Организация работы с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:29, методичка

Краткое описание

1. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Оглавление

1. Понятие девиантное поведение .
2. Формы девиантного поведения
3. Классификация девиаций
4. Признаки девиантного поведения
5. Диагностика девиантного поведения
6. Коррекционная работа
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Методический вестник Девиантное поведение.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Методический  вестник «Организация  работы с  подростками девиантного поведения»

 

 

 

 

Содержание:

1. Понятие девиантное поведение .

2. Формы девиантного поведения

3. Классификация девиаций

4. Признаки девиантного поведения

5. Диагностика девиантного поведения

6. Коррекционная  работа 
Приложение 1


 

1. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

 

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие  проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных  местах, уклонение от общественно-полезной  деятельности, употребление алкогольных,  наркотических, токсических средств,  разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия  и поступки, выражающиеся в преступных  уголовно-наказуемых деяниях.

«Ядром» девиантного  поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

2. Формы девиантного поведения


Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация

  • анорексия
  • булимия

Сексуальные девиации

  • педофилия
  • зоофилия
  • некрофилия

 
Алкогольная зависимость

Наркомания

Трудоголизм

Клептомания

3. Классификация девиаций


Педагогическая  классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество).

В классификации молодежных девиаций авторы не имеют общего мнения. Так, Ю.А. Клейберг выделяет: негативные (н-р алкоголизм), позитивные (н-р творчество), и социально-нейтральные (н-р бродяжничество).

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное  и криминальное поведение.

Девиантное  поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Т.е. этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие  типы делинквентного поведения:

  • агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
  • корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
  • распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение  выражается не только во внешней, поведенческой  стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая  к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное  поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Можно выделить основные психологические факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

 
-Социально-педагогические факторы  выражаются в дефектах школьного,  семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

  • учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
  • школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
  • социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
  • криминализации среды свободного времяпрепровождения.

]4. Признаки девиантного поведения


1) Отклоняющееся поведение  личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение  и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение  наносит реальный ущерб самой  личности или окружающим людям.  Таким образом, девиантное поведение  деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение  должно согласовываться с общей  направленностью личности.

6) Девиантное поведение  рассматривается в пределах медицинской  нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение  имеет выраженное индивидуальное  и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное  поведение» можно применять к  детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

 

5. Диагностика девиантного поведения


1. Тест: Определение склонности  к отклоняющемуся поведению. Автор:  А.Н. Орел.

 
2. Тест: «Уровень соотношения “ценности”  и “доступности” в различных  жизненных сферах (УСЦД)». Автор:  Е.Б. Фанталова

 
3. Тест: Опросник Мини-мулът (сокращенный  вариант MMPI).

 

Задачами работы с такими подростками являются:

  • профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
  • медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
  • формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
  • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  • содействие в возвращении в семью;
  • обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
  • забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Коррекционная работа 
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Методы, техники, упражнения

В. Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997).

Первая стадия — «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия — «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь» (В. Оклендер, 1997). В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина — зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия — «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует» (В. Оклендер, 1997). Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

Четвертая стадия — «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время» (В. Оклендер, 1997). Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.

Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

 

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

  1. комкать и рвать бумагу;
  2. бить подушку или боксерскую грушу;
  3. топать ногами;
  4. громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
  5. пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.п.);
  6. написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  7. втирать пластилин в картонку или бумагу;
  8. использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Информация о работе Организация работы с подростками девиантного поведения