 Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Рассмотрение этих аспектов в характеристике девиантного поведения  необходимо работникам сферы образования, занятым воспитанием подростков с девиантным поведением, и учителям, для понимания сути этого поведения  и определения смысла его профилактики и путей коррекции, для разработки методики профилактики девиантного поведения таких подростков, и для отработки наиболее приемлемых и эффективных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Определение понятия  девиантного поведения и его  особенностей.

1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения.

 Первым в России ввел в употребление термин “девиантное поведение”, который в настоящее время употребляется наравне с термином “отклоняющееся поведение”, Я.И. Гилинский.

 Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным поведением понимается:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (нормы психического здоровья, права, культуры или морали).

2. Социальное явление,  выраженное в массовых формах  человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

 Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контроля их поведения со стороны общества. Социальные нормы характеризуются: наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения (например, юридические нормы проявляются в правовых актах, моральные - в общественном мнении, традициях, обычаях, религиозные - в священных писаниях и проповедях, эстетические - в художественных принципах, нормы общественных и государственных организаций и учреждений - в законах, уставах, положениях).

 В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности.

 Ряд ученых считает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить “психологическую норму” как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это – нормы - идеалы. Поэтому необходимо рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с ним. Таким образом, функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.

 Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство людей относится к нормальным людям. Имеющиеся возможные отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего психологического развития личности.

И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и  девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором норма представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.

 Существуют различные нормоцентрические подходы к оценке поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на “норму-точку” (например, нормальная температура тела человека - 36,7°), то в социальных науках “норма” - это интервал, оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень. Я.И. Гилинский социальную норму определяет как “исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру…допустимого поведения”.

В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей. Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности.

Если при определении нормы  и девиации исходить из какого-то подхода в зависимости от рамок культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что есть норма, а что девиация.

Феноменологический психологический  подход позволяет отметить, что в  практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым взрослыми поведением. Так, ярлык “девиантных” среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.

Следует подчеркнуть, что с позиций  самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют  считать поведение, рассматриваемое  взрослыми как отклоняющееся, “нормальными” игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер.

 Кроме социальной нормы, в характеристике девиантного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.

  Поведение личности подростка и ее развитие, не отвечающее требованиям социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся (девиантным) поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

 Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

1.2. Различные классификации и формы девиантного поведения.

  Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные  поступки во всем мире считаются девиацией. Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие “делинквентность” включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной. А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия “делинквентное поведение”, приравнивая его к “криминальному”.

Поэтому относительно подросткового  возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими  нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство.

 В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности;

2. систематическое пребывание  в антиобщественно настроенных  неформальных группах;

3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;

4. антиобщественные корыстные  действия, выражающиеся в основном  в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;

5. антиобщественные действия  сексуального характера. Этот  вариант отклоняющегося поведения  выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального  характера, направленных обычно  на лиц противоположного пола;

6. злоупотребление алкоголем;

7. употребление наркотических  и токсических веществ;

8. уходы из дома, бродяжничество;

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков