Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель написания курсовой работы заключается в следующем: дать определение девиантного поведения разных авторов, определить причины, влияющие на девиантное поведение, выявить особенности девиантного поведения подростков. В связи с этим при написании работы я поставила перед собой следующие задачи:
- дать определение отклоняющегося поведения и выделить различные формы его проявления;
- объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;
- определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения……3
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения………… 8
Глава 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности ……..13
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения ……….…..14
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения ………...15
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения ………...17
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения ……………………………………………………………………….20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков.
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков………………… 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков………... 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков……………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………….. 39
Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.
Отклоняющееся:
агрессивное или замкнутое
Учителя и даже
родители нередко сами провоцируют
агрессивное поведение
Библиография
1. Беличева С.А.
Основы превентивной
2. Бернс Р.
Развитие Я-концепции и
3. Блюм Г.
Психоаналитические теории
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.
5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.
6. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - ., 1990.
7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5.
8. Голод С.И.
Проституция в контексте
9. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.
10. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 1998.
11. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.
12. Каган В.Е.
Тоталитарное сознание и
13. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.
14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1979.
15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
16. Коэн А.
Содержание делинквентной субку
17. Краткий словарь
современных понятий и
18. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1995.
19. Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
20. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб., 1997.
21. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.
22. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. - Л.,1983.
24. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. № 5.
27. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990.
28. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992, №1-2, с. 4-97.
29. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. № 35.
30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. - М., 1997.
31. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.
33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. - Кн.1.
34. Селецкий А.И., Тарарухин
С.А. Несовершеннолетние с
35. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. 1994. 13 июля.
36. Тагирова Г.С. Психолого-
37. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
38. Фромм Э. Детская агрессивность. - Минск, 1996.
39. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. - М.,1993.
40. Шихирев П.Н. Жить
без алкоголя? Социально-психологические
проблемы пьянства и
Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков