Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии подростков с девиантным поведением.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- изучить особенности проявления агрессии у подростков с девиантным поведением;
- описать особенности проявления агрессии у подростков;
- провести сравнительный анализ агрессивных форм поведения у подростков с девиантным и нормальным поведением.
Для большей наглядности обратимся к рисунку 2.1.
Рисунок
2.1 - Данные об общем
уровне враждебности
и агрессивности
подростков-правонарушителей
Как видим, уровень агрессивности у подростков-правонарушителей высокий. Его средний показатель превышает допустимую норму на 2,1. Уровень враждебности этой группы находится в пределах нормы.
Следующим этапом исследования стала статистическая обработка полученных данных. Необходимо установить наличие или отсутствие статистически достоверных различий между средними значениями показателей (враждебности (ВР) и агрессивности (АГР)) в контрольной и экспериментальной группах. Для этого воспользуемся t-критерием Стьюдента, который вычисляется по следующей формуле:
t = ,
где М - среднее арифметическое.
Формула расчёта среднего
М = å.,
где m – ошибка среднего арифметического.
Формула расчета ошибки
m = ,
где σ - средний квадрат отклонения;
Средний квадрат отклонения
σ = å.
Число степеней свободы
L = n1 + n2 – 2.
Так, были получены два значения t-критерия Стьюдента в соответствии с изучаемыми уровнями: враждебности и агрессивности.
Сравним эти значения с табличным для числа степеней свободы
20 + 20 - 2 = 38. Зададим вероятность допустимой ошибки; для первого значения равную 0,05, для второго – 0,001 и убедимся в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значения t должны быть не меньше, чем 2,02 и 3,55. У нас же эти показатели равны: 2,55 и 5,95, то есть больше табличного.
Далее, отобразим полученные средние значения показателей изучаемых параметров в контрольной и экспериментальной группах в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Средние значения полученных показателей по изучаемым
Параметрам
Средние значения | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
ВР | 8 | 10,1 |
Средние значения | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
АГР | 19,4 | 27,1 |
Как видим, в экспериментальной группе все средние значения показателей значительным образом превышают аналогичные показатели в контрольной группе, что свидетельствует о наличии повышенного уровня враждебности и агрессии у подростков-правонарушителей.
2.5. Особенности социальной профилактики различных форм отклоняющегося поведения детей и подростков
Приведение основных принципов и содержания превентивной практики в стране в соответствие с положениями о Конвенции о правах ребенка не может быть осуществлено без изучения и критического осмысления международного опыта развития демократических стран. Несмотря на разнообразие существующих организационно-управленчиских подходов к профилактическим программ в разных странах, можно выявить основные тенденции в организации и функционировании системы социальной профилактики. Это прежде всего:
- гуманизация превентивной практики, преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
- профессионализация воспитательно-профилактической работы и охранно-защитной деятельности, ведение и подготовка социальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов. Подготовка практических психологов, специализирующихся по коррекции различных форм отклоняющегося, в том числе и агрессивного, поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
- создание сети специальных структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семей, детям, юношеству: психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию;
- психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
- признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-прававой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям и в первую очередь семьям группы социального риска, не справляющимся самостоятельно с проблемами воспитания.
В настоящее время можно наблюдать постепенный процесс перестройки с учетом вышеизложенных положений как деятельность всей системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, так и отдельных ее звеньев.
Отличительной особенностью современной отечественной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами. Многообразные органы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних криминологи делят на общие и специальные.
Общие органы ранней профилактики (учебно-воспитательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные и другие учреждения, действующие в системе народного образования, культуры, комунхоза и т.д.) осуществляют воспитательно-профилактическую работу в ходе решения задач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения твердых моральных принципов, правопослушного общественного поведения.
Специальные органы ранней профилактики (правоохранительные органы, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних органы опеки и попечительства и др.) непосредственно ведут работу с детьми, подростками, семьями группы социального риска, с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками, вернувшимися из ВТК и специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденными судом к различным мерам наказания, не связанным с лишение сободы.
Следует отметить, что грань между общими и специальными органами профилактики довольно относительная. Так, воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками с разного рода формами психической и социальной дезадаптации и с семьями, характеризующимися теми или иными факторами риска, ведется не только специальными, но и общими органами ранней профилактики. Учитывая, что социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в ее охранно-защитной модификации носит комплексный характер и представляет собой систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семей, детям, юношеству и в первую очередь семьям и детям группы социального риска, то ведущая роль здесь отводится созданию многопрофилактической государственной службы семьи и детства. Это многопрофилактическая социальная служба носит разноведомственный, разветвленный характер и представлена с учетом собственной специфики в разных сферах: в народном образовании, здравоохранении, правоохранительных органах, органах соцобеспечение и т.д.
В сфере социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних отделы социальной защиты семьи и детства имею следующие задачи:
А) через методико-социальный патронаж, социальных педагогов, правоохранительные органы, органы местного самоуправления – изучение проживающего в районе, микрорайоне контингента детей, семей; составление социально-демографической характеристике района; выявление и описание социальной инфраструктуры; выявление соответствия ее реальным потребностям разновозрастного населения, проживающего в районе;
Б) разработка предложений о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением нужд и потребностей семьи, детей, молодежи, организацией труда, учебы, досуга несовершеннолетних и молодежи;
В) своевременное выявление с помощью и при участии других ведомств семей и детей группы социального риска, осуществление социального патронажа над этой категорией семей и несовершеннолетних, оказанием им социально-правовой, социально-педагогической и методико-психологической помощи, привлечение, по мере необходимости, других органов и социальных институтов для поддержки и помощи детям и семьям группы социального риска;
Г) создание сети служб социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи и поддержки семей, детям, подросткам (психологические и юридические консультации, социальные приюты и убежище, телефоны и службы доверия, реабилитационные центры и т.д.).
Помимо центрального звена социальной защиты семьи и детства в других ведомствах также создается собственная система государственно-общественной помощи населению со специфическими задачами, функциями и объектами.
Так, медико-социальная служба выполняет следующие функции:
- организация медицинского социального патронажа над семьями;
- создание медико-психологической службы, занимающейся профилактикой и пропагандой здорового образа жизни, в первую очередь среди детей, подростков, юношества, семей, имеющих несовершеннолетних детей;
- участие психоневрологов, психотерапевтов и психиатров в работе реабилитационных центров для несовершеннолетних детей с отклонениями в психическом и социальном развитии;
- оказание социальной помощи семьям, имеющими больных детей, родителей-инвалидов, хроников.
Деятельность социально-педагогической службы связана с диагностикой социально-педагогической ситуации в семье, по месту жительства, с оказанием психологической помощи родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания, в организации семейного досуга и т.д.
Социально-правовая служба выполняет функции социального контроля и социальной охраны несовершеннолетних от криминальной среды, включая криминальные семьи, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, проявляющих жестокость, насилие.
Социальная служба молодежи обеспечивает решение проблем занятости и трудоустройства молодежи, выпускников общеобразовательных школ, ПТУ, высших учебных заведений, создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних в условиях рыночной экономики, решение проблем их профессионального обучения и роста и т.д.
Общая и социальная профилактика девянтного поведения несовершеннолетних, возложенная на систему образования, осуществляется как в рамках непосредственного учреждения образования, так и во взаимодействии органов образования с другими социальными институтами. Кроме того, широкий круг вопросов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних решается во взаимодейстии органов народного образования с другими государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами, причем ведущая роль здесь принадлежит социальному работнику. В самом общем, интегрированном виде взаимодействие органов народного образования призвано решать следующие проблемы:
- с организацией здравоохранения – осуществление медико-социального направления, выявление родителей, детей, подростков групп социального риска, организация обследования их специалистами (когда в этом есть необходимость), консультирование, лечение, коррекция и другие формы оказания социальной и медико-психологической помощи. Пристального внимания заслуживают вопросы повышения эффективности работы школьных врачей и медицинского персонала учреждений и учебных заведений органов народного образования: выявление и искоренение вредных привычек (алкогольное, наркотическое и таксикономическое потребление одурманивающих средств и веществ, курение, аморализм в сфере полового поведения и т.д.);
- с органами социального обеспечения – развитие рабочих мест для подростков-инвалидов путем создания в системе социального обеспечения специализированных предприятий, участков, цехов для данной категории несовершеннолетних; устройство на работу и п.д. Службе социальных работников учреждений и учебных заведений органов народного образования, здравоохранения и социального обеспечения предстоит оперативно решать ряд вопросов по оказанию таким детям медицинской, социальной и правовой поддержки и помощи;
Информация о работе Особенности проявления девиантного поведения у подростков