Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте; 
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков; 
Разработать схему эмпирического исследования; 
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения  девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия  родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
2.3 Диагностика девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Среднее  | 
  Медиана  | 
  Мода  | 
  Частота  | 
  Дисперсия  | 
  Стандартное отклонение  | 
  Ошибка среднего  | |
Требовательность матери  | 
  11,42  | 
  12,00  | 
  13,00  | 
  10  | 
  10,28  | 
  3,20641  | 
  0,413946  | 
Строгость матери  | 
  11,78  | 
  12,00  | 
  16,00  | 
  13  | 
  9,43  | 
  3,07032  | 
  0,396376  | 
Контроль со стороны матери  | 
  10,07  | 
  10,00  | 
  9,000  | 
  12  | 
  4,74  | 
  2,17744  | 
  0,281106  | 
Эмоциональная близость с матерью  | 
  10,7  | 
  10,00  | 
  9,000  | 
  13  | 
  8,89  | 
  2,98187  | 
  0,384957  | 
Принятие ребенка матерью  | 
  10,87  | 
  10,00  | 
  8,000  | 
  12  | 
  8,35  | 
  2,89047  | 
  0,373158  | 
Сотрудничество с матерью  | 
  9,75  | 
  9,00  | 
  9,000  | 
  19  | 
  4,05  | 
  2,01372  | 
  0,259971  | 
Согласие между ребенком и матерью  | 
  10,1  | 
  10,00  | 
  9,000  | 
  14  | 
  4,29  | 
  2,07242  | 
  0,267548  | 
Последовательность матери  | 
  10,23  | 
  11,00  | 
  12,00  | 
  16  | 
  4,18  | 
  2,04497  | 
  0,264005  | 
Авторитет матери  | 
  10,58  | 
  10,00  | 
  Multiple  | 
  10,15  | 
  3,18520  | 
  0,411207  | |
Удовлетворенность отношениями с матерью  | 
  12,47  | 
  12,00  | 
  Multiple  | 
  20,73  | 
  4,55277  | 
  0,587760  | 
Тем не менее, 70% девиантных и 3,33% подростков с просоциальным поведением считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции (см. диаграммы 5-6).
Идеальными свои отношения с матерью склонны считать 33,3% подростков из благополучных семей (против 0% из числа девиантных подростков).
Мать не является авторитетом для 90% девиантных подростков и для 20% подростков из благополучных семей.
Диаграммы 5-6. Удовлетворенность отношениями с матерью
Согласно данным корреляционного анализа существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил (r= - 0,79 при р≤0,05), тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях (r= - 0,33 при р≤0,05).
Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил (r= - 0,80 при р≤0,05) , равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения (r= - 0,50 при р≤0,05).
Для семей подростков склонных к нарушению норм и правил характерны:
Табл. 2.3 Данные сравнительного анализа
Среднее 1 группы  | 
  Среднее 2 группы  | 
  Значение t-критерия  | 
  Степень свободы  | 
  Уровень статистической значимости  | |
Установка на социально-желаемые ответы  | 
  56,53333  | 
  49,30000  | 
  3,7967  | 
  58  | 
  0,000353  | 
Склонность к нарушению норм и правил  | 
  51,56667  | 
  67,10000  | 
  -11,5924  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Склонность к аддиктивному поведению  | 
  45,63333  | 
  44,86667  | 
  0,3888  | 
  58  | 
  0,698831  | 
Склонность к аутодеструктивном  | 
  47,23333  | 
  57,73333  | 
  -3,4367  | 
  58  | 
  0,001095  | 
Склонность к агрессивному поведению  | 
  52,10000  | 
  58,83333  | 
  -3,3292  | 
  58  | 
  0,001518  | 
Контроль эмоциональных реакций  | 
  49,93333  | 
  54,20000  | 
  -1,8332  | 
  58  | 
  0,071903  | 
Склонность к делинквентному поведению  | 
  50,06667  | 
  49,56667  | 
  0,3151  | 
  58  | 
  0,753851  | 
Требовательность матери  | 
  12,23333  | 
  10,60000  | 
  2,0240  | 
  58  | 
  0,047585  | 
Строгость матери  | 
  11,43333  | 
  12,13333  | 
  -0,8813  | 
  58  | 
  0,381778  | 
Контроль со стороны матери  | 
  11,46667  | 
  8,66667  | 
  6,4861  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Эмоциональная близость с матерью  | 
  13,23333  | 
  8,16667  | 
  12,6515  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Принятие ребенка матерью  | 
  13,20000  | 
  8,53333  | 
  10,6749  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Сотрудничество с матерью  | 
  11,16667  | 
  8,33333  | 
  7,6663  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Согласие между ребенком и матерью  | 
  11,56667  | 
  8,63333  | 
  7,7594  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Последовательность матери  | 
  11,26667  | 
  9,20000  | 
  4,5102  | 
  58  | 
  0,000032  | 
Авторитет матери  | 
  12,93333  | 
  8,23333  | 
  8,4803  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Удовлетворенность отношениями с матерью  | 
  15,90000  | 
  9,03333  | 
  8,9191  | 
  58  | 
  0,000000  | 
Подростки, демонстрирующие выраженные нонконформистские тенденциине удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (r= - 0,91 при р≤0,05) и, соответственно, не воспринимают ее как авторитет (r= - 0,76 при р≤0,05).
По результатам сравнительного анализа в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой (см. табл. 2.3).
Выводы по второй главе.
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся 6-8 классов ГУО "Боровлянская ОСШ". Методы эмпирического исследования: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, Опросник взаимодействия родитель-ребенок ВРР. В констатирующем эксперименте были использованы методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непарный t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Согласно данным диагностики уровней склонности к отклоняющемуся поведению большинство подростков, чьи семьи находятся в социально опасном положении демонстрируют девиации в поведении.
10% благополучных подростков 
Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок в целом по выборке подростки, удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (среднее = 12,; медиана = 12; мультимодальное распределение). Тем не менее, 70% девиантных и 3,33% благополучных подростков считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции. Идеальными свои отношения с матерью склонны считать 33,3% подростков из благополучных семей (против 0% из числа девиантных подростков). Мать не является авторитетом для 90% девиантных подростков и для 20% подростков из благополучных семей.
Согласно данным корреляционного анализа существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил, тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил, равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения.
По результатам сравнительного анализа в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.
2.3 Диагностика девиантного 
«Организация творческой досуговой деятельности как средство социальной адаптации детей старшего подросткового возраста с девиантным поведением» на первом этапе эксперимента был изучен психо-социальный статус воспитанников «группы риска»: эмоциональные трудности, характерные для подростков (тревожность, депрессия, особенности характера). Известно, что последствиями данных нарушений являются проблемы успеваемости, трудности общения со сверстниками и старшими, нарушения поведения.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека.
Интенсивность проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте в первую очередь связана со степенью зависимости подростка от группы сверстников, так как именно в этот возрастной период авторитет взрослого уступает место группе. Для формирования делинквентного (противоправного) поведения также существенную роль играет возрастной фактор. В подростковом возрасте делинквентные проявления становятся осознанными и произвольными. Хулиганства и мелкие кражи могут перерасти в серьезные мошенничества и нападения на людей.
Самооценка подростков-
Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей.
Психологические трудности в жизнедеятельности девиантных подростков ассоциируются с опытом открытого проявления агрессии. Агрессивных подростков волнует проблема взаимоотношений, они постоянно чувствуют потребность в близких, зависимых отношениях, но не могут удовлетворить эту потребность. Они чаще нормативных школьников испытывают симптомы страха, тревоги, беспокойства, субдепрессии. Главная причина - психологическая изоляция подростка в своей микросреде обитания.
Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, личная примитивность, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов. Легкость, с которой несовершеннолетние вовлекаются в мир отклоняющегося поведения, в привлекательности криминальной субкультуры, предоставляющей подростку широкое поле деятельности, возможности для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе. В ней присутствует деятельность, включающая риск, экстремальные ситуации, снятие всех моральных ограничений.
Следует уточнить, что охарактеризовать подростка как девиантного, мы можем лишь при систематических проявлениях девиантности, ярко выраженной социальной дезадаптации, а значит сниженной обучаемости, частыми конфликтами с законом, изоляцией, при нанесении реального ущерба окружающим людям и самому подростку. Наиболее распространенные эмоциональные нарушения у подростков в реабилитационном центре - это тревожность и депрессия. Большинство психологов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные нарушения у подростков не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни.
Тревожность. Симптомы тревоги выражаются за счет взаимодействия трех связанных систем реакции: физической системы (химические, сердечно-сосудистые, респираторные и др. эффекты), когнитивной (субъективные опасения, нервозность, трудности с концентрацией внимания и паника) и системы поведения (агрессивность, стремление избежать тревожные ситуации).
А.М. Прихожан выделяет следующие виды тревожности:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) - ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную. Она оказывает негативное влияние на деятельность и развитие личности подростков, вне зависимости от того, в какой форме она проявляется