Особенности проявления девиантного поведения у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.

Файлы: 1 файл

особенности проявления девиантного поведения у подростков.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

Особенности проявления девиантного  поведения у подростков.

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность темы исследования. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в формированиях политических организаций, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Наблюдается сегодня изменение всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем современного общества.

       Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.

       В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

       - теоретический анализ литературы по проблеме;

       - изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;

       - описать особенности проявления агрессии у подростков;

       - провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.

       Предмет исследования - особенности проявления девиантного поведения            у  подростков 11-15 лет.

       Объект исследования - девиантное поведение у подростков.

       Гипотеза исследования – предполагает, что поведение подростков, склонных к девиантному поведению, характеризуется высоким уровнем агрессивности.

       Методы исследования:

  • теоретический анализ изучаемой проблемы, на основе имеющейся базы литературных источников;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • анализ практической деятельности детского приемника-распредилителя г.Минска.

      При выполнении эмпирической части курсового проекта были использованы:

  • опросник агрессивных и враждебных реакций (А. Басс и А. Дарки);
  • анкета "Признаки агрессивности" (Лютова Е.К, Мокина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. ─ СПб: ООО Изд-во "Речь", 2001. ─ 190 с.).

       Данная курсовая работа включает  в себя введение, две главы,  заключение, список использованных  источников, приложение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

    1. Девиантное поведение как предмет психологического изучения

       Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я.И.Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что это такое» (3, ст.6).

       Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиации. В социологии, например, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения.

       Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают ее социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных  механизмах данного явления.

       Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общество – личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуально-личностном, психофизиологическом.

       В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющегося поведения личности:

       - внешние условия физической среды;

       - внешние социальные условия;

      - внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

       - внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

       Материал данного раздела структурирован в соответствии с принципом перехода от внешних условий к внутренним причинам явления – от социологических теорий, акцентирующих внимание на внешнесоциальных факторах девиантности, через научные представления о ее внутренних, конституционально-биологических, условиях – к психологическим концепциям, раскрывающим индивидуально-личностные механизмы отклоняющегося поведения.

       К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения (2, ст.157-173). В документальном фильме австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Собачья жара» необыкновенно точно изображается влияние высокой температуры воздуха на психические состояние человека.

       Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существенную связь между физическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки. Кроме того, он может быть признан недостаточно существенным, поскольку действует очень опосредовано, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же физических условиях.

       Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:

       - общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средство массовой информации);

       - характеристики социальных групп, в которых включена личность (рассавая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);

       - микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

1.2.Социальные факторы и биологические предпосылки отклоняющихся поведенческих реакций

       Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается прежде всего в рамках социологического подхода. (Микросоциальные условия чаще выступают предметом психолого-педагогических исследований).

      Социологическая теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев – ими можно управлять.

       Наиболее известными представителями данного направления являются О. Конт, Г. Де Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р.Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм. Исследование проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств считается классическим социологическим исследованием (7, ст.42).

      Для объяснения социальных девиаций Э. Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации – социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношения, а новые еще не утвердились. Э. Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не только от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми (7, ст.42-43).

      Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступности. По его мнению, нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, ибо «преступления наблюдаются во всех обществах всех типов…преступность не снижается по мере развития человечества»(8, ст.86). Более того, девиации есть составная часть всякого здорового общества, «фактор общественного здоровья». В «Социологии» Э. Дюркгейм пишет: «Преступление необходимо…полезно для нормальной эволюции морали и права …случается, что оно подготавливает изменения». Например, согласно афинскому праву, Сократ был преступником – человеком, растлевающим умы молодежи. Между тем его преступление – самостоятельность мысли – было полезно и для его родины и для человечества. Оно служило подготовкой новой нравственности, в которой тогда нуждались Афины, поскольку традиции уже не отвечали условиям жизни.

      Таким образом, Э. Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей (в том числе В.Парето, Л. Козера), признающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными (3, ст.6).

       Р. Мердон, один из наиболее ярких последователей Э. Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласования между определенными культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его «американская мечта» в конце концов должна стать реальностью.

       Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию несколькими путями. В качестве путей адаптации Р. Мертон выделил:

       - конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации);

       - инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения);

      - ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привычных средств);

       - ретризм (пассивный уход от выполнения социальных норм, например в форме наркомании);

       - мятеж (активный бунт – отрицание социальных норм) (9, ст.11).

       Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

      Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределения благ и личными качествами людей (П. Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р. Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретрискую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков