Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:29, методичка
1. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
1. Понятие девиантное поведение .
2. Формы девиантного поведения
3. Классификация девиаций
4. Признаки девиантного поведения
5. Диагностика девиантного поведения
6. Коррекционная работа
Приложение 1
Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.
Следующие упражнения, рассмотренные подробно и пошагово, дают возможность наполнить работу психолога с агрессивным ребенком конкретным содержанием; включают в себя некоторые психотерапевтические приемы (арт-терапии, телесно ориентированной терапии, гештальт-терапии, работу с образами, НЛП) и позволяют ответить не только на вопрос «что делать?», но и «как это делать?».
Упражнение 1
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ (можно выполнять как в группе, так и индивидуально)
Упражнение 2
РИСОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА (лепка гнева из пластилина, глины)
(выполняется индивидуально)
Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:
5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.
Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону (см. рис. 1а). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант (см. рис. 1а) и также обсудить его с ребенком (например, огонь на рис. 1 превращается в цветок):
► что он чувствует, когда рисует новый вариант;
6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом (И. Фурманов, 1997).
Упражнение 3
ГАЛЕРЕЯ НЕГАТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ (для детей от 9 лет)
Упражнение 3 а:
1) попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем по просите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо;
лайте глубокий вдох 3-4 раза и откройте глаза». Затем следует обсудить упражнение с детьми:
Упражнение 36:
1) попросите детей (подростков) сесть поудобнее, рас. слабиться, сделать 3—4 глубоких вдоха и закрыть глаза. Далее следует та же инструкция о небольшой выставке-галерее портретов, что и в упражнении После того, как каждый ребенок выберет портрет (как правило, наиболее актуальный для него), по просите представить, что человек на портрете делает что-то такое, что наиболее злит его (возможно; реальная ситуация). Пусть дети представят себя говорящими с этим человеком (каждый со своим):
2) в ходе воображаемого диалога необходимо представить, как человек, который злит, становится все меньше и меньше ростом, а голос его становится все слабее и слабее.
Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со стороны:
Обсудите все это с детьми после выполнения упражнения.
Упражнение Зв:
3) далее дети проговаривают все это вслух своему партнеру напротив поочередно, начиная фразу со слов:
«В этом человеке мне не нравится...» то-то и то-то, на свое усмотрение, и заканчивая словами: «И по-этому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т.д. После выполнения упражнения обсудите с детьми:
Упражнение 4
ПИСЬМА ГНЕВА (для детей старше 9 лет)
Пусть в этом письме ребенок честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.
Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребенка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтет).
Следующие два упражнения можно использовать как в целях отреагирования собственного гнева детьми, так и в целях обучения детей контролю за своими агрессивными импульсами.
Упражнение 5
0С03НАВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)
(авторская разработка)
Как работает данное упражнение, хочется пояснить на примере. Слово «ссора», которое автор использовал в работе с детьми, можно заменить на слова «гнев», «злость».
Упражнение 6
РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА АГРЕССИВНЫМ (из Фонеля)
Упражнение выполняется в небольшой группе из 5—6 человек или индивидуально.
В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.
Первая часть:
4) стоит обсудить с детьми:
Вторая часть:
1) далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Методы, упражнения, игры
Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.
Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.
Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.
Работа с картинками, отражающими
проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей)
Информация о работе Организация работы с подростками девиантного поведения