Организация работы с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:29, методичка

Краткое описание

1. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Оглавление

1. Понятие девиантное поведение .
2. Формы девиантного поведения
3. Классификация девиаций
4. Признаки девиантного поведения
5. Диагностика девиантного поведения
6. Коррекционная работа
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Методический вестник Девиантное поведение.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Следующие упражнения, рассмотренные подробно и пошагово, дают возможность наполнить работу психолога с агрессивным ребенком конкретным содержанием; включают в себя некоторые психотерапевтические приемы (арт-терапии, телесно ориентированной терапии, гештальт-терапии, работу с образами, НЛП) и позволяют ответить не только на вопрос «что делать?», но и «как это делать?».

 

Упражнение 1

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ (можно выполнять как в группе, так и индивидуально)

  1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
  2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
  3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
  4. Обсудите с детьми:

 

  • легко ли было выполнить упражнение;
  • в чем они испытывали затруднение;
  • что они чувствовали во время выполнения упражнения; 
  • изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

 

Упражнение 2

РИСОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА (лепка гнева из пластилина, глины)

(выполняется индивидуально)

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

  1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
  2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
  3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?».

Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

  • что изображено на рисунке;
  • что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
  • может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
  • изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок (см. рис. 1).

5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону (см. рис. 1а). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант (см. рис. 1а) и также обсудить его с ребенком (например, огонь на рис. 1 превращается в цветок):

► что он чувствует, когда рисует новый вариант;

  • попросить поговорить от лица нового рисунка;
  • каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом (И. Фурманов, 1997).

 

Упражнение 3

ГАЛЕРЕЯ НЕГАТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ (для детей от 9 лет)

Упражнение 3 а:

1) попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем по просите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо;

  1. походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдаленность, выражение лиц). Выберите любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?
  2. мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите все, что хочется сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом все, к чему побуждают ваши чувства. После того, как вы сделали это упражнение, еде

лайте глубокий вдох 3-4 раза и откройте глаза». Затем следует обсудить упражнение с детьми:

  • что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении;
  • что понравилось, что не понравилось;
  • кого они увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились;
  • как менялось их состояние в процессе выполнений упражнения;
  • чем отличаются чувства в начале и в конце упражнений.

Упражнение 36:

1) попросите детей (подростков) сесть поудобнее, рас. слабиться, сделать 3—4 глубоких вдоха и закрыть глаза. Далее следует та же инструкция о небольшой выставке-галерее портретов, что и в упражнении После того, как каждый ребенок выберет портрет (как правило, наиболее актуальный для него), по просите представить, что человек на портрете делает что-то такое, что наиболее злит его (возможно; реальная ситуация). Пусть дети представят себя говорящими с этим человеком (каждый со своим):

2) в ходе воображаемого диалога необходимо представить, как человек, который злит, становится все меньше и меньше ростом, а голос его становится все слабее и слабее.

Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со стороны:

  • какими они видят себя;
  • как воспринимается вся ситуация в целом;
  • что они чувствовали в ходе выполнения упражнения;
  • как менялось состояние в ходе выполнения упражнения.

Обсудите все это с детьми после выполнения упражнения.

Упражнение Зв:

  1. попросите детей разбиться на пары и сесть друг напротив друга. Далее следует та же инструкция, что и в упражнении За о выставке портретов;
  2. дети могут обращаться к любому портрету в любой последовательности. Попросите их определить:

 

  • что конкретно не нравится в человеке, представленном на портрете;
  • что максимально злит;
  • что хочется сделать в ответ этому человеку;

3) далее дети проговаривают все это вслух своему партнеру напротив поочередно, начиная фразу со слов:

«В этом человеке мне не нравится...» то-то и то-то, на свое усмотрение, и заканчивая словами: «И по-этому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т.д. После выполнения упражнения обсудите с детьми:

  • легко или трудно было говорить о своих чувствах партнеру;.
  • легко или трудно было слушать партнера, когда он сообщал о своих чувствах;
  • изменилось ли эмоциональное состояние по отношению к тем людям, о которых они сообщили своим партнерам.

 

Упражнение 4

ПИСЬМА ГНЕВА (для детей старше 9 лет)

  1. Попросите ребенка подумать о том человеке, который вызывает у него злость и активное неприятие, а также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где данное чувство проявлялось особенно остро.
  2. Попросите ребенка написать письмо этому человеку (чаще это один из родителей или оба родителя, одноклассник, педагог).

Пусть в этом письме ребенок честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.

Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребенка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтет).

  1. После того как ребенок напишет письмо, спросите его, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающего воздушного шарика и т.п. Важно не предлагать ребенку варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо, символически освобождаясь от негативного чувства.
  2. Обсудите с ребенком:
  • трудно ли ему было писать письмо;
  • все ли он высказал или осталось что-то не высказанным;
  • изменилось ли его состояние после написания письма.

Следующие два упражнения можно использовать как в целях отреагирования собственного гнева детьми, так и в целях обучения детей контролю за своими агрессивными импульсами.

 

Упражнение 5

0С03НАВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)

(авторская разработка)

Как работает данное упражнение, хочется пояснить на примере. Слово «ссора», которое автор использовал в работе с детьми, можно заменить на слова «гнев», «злость».

 

Упражнение 6

РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА АГРЕССИВНЫМ (из Фонеля)

Упражнение выполняется в небольшой группе из 5—6 человек или индивидуально.

В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.

Первая часть:

  1. попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит;
  2. пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка (см. рис. 3);
  3. затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает);

 

4) стоит обсудить с детьми:

  • что им нравится в агрессивном ребенке;
  • что не нравится;
  • что бы они хотели изменить в таком ребенке.

Вторая часть:

1) далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?

  1. Обзывают.
  2. Бьют по животу.
  3. Ставят подножку.
  4. Толкают в стену.
  5. Дают в лицо.
  6. Плюют в лицо.

 

 

 Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.

Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.

Работа с картинками, отражающими

проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей)

Информация о работе Организация работы с подростками девиантного поведения