Организация работы с подростками девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:29, методичка

Краткое описание

1. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Оглавление

1. Понятие девиантное поведение .
2. Формы девиантного поведения
3. Классификация девиаций
4. Признаки девиантного поведения
5. Диагностика девиантного поведения
6. Коррекционная работа
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Методический вестник Девиантное поведение.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Данную работу лучше проводить в небольшой группе, состоящей не только из агрессивных детей, но и детей, у которых хорошо развиты навыки общения (дружелюбны, контактны и т.п.).

Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели — дать возможность агрессивному ребенку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

Возможны различные варианты работы с картинками. Первый — это когда вся группа работает с одной картинкой. Дети поочередно предлагают свои варианты поведения и совместно (в обсуждении) придумывают истории-продолжения. В конце упражнения можно попросить детей нарисовать те варианты истории, которые им больше всего понравились.

Следующий вариант — это когда дети делятся на двойки-тройки и каждой группе раздается своя карточка-картинка. Важно, чтобы в мини-группе был только один агрессивный ребенок. Все последующие процедуры совпадают. По желанию можно ввести элемент соревнования между группами (конкурс): какой группе удастся придумать больше вариантов поведения и историй-продолжений в рисунках.

 

Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения

В ходе исследования особенностей агрессивных детей американским психологом Вагнером было высказано интересное предположение: «Главной детерминантой агрессивного поведения является не наличие сильно развитых агрессивных установок, а отсутствие или слабая выраженность установок на социальную кооперацию и доброжелательное межличностное общение».

В связи с этим представляется весьма актуальным включение в коррекционную работу игр, направленных на коммуникационную кооперацию. В игре (в безопасной для ребенка обстановке) закрепляются навыки позитивного межличностного общения и формируются конструктивные поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.

 

1. «КОРАБЛЬ СРЕДИ СКАЛ»  (с 8 лет) (Фонель, 1998)

Цель: Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доброжелательные отношения, основанные на доверии друг к другу.

Для игры понадобятся стулья и повязка на глаза.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг (если детей немного (5—6 чел.), то они встают по 1—2 чел. вдоль стен, обозначая берега). В середине круга находится море. Но это очень опасное море, потому что в нем есть скалистые утесы. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. Любой из вас сейчас может сказать: « Я хочу быть кораблем» и встать в центр круга, который станет гаванью. «Корабль» сам находит себе капитана, задача которого так провести корабль среди скал, чтобы он ни разу не налетел на них. Капитан ведет «корабль», держа его осторожно за руку и отдавая команды. Например: «Сделай два маленьких шага вперед, а теперь повернись влево. Стоп! Сделай один шаг направо. Стоп!» и т.п.

Количество «скал» может быть произвольным (выбирают сами дети), главное, чтобы задание было выполнимым.

Нам осталось еще выяснить, к какому берегу отправится корабль. Любой из ребят, образующих «берег», может сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Тогда другие «берега» садятся на стулья и становятся «скалами».

Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «берег» должен сказать кораблю: «Ты достиг своей цели» и радостно заключить «корабль» в объятья. «Скалы» аплодируют «кораблю». Несмотря на то, что дети любят эту игру, не стоит «отправлять в плавание» больше 2—3 детей, иначе дети могут устать. В конце игры следует обсудить с детьми:

  • что они чувствовали, когда были «кораблем», «берегом», «капитаном», «скалами»;
  • чувствовал ли «корабль» себя в безопасности со своим «капитаном»;
  • что «капитану» следует делать по-другому в следующий раз;
  • что было самым трудным для «капитана».

 

2. «ТРИО» (с 8 лет) (Фонель, 1998)

Цель: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети учатся синхронизировать свои движения с движениями других детей.

Для игры понадобятся пустые коробки из-под обуви.

Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки: в одну — левую ногу, в другую — правую. Стоящий справа от «центрального» ставит свою левую ногу в коробку с правой ногой «центрального», а стоящий слева — правую ногу в коробку с левой ногой того, кто стоит в центре.

Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка, так постепенно подключают остальных детей.

Если группа участников большая, то имеет смысл начинать с 2-х или 3-х трио. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как поступить. При желании дети могут меняться местами.

В конце игры обсудите с детьми:

  • понравилась ли им игра;
  • что было труднее всего;
  • что помогло им справиться с заданием.

 

3. «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ» (с 6 лет) (Фонель)

Цель: Эта игра дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок, — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.

Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата A3), восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.

В конце представления картин обсудите с детьми:

  • что ты чувствовал, когда рисовали тебя;
  • что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка;
  • как вы пришли к решению, кого где рисовать;
  • довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;
  • насколько вам понравилось работать вместе;
  • портрет какой команды понравился больше всех, почему.

 

Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Методы, упражнения, игры

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).

Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

 

1. РАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИ (карточками)

Занятия можно проводить как в группе (парах, тройках), так и индивидуально.

Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома.

Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии.

Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько.

Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они сами подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.

 

2. СИМВОЛИЧЕСКОЕ (ПЛАСТИЧЕСКОЕ, ЧЕРЕЗ РИСУНОК) ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ (игры с карточками)

Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).

Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.

Ход игры:

1) детям раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим.

Ведущий просит детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).

Затем каждый ребенок должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок). Задача остальных детей - отгадать, «памятник» какому чувству они видят. Желательно, чтобы высказались все дети; 2) после завершения этой части дети рассаживаются в круг. Ведущий просит детей объяснить:

  • как они понимают слова, указанные на карточке;
  • что значат эти чувства;
  • в каких ситуациях они могут возникать;
  • могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них возникло подобное чувство.

Если чей-нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал живой отклик и желание поделиться своей жизненной ситуацией, в которой возникло подобное чувство, то не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.

3. «Я ГРУСТНЫЙ (РАДОСТНЫЙ И Т.Д.), КОГДА...»

Упражнение выполняется в небольшой группе. По данной методике каждому прорабатываемому эмоциональному состоянию (чувству) отводится отдельное занятие.

Ход занятия:

  1. в начале каждого занятия по данной методике ведущий в целях создания определенного настроения в группе рассказывает небольшую историю о том чувстве (эмоции), которое предлагается обсудить на занятии. Это может быть небольшая сказка, в которой действующими лицами оказываются животные, мифические существа или прости люди, при определенных обстоятельствах испытывающие чувство, речь о котором пойдет на занятии;
  2. после того как история будет рассказана, следует спросить у детей (в ходе обсуждения):
  • о каком чувстве идет речь;
  • переживали ли они подобные чувства, когда;

► попросите их рассказать об этом;

3) далее, в целях более глубокой проработки эмоции . (чувства, настроения) можно попросить детей выполнить следующее задание (работа с сенсорными каналами):

  • если бы мы могли видеть данное чувство, то какое бы оно было (цвет, форма, что бы оно напоминало);
  • если бы мы могли его потрогать, то какое бы оно было на ощупь;
  • если бы мы могли его попробовать, то какое бы оно было на вкус;
  • если бы мы могли его услышать, то какой звук оно имеет, как оно звучит;
  • если бы оно имело запах, то какой был бы запах.

4) занятие можно закончить рисунком на обсуждаемую тему.

Развитие позитивной самооценки

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

 

4. «РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ»

(для детей от 9 лет)

Упражнение проводится в небольшой группе (5— 6 человек).

Один ребенок-доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются полукругом.

Ход игры:

1) ведущий просит детей внимательно посмотреть на сидящего на стуле (правило — «быть доброжелательным»). Дети должны постараться, опираясь на свои 
ассоциации, описать и высказать свои представления о том, каким был ребенок, сидящий на стуле, в более раннем детстве (ассоциации - свободные, конкретный возраст не обязателен):

Информация о работе Организация работы с подростками девиантного поведения