Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы заключается в следующем: дать определение девиантного поведения разных авторов, определить причины, влияющие на девиантное поведение, выявить особенности девиантного поведения подростков. В связи с этим при написании работы я поставила перед собой следующие задачи:
- дать определение отклоняющегося поведения и выделить различные формы его проявления;
- объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;
- определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Проблема разграничения понятий нормы и девиантного поведения……3
1.2. Различные подходы к классификации девиантного поведения………… 8
Глава 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности ……..13
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения ……….…..14
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения ………...15
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения ………...17
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения ……………………………………………………………………….20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков.
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков………………… 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков………... 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков……………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

курсовая по зож.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Тем не менее, все  ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений  поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв  предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют  агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

Библиография

1. Беличева С.А.  Основы превентивной психологии. - М., 1993.

2. Бернс Р.  Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

3. Блюм Г.  Психоаналитические теории личности. - М., 1996.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.

5. Выготский  Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.

6. Габиани А.А.  На краю пропасти: наркомания  и наркоманы. - ., 1990.

7. Гилинский  Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика  самоубийств // Социс. 1988. № 5.

8. Голод С.И.  Проституция в контексте изменений  половой морали // Социс. 1988. № 2.

9. Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.

10. Еникеева  Д.Д. Пограничные состояния у  детей и подростков. - М., 1998.

11. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

12. Каган В.Е.  Тоталитарное сознание и ребенок:  семейное воспитание// Вопросы психологии. - 1992, № 2.

13. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и  характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

14. Ковалев В.В.  Психиатрия детского возраста: Руководство  для врачей. - М., 1979.

15. Кондрашенко  В.Т. Девиантное поведение у  подростков. - Минск, 1988.

16. Коэн А.  Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 1966

17. Краткий словарь  современных понятий и терминов. - М., 2000.

18. Кречмер Э.  Строение тела и характер. - М., 1995.

19. Крысько В.Г.  Социальная психология. - М., 2001.

20. Кэмбелл Р.  Как справляться с гневом ребенка. - СПб., 1997.

21. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая  теория девиантного поведения  // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.

22. Леонгард  К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.

23. Личко А.Е.  Психопатии и акцентуации у  детей и подростков. - Л.,1983.

24. Льюис К.С.  Христианское поведение // Иностранная  литература. 1990. № 5.

25. Майсак Н.В.  Личностные особенности младшего  подростка с девиантным поведением. - диссертация на соискание …  - М., 2002.

26. Мудрик А.В.  Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

27. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990.

28. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992, №1-2, с. 4-97.

29. Померанц  Г. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. № 35.

30. Психологический словарь  / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.  Сещерякова. - М., 1997.

31. Ранняя профилактика  девиантного поведения детей  и подростков / Под ред. А.Б.  Фоминой. - М., 2003.

32. Реан А.А. Агрессия  и агрессивность личности. - СПб., 1999.

33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. - Кн.1.

34. Селецкий А.И., Тарарухин  С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся  поведением. - Киев,1981.

35. Солженицын А. Хочу  во всем разобраться сам // Литературная  газета. 1994. 13 июля.

36. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая  коррекционная работа с трудными  подростками. - ., 2003.

37. Фрейд З. Психология  бессознательного. - М., 1989.

38. Фромм Э. Детская  агрессивность. - Минск, 1996.

39. Хорни К.Невротическая  личность нашего времени. - М.,1993.

40. Шихирев П.Н. Жить  без алкоголя? Социально-психологические  проблемы пьянства и алкоголизма. - М, 1988.

 


Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков