Организация работы с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:29, методичка

Краткое описание

1. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Оглавление

1. Понятие девиантное поведение .
2. Формы девиантного поведения
3. Классификация девиаций
4. Признаки девиантного поведения
5. Диагностика девиантного поведения
6. Коррекционная работа
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Методический вестник Девиантное поведение.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

► как он выглядел внешне;

была любимая одежда; была любимая еда;

  • чем любил заниматься;
  • какие игрушки были любимыми;
  • какой был характер;
  • кто любимые сказочные герои;
  • на свое усмотрение все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы и т.д.);
  1. пока дети высказываются, ребенок, сидящий на «горячем» стуле, молчит. После того как выскажутся все дети, ведущий задает вопрос ребенку, сидящему на «горячем» стуле: «Что из того, о чем говорили дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а что не совсем? Что ты любишь делать сейчас?»;
  1. после того как все дети побывают на «горячем» стуле, проводится обсуждение:
  • понравилось ли тебе быть на «горячем» стуле;
  • если понравилось, то что именно;
  • что не понравилось;
  • Где ты себя лучше чувствовал: на «горячем» стуле или в группе;

4) занятие можно закончить рисунком на тему «Мои любимые детские воспоминания».

 

5. «КОПИЛКА ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ»

(из Фонеля)

Это упражнение предлагается, проделывать в конце учебной недели. Цель данного упражнения — научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за неделю, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.

Ход игры:

  1. попросите детей подумать о прошедшей неделе и мысленно вспомнить (день за днем) о всех хороших поступках, которые им удалось совершить на прошедшей неделе;
  2. пусть дети возьмут лист бумаги и фломастерами запишут три хороших поступка, которые более значимы для них, чем все остальные. Например, выполнили сложное и неприятное для них домашнее задание, написали реферат, приняли участие в выполнении стенгазеты, выучили наизусть длинное стихотворение или сами вычистили свои ботинки;
  3. после того как дети запишут свои хорошие поступки, пусть они похвалят себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Марина, ты на самом деле здорово это сделала!» или «У меня это действительно хорошо получилось!». Пусть они запишут это хвалебное предложение на свой лист с хорошими поступками цветными фломастерами.

 

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:

  • противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
  • собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
  • использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
  • негативный стиль общения с ребенком:

 

  • использования приказов, обвинений и угроз;
  • постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал...», «как ты смеешь так со мной разговаривать..?» и т.п.);
  • вербальные оскорбления детей;
  • игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.

Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.

Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми

Общение с агрессивными детьми — это особая проблема, для разрешения которой требуются определенные навыки и умения, как со стороны родителей, так и педагогов.

Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:

  • слабо развит контроль над своими эмоциями;
  • слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
  • низкий уровень эмпатии;
  • ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
  • «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
  • не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
  • видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
  • обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Психолог в индивидуальной или групповой работе с родителями и педагогами может помочь взрослым сформировать перечисленные навыки конструктивного общения с детьми.

Следующие практические приемы и упражнения являются тем рабочим инструментом, который психологи могут использовать в подобной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Матрица социальных девиаций

Классификация типов и видов девиантного  поведения

Тип поведения по характеру  направленности

Виды и подвиды девиантного поведения по характеру проявлений

Разновидности девиантного  поведения по степени социальной одобряемости

социально одобряемое и  просоциальное (адаптированное к нормам определенной социальной группы)

социально нейтральное

(не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки)

социально неодобряемое

асоциальное

(отклоняющееся от  морально-нравственных норм)

антисоциальное (отклоняющееся  от правовых норм)

1

2

3

4

5

6

7

Конструктивное

Творческое

художественное творчество

Инноваторская худож-ая и артистическая деятельность; создание эротической литературы и живописи; муральная живопись; юмор, шарж, пародия, карикатура; креативный и ультрамодный имидж; татуаж; боди-арт;

граффити, татуаж; боди-арт; «черный юмор» и «садистские» стишки; карикатура; "желтая" журналистика; приверженность к творческим субкультурам («ролевики», фанклубы, музыкальные субкультуры);

граффити агрессивного и порочащего характера; «черный  юмор» и садистские стишки; карикатура; "желтая" журналистика (пасквили и инсинуации в прессе);

антисоциальная пропаганда с использованием художественных средств; граффити как хулиганские действия;

научное 
творчество

различные виды научной  деятельности; новаторство;

клонирование; ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение); пересадка донорских органов; пластическая хирургия;

изобретательство в  корыстных целях;

изобретательство в  корыстных целях;

техническое творчество

моделирование; изобретательство; рационализаторство;

моделирование; изобретательство; рационализаторство;

изобретательство в  корыстных целях;

изобретательство в  корыстных целях;

организационное творчество

активная организационная  деят-ть: создание бизнеса, политических партий, общественных организаций и  движений; туризм;

создание бизнеса, политических партий, общественных организаций и движений; туризм;

непродуктивная, деструктивная  орг-я деят-ть; девиации стиля поведения, общения и профессиональной деят-ти;

создание преступных сообществ; работорговля; рейдерство, пиратство, бандитизм как организованная преступность;

компьютерное творчество

компьют. графика, графический  дизайн, компьют. инженерия; создание сайтов знакомств;

создание сайтов знакомств;

создание порно-сайтов; распространение порнографии; проституция  в Интернет;

кибер-преступления (хакерство, распространение порнографии и др. Интернет-преступления);

1

2

3

4

5

6

7

Аутодеструктивное

Аддиктивное (зависимое)

Нехимическая зависимость

трудоголизм, коллекционирование, шопинг; фейсбилдинг, бодибилдинг; фитнес;приверженность к молодежным субкультурам (ролевики, эмо, готы, сатанисты, металлисты и пр.);

приверженность к маргинальным субкультурам; ониомания; любовные и  пищевые аддикции; необычные способы  достижения удовлетворения ("паранойя здоровья", "поиск и ловля  оргазма", "жажда острых ощущений", экстрим); религиозный, музыкальный, спортивный и пр. виды фанатизма, кибераддикции (геймерство, компьютерная, Интернет-зависимость, гаджет-зависимость); нарушения пищевого поведения; перфекционизм;

побеги из дома и бродяжничество; нарциссическое поведение; сутяжничество, кверулянтство; аномалии сексуального поведения (гомосексуализм, виртуальная проституция и пр.); гемблинг; лудомания;

сверхценные психологические  и психопатологические увлечения (гемблинг, лудомания и др.); клептомания, пиромания, дромомания и пр. разновидности маний; сексуальные перверсии (вуайеризм , эксгибиционизм и пр.);

Химическая зависимость

употребление спиртных напитков; табакокурение, курение кальяна, легализация наркотиков и наркотич. веществ в разные эпохи и в  разных странах;

табакокурение; употребление спиртных напитков;

алкоголизация, наркотизация; злоупотребление веществами, вызывающими  измененное состояние сознания;

алкоголизация, наркотизация, токсикомания;

Суицидальное

Парасуицидальное

татуаж, пирсинг, делание тоннелей, шрамирование, модификации тела; экстремальные виды спорта, туризма, увлечений (альпинизм и пр).; профессиональная деятельность с выраженным риском для здоровья и жизни (каскадер, летчик-испытатель; спасатель, шахтер и пр.);

фобии, самоповреждающие действия (татуаж, пирсинг, делание тоннелей, шрамирование, модификации тела); аутистическое, нарциссическое, фанатическое поведение; стритрейсинг, паркур, диблойдинг и пр. экстремальные виды увлечений; приверженность к современным субкультурам: эмо, готы, сатанисты, байкеры;

агрессивное, зависимое, аутистическое, виктимное, фанатическое поведение; бродяжничество, профессиональное нищенство; социальный паразитизм; суицидальные попытки и демонстративный суицид;

алкоголизм, наркотизация; аддиктивное и виктимное поведение; дромомания; расстройства социального функционирования; психопатологические реакции и увлечения; сексуальные девиации (садизм, мазохизм, садомазохизм); мании;

Суицид

сеппуку, харакири и пр. ритуальные самоубийства; сознательный уход из жизни стариков в восточных цивилизациях;

эвтаназия;

эвтаназия; демонстративный, и завершенный суицид;

самоубийство как метод  теракта, действия шахидов;

1

2

3

4

5

6

7

Внешнедеструктивное

Противоправное

Административные правонарушения

действия в защиту чести и достоинства;

нежелание решать личные, семейные и производственные проблемы; уклонение от гражданского долга  и обязанностей;

мелкое хулиганство  и воровство; уклонение от выполнения гражданских обязанностей и долга; нежелание решать личные и социальные проблемы;

неисполнение гражданских  обязанностей и долга (уклонение  от выплаты алиментов; тунеядство; уклонение  от воспитания и обучения детей);

Делинквентное (предпреступное)

агрессивные действия и  убийство с целью самозащиты и  самообороны;

непослушание; подростковые реакции оппозиции, группирования; гиперактивность с синдромом дефицита внимания; самозащита и самооборона; эпатажная оппозиционность; социальный паразитизм; попрошайничество и нищенство;

крайнее непослушание; лживость, мелкое воровство; вандализм; виктимное поведение; агрессивность, побеги из дома и бродяжничество; дерзость; сквернословие; враждебность к окружающим, учителям и родителям, жестокость к младшим и животным; профессиональное нищенство;

вандализм; воровство; гебоидное  поведение; дромомания;

Криминальное (преступное)

убийство во время  войны; вендетта в средневековье  и в некоторых современных  государствах; инфантицид в древних  цивилизациях;

действия с целью  самозащиты и самообороны;

преступления корыстной  и агрессивной направленности; сводничество и сутенерство; проституция взрослая и детская;

преступления против личности и группы, корыстной (воровство, махинации, хакерство и др.) и агрессивной  направленности (хулиганство; вандализм; грабеж, разбой, убийства и пр.); преступления на сексуальной почве; сутенерство; проституция взрослая и детская; вовлечение в деструктивные секты (культы);

Коммуникативные  
девиации

коммуникативные особенности  личности, воспринимаемые как "чудаковатость";

гиперобщительность, аутизация,; вегетативность; неэстетичный имидж; ревность; приверженность к маргинальным субкультурам (религиозным, политическим, музыкальным, спортивным); реакции эмансипации, группирования, оппозиции;

нарушение этикета; сквернословие; проявление жадности, жестокости, зависти, лживости, хитрости, эгоизма; нарциссическое поведение; нигилизм; эпатажный или неэстетичный имидж; оппозиционность; манипулирование окружающими;

активный отказ от жизни в "объективной реальности"; эксплозивные, делириозные, параноидные  реакции; расстройства сексуального предпочтения; сутяжничество, кверулянтство; редукция проф. обязанностей;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Калужонок Н.В.


Информация о работе Организация работы с подростками девиантного поведения